Как мы помогаем предпринимателям и топ-менеджерам запускать стартапы без рисков (почти), не бросая основную деятельность

Ситуация: у вас прибыльный бизнес, которым занимаетесь все рабочее время. Вам приходит идея перспективного стартапа, который, возможно, принесет в разы больше денег, чем текущий бизнес. Но бросать прибыльное дело ради рискованного стартапа - не рационально. А идею упускать не хочется. Что делать?

То же касается топ-менеджеров, которые стоят перед выбором: бросить карьеру ради стартапа, который может не взлететь, или упустить шанс создать наконец собственный бизнес.

Идея, ресурсы, нужные партнеры и связи есть, а времени и возможности рисковать потерей текущего источника денег - нет. Вот эту проблему мы и решаем.

Как мы помогаем предпринимателям и топ-менеджерам запускать стартапы без рисков (почти), не бросая основную деятельность

С чего все начиналось:

Меня зовут Иван Коломиец, занимаюсь маркетингом и управлением проектными и продуктовыми командами.

Летом 2021 года из небольшого рекламного агентства я перешел на роль директора по маркетингу в новой стартап-студии Foundarium, которую создал мой давний клиент (ранее мы делали для него сайты и рекламные кампании).

Цель студии - запускать и развивать IT-продукты, тестировать продуктовые гипотезы, для чего были привлечены инвестиции.

Есть еще инвестиционное направление (формат венчурного фонда). До известных событий мы активно его продвигали и, помимо запросов на инвестиции, получали десятки запросов типа "А стоит ли вкладываться вот в эту идею?", "А как правильно запускать IT-бизнес? Какие нюансы?". В основном такие запросы поступали от предпринимателей и топ-менеджеров, которые пытались оценить риски, ведь не хочется потерять то, над чем работал годами окунувшись с головой в авантюру запуска IT-стартапа.

В итоге полгода назад мы приняли решение выделить команду под коммерческий формат сотрудничества с предпринимателями, и главная услуга, с которой мы начали - тестирование гипотез, проверка идей на перспективность. Саму организацию назвали Smartesta.

Почему именно тестирование идей/гипотез?

Все дело в том, что любая продуктовая идея складывается из множества переменных, не зная которые мы сильно рискуем при запуске. Именно поэтому большинство стартапов не доживают даже до стабильных продаж.

Мы выработали поэтапный итерационный подход к запуску IT-продуктов, который позволяет при любом исходе сэкономить значительную чать средств в сравнении с подходом "придумал → разработал → пытаешься продать → понимаешь, что сделал не так, как надо было → пытаешься судорожно доработать продукт или закрываешь его, так как закончились деньги"

Наш подход:

  1. Заказчик придумал идею (нафантазировал, как создаст миллиардную компанию) и пришел с ней к нам.
  2. Дорабатываем идею, систематизируем все тезисы и обрывки информации, определяем ограничения по ресурсам и срокам.
  3. Изучаем конкурентов (чтобы понять, на сколько сложно будет выделиться, какие ниши не заняты, какие "слабые места" у конкурентов и т.д.)
  4. Общаемся с целевой аудиторией (CustDev-исследование, чтобы выявить приоритетные потребности и разбить будущих клиентов на сегменты).
  5. Формируем гипотезы на проверку (обычно есть несколько вариантов позиционирования, монетизации, бизнес-модели, источников привлечения клиентов, и без данных "с полей" точно не знаешь, что будет эффективне)
  6. Проводим тесты (имитируем наличие продукта или создаем прототип, пытаемся продать, проводим опросы, попутно собираем данные)
  7. Анализируем и делаем выводы (На основании данных выясняем, в каких вариантах получается наилучшая экономика и перспективны масштабирования)
  8. Формируем финансовую модель будущего продукта, определяем предельные показатели (к примеру цену привлечения клиентов, тарифы)
  9. Далее формируем продуктовую команду под проект (внутри агентства или сразу на отдельном юр лице, могут быть варианты) и помогаем подготовить все к полноценному запуску. Только здесь, через пару месяцев маркетинговой работы, стоит вкладывать самосвал денег в разработку, создавая то, что точно нужно людям и будет прибыльно.
  10. После запуска продолжаем работу в качестве партнера по маркетингу.

Конечно, план этот усредненный. Детали и последовательность действий зависят от специфики и масштаба задуманного продукта.

Работа, базирующаяся на исследованиях, предварительных экспериментах и подходе "сначала продай, потом делай" и позволяет экономить, так мы вовремя выясняем, в какую сторону развивать продукт и на чем сфокусироваться, а не распыляемся на все и сразу. Кроме того, если у идеи нет будущего - такая методика позволяет об этом узнать до того, как сожгли кучу денег и времени на разработку и полноценный запуск.

Причин, по которым идея может "не пройти тест" - масса. Например, не сходится экономика, есть какие-то непреодолимые технические трудности, слишком большая конкуренция или наоборот, продукт слишком инновационный и рынок пока к нему не готов, слабый потенциал масштабирования и т.д.

Не скажу, что это наше ноу-хау, скорее это подход, который пока что не очень популярен в предпринимательской среде в России. Особенно у тех, кто только начинает попытки создать IT-бизнес. Наша цель - поменять это и сделать так, чтобы больше проектов доживали до состояния работающего бизнеса, расходовали меньше денег впустую и чтобы больше идей воплощалось в жизнь в целом.

Если вас заинтересовал такой подход - рекомендуем подписаться на наш телеграмм-канал, а лучше напрямую обращайтесь через сайт smartesta.com

Также буду рад ответить на уточняющие вопросы в комментариях!

88
9 комментариев

ну если есть идея и деньги, но нет понимания основ, то почему нет

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А на счет команды - согласен, что может быть предвзятое отношение. К примеру мне 24, но я с 17 лет работаю в сфере маркетинга и с 19 управляю людьми) Отрастить бороду, чтоли для внушительности...
Я думаю, что 2-3 года опыта в узкой, релевантной деятельности, могут быть ценнее 7 лет опыта во всем подряд. К тому же работая над проектами - также задействуем людей из материнской компании Foundarium, а это десятки людей, котрых просто не показываем. Видимо надо) Учту ваше замечание.

А про лампочки - не понял) это абстракция, в которой не должна быть отражена какая-то статистика, если вы об этом.

1
Ответить

Да, юридически защищаем заказчика по части авторских прав на произведенные работы и, конечно, вместе с договором подписываем NDA, котррый распространяется на всю команду.

1
Ответить

главное понимать, что этот подход не универсален, не каждый продукт можно продать до того как пользователь его попробует и ни о каждом продукте можно получить адекватную оценку какой бы крутой кастдев не проводился

что бы не быть голословным - представьте, что к вам пришел на оценку стартапа Твиттер, какие бы выводы вы ему предоставили? Нашли бы юзеров, которые скажут, что соцсеть ограниченная 140 символами на сообщение это крутая идея и они хотят там купить синюю галочку?)

Ответить

Да, действительно, некоторые продукты могут быть слишком масштабными для проверки, но это исключения из правил.

Кроме того, большинство популярных соц сетей запускались как нишевый продукт: твиттер был небольшим экспериментальным продуктом внутри другой компании, фейсбук был соц сетью внутри университета, ютуб - вообще был сайтом знакомств.

Ответить