«Нет кризиса идей, есть кризис людей»

Опыт КРОК: кого и зачем ищут корпоративные акселераторы

<i>Борис Бобровников, основатель и генеральный директор КРОК, тоже общается со стартапами</i>
Борис Бобровников, основатель и генеральный директор КРОК, тоже общается со стартапами

В конце октября стартует уже третий поток акселератора, созданного внутри нашей компании. В нем мы помогаем реализовать идеи как собственным сотрудникам, так и внешним стартапам. Этот проект в КРОК курирую я как Chief Product Officer и директор департамента вычислительных систем. За два первых потока поступило 98 заявок, 24 проекта прошли акселерацию, 5 из них за время акселерации нащупали способы расти намного быстрее, и мы точно убедились на своем опыте, что корпоративный акселератор компании нужен. Расскажу подробнее.

Зачем это компании

Мир быстро меняется. Классические вендоры не успевают за изменениями рынка и не могут удовлетворить все «боли» клиентов. Акселератор решает именно эту проблему. С его помощью можно найти на рынке сильные команды и проекты, которые за счёт своей фокусировки реагируют на запросы клиентов быстрее, чем крупные компании, дать им свою инфраструктуру, свою экспертизу и вместе предлагать актуальные решения заказчикам.

Такие проекты могут предлагать и собственные сотрудники. Если внутренний проект успешно прошел акселерацию, то его автор погружается только в развитие проекта, получает свою долю и максимально замотивирован в успехе. Так что акселератор – часть экосистемы внутреннего предпринимательства. На запуске проекта мы пообщались почти со всеми существующими корпоративными акселераторами, изучив опыт МТС, Альфа банка, «Леруа Мерлен» и других компаний. Например, нам все говорили про «эффект зараженного» от методик, применяемых внутри акселератора. Сотрудник, побывавший со своим проектом в акселерации, вернется на рабочее место и «покусает» еще троих: запуск акселератора меняет работу даже тех сотрудников, которые не вовлечены в работу со стартапами.

Запуск акселератора изменил и некоторые бизнес-процессы в КРОК. Например, мы начали использовать трекеров и в операционной работе компании: например, запустили проект «Точка роста» для нескольких инновационных направлений, так проще и быстрее проверять гипотезы, осознаннее делаются инвестиции.

Зачем это стартапам

Условия корпоративных акслераторов часто отличаются между собой. КРОК, например, не претендует на долю в компании. Наш акселератор для команд бесплатный. А в случае успешной акселерации, мы нацелены на партнёрские отношения, на совместные проекты и разделение выручки с этих проектов; с каждым стартапом договариваемся индивидуально. Для некоторых стартапов это оказывается важным условием выбора. Такое партнерство даёт инфраструктуру для масштабирования или снимает с команд задачи, которыми они не хотят заниматься. У нас был один проект, основатель которого пришел с честным запросом: «У меня есть технология, но я не хочу операционной деятельности, заниматься внедрением и сопровождением заказчиков, мне нравится продавать, давайте мы будем друг друга дополнять». Мы предоставляем каждому стартапу двух трекеров – один приглашенный, у которого большая насмотренность в 1000 и более проектов, и одного внутреннего, который хорошо разбирается в ресурсах КРОК. Внутренние трекеры заинтересованы в том, чтобы проект показывал результат и высокий уровень вовлеченности. На внешних остается фреймворк по «поджиганию стула» под фаундером.

<i>Результаты команд первых двух потоков акселератора КРОК </i>
Результаты команд первых двух потоков акселератора КРОК

К нам приходят и стартапы, уже проходившие акселерацию в других местах. Отличие в подходах. Часто бизнес-акселераторы во главу угла ставят обучение. У нас другой интерес — нам нужно постоянно улучшать их бизнес, поэтому трекеры сразу выталкивают команды в рынок.

Какие стартапы нужны

Все, что мы знаем о стартапах, построено вокруг анализа неудач. Никто не знает, как сделать правильно. Так что идем от противного, «как не надо». Плохо не слушать заказчиков и не понимать ценность своего продукта, плохо не разбираться в unit-экономике и загонять компанию в убытки с каждой следующей продажей. При этом главным критерием успеха стартапа все равно остается фаундер, его готовность разрушать барьеры на всем пути от идеи до продажи и масштабирования.

Сейчас на рынке нет кризиса идей, есть кризис людей. Мы уже успели столкнуться с самыми разными «багами». Были примеры, когда стартапы рассказывают про кучу предпродаж, не создав даже прототипа. Но одно дело предложить потенциальным клиентам «Macbook, только в два раза лучше и в два раза дешевле», и другое – его разработать. Бывают перекосы и в другую сторону. Например, приходила команда, которая делает «очередную» программу лояльности. Заявили, что для пилотного проекта им нужно будет 300 млн рублей. Мы, мягко говоря, удивились и попросили рассказать, на что. Оказалось, ребята выходцы из корпоративной структуры и другими цифрами не оперируют. Деньги им нужны были, чтобы «построить компанию – отделы, департаменты, руководителей департаментов», чтобы запустить пилот...

Кроме адекватности, нам нужно, чтобы у нас с командой сложилось будущее. С одной стороны, акселератор бесплатный – ты не отдаешь долю и не платишь деньги. С другой стороны, у нас очень жесткий отбор. Нам нужны те, с кем мы видим перспективы сотрудничества, и понимаем, как принести друг-другу пользу, кто готов при этом слышать и реагировать. Если у вас движок для криптобирж или b2c-проект на Ближнем Востоке — удачи, но скорее всего не с нами.

Этот блок временно не поддерживается
88
19 комментариев

Извините, но нет ни кризиса идей, ни кризиса людей, есть кризис условий и то только у нас.
Что Ваш фонд предлагает в фин плане?
Если я правильно понял из инфы с Вашего сайта, то денег Вы не даете.
Т.е. Вы предлагает к Вам идти потому что Вы крутые.
И Вы ждете интересные проекты на эти условия...

Приведу Вам пример нормальных условий.
Норвежский Акселератор в Бергене.
https://startuplab.no/accelerator/
Предлагает в пересчете на $ около 140,000$ за 10%, плюс спец условия по stripe(0% комиссия).
И таких акселераторов забугром достаточно, а у нас дефакто нет ни одного.

Все интересные проекты едут забугор деньги искать, а местные псевдо-инвесторы-акселераторы ноют, что якобы не в кого вкладывать.

P.S.:
Проектам нужны бабки на развитие, а не мнение "экспертов".

9
Ответить

Полностью согласен. Изучал условия инвестирования у ФРИИ, там аналогичная ситуация: проект должен уже приносить существенный доход и иметь перспективы к масштабированию. Встает резонный вопрос - а нафиг мне инвестор в этой ситуации? Имея прогнозируемую прибыль я возьму кредит или партнера в долю (на адекватных условиях) и закрою свои финансовые потребности. Предлагают экспертизу в комплекте? Весомый аргумент, но с деньгами оно не так критично.

PS
Были еще забавные предложения с инвестициями под гарантию возврата всей суммы основателем в случае провала проекта. Типа прибыль делим пополам, а риски извольте собственным кошельком покрыть)

6
Ответить

Кризис не людей и идей, а кризис инвесторов и законодательной базы! Инвесторы, так себя называющие, на самом деле - обычные кредиторы, которые хотят и долю в бизнесе иметь (не менее 51%) и гарантировано деньги вернуть. Рисковать, работать по 16ч, не спать, думать в первую очередь о возврате вложений инвестору должен только ты сам. Такова идеология российского инвестора.
Пишу так, потому что утомился с ними общаться.
Придумай, нарисуй, посчитай, объясни, разжуй, докажи. Всё это стоит моих усилий, времени и финансов. А после слышишь: «А всё-таки, как ты мне гарантируешь возврат денег?» Да блять, никак, что непонятного?! Как и в любом бизнесе!
У меня были концепты от 3 до 50 млн рублей. Но вокруг - одни кредиторы-дольщики...(

4
Ответить

В точку.

Тут самое опасное, что если все таки дадут денег и не выгорит.
Тогда могут приподнести, что тебе денег одолжили и привлечь рекитиров.

2
Ответить

Про ФРИИ(в 150 раз напишу про pre-seed)

Предлагают якобы 2.5 млн.
Минус 1.1млн(или около того) за никому не нужное обучение.
Минус деньги на жизнь на время акселерации на двоих. Около 200,000.
Далее как я понимаю нужно уплатить налог с оставшихся денег(не факт).
И как я слышал по отзывам оставшиеся крохи хрен получишь, потому что нужно очень веское обоснование на что тебе нужны деньги.
Т.е. выхлоп такой: потратить свои 200,000, несколько месяцев времени и потерять 7% проекта.

"Предлагают экспертизу в комплекте"
Одно дело когда ты получаешь экспертизу находясь в акселараторе Y Combinator в придачу с ~120,000$ за 10%, от людей с огроменым опытом и знаниями, другое дело от левых чуваков, у которых нет ни одного своего успешного проекта за плечами.

"PS"
Разница между инвестициями у нас и забугром.
У нас в понятие инвестиция вкладывают займ/кредит, т.е. деньги нужно вернуть, так еще и долю дать. Обычно это заворачивают в красивую обертку "инвест займ"/"конверт займ", которые по факту в нашей юрисдикции просто займ.
Забугром инвестиция - это выкуп акций.

Вот интересное недавнее видео на эту тему. Долго, но интересно.
https://www.youtube.com/watch?v=S0Sj3WESIyY

3
Ответить

Ходил я на фриишные семинары пару лет назад. Сразу понял, что красивый и профессиональный разводняк. Кормят себя из денег фонда в расчёте на то, что где-то выстрелит. Достаточно взять в руки калькулятор и включить чуть-чуть мозг, чтобы понять, что туда нет смысла стремиться.

4
Ответить

Еще слышал о такой схеме:
Инвестируется миллион, к примеру, и в штат внедряют своего человека на конский оклад, типа консультанта или коуча. Маркетинг отдается на аутсорс подконтрольному digital-агентству по завышенным тарифам и так далее. Короче помогают "эффективно" освоить бюджет)

3
Ответить