Как мы сделали вейп, часть первая. Pulsar — первая портативная электромеханическая вейп станция

Попытаться организовать свое производство в России, столкнуться с реальностью и найти себя.

Давно хотел написать на VC о своем проекте, пути становления и сложностях с которыми приходится сталкиваться почти каждый день, тем более, что вокруг так мало новостей рассказывающих о стартапах имеющих дело именно с "железом".

Ex nihilo nihil fit

Все началось с идеи. Почти 3 года назад, после неоднократных попыток бросить курить, я решил попробовать перейти на вейпинг. И, к внезапному моему удивлению, это принесло свои плоды. Сейчас-то я уже знаю, что вейпинг, как средство по отказу от курения, гораздо эффективнее любых других способов (вот к примеру недавнее исследование, говорящее о том, что вейпинг в 3 раза эффективнее никотиновых пластырей), но тогда это все было для меня в новинку.
Конечно же я стал активно пропагандировать вейпинг среди курящих друзей, после чего, у нас возникла идея:

Почему, проводя так много времени дома, приходится постоянно использовать вейпы на аккумуляторах? Почему нет вейпа работающего напрямую от бытовой сети?

Постепенно стали добавляться и другие пункты: сделать самый мощный вейп / с уникальной вкусопередачей / чтобы работал от автомобильной сети / максимально надежный / подходящий для баров и вейпшопов / продвигающий стрит-арт и русскую культуру (палехская миниатюра), и прочее.
Но изначально всего лишь хотели сделать устройство для комфортного использования дома.
При этом я обращал внимание на развитие вейп-индустрии в целом.
Например, на то что табачные компании уже начали активную экспансию на этот рынок.

У всех основных табачных гигантов к тому моменту был уже свой (и зачастую не один) бренд электронных сигарет.
У всех основных табачных гигантов к тому моменту был уже свой (и зачастую не один) бренд электронных сигарет.

А после спада первой волны обсуждений интерес к вейпингу не снизился, а только лишь продолжал расти (и продолжает до сих пор).

Глобальный рынок вейпинга оценивался в 8.35$ млрд. в 2017 году. Ожидается, что к 2026 году он достигнет отметки в 46,2$ млрд.
Глобальный рынок вейпинга оценивался в 8.35$ млрд. в 2017 году. Ожидается, что к 2026 году он достигнет отметки в 46,2$ млрд.

И шаг за шагом мы решили попробовать сделать свой собственный вейп (или мод, или вейп станцию, можно называть как угодно).

Aut inveniam viam aut faciam

Начали продумывать схемотехнику будущего устройства и заниматься поиском компонентов.
Это был достаточно долгий процесс так как наш вейп отличается внутренним устройством от всего, что находится в данный момент на рынке, по сути нам нужно было разработать свою собственную плату, продумать механику, процессы и компонентную базу. Консультировались с заведующими кафедр различных технических институтов, разбирали устройство существующих модов, советовались на специализированных форумах после этого собирали, тестировали, пересобирали, снова тестировали и так раз за разом.

Больше о технических особенностях устройства можно узнать посмотрев интервью с нашим тех.директором:

Хоть мы и находимся в Новосибирске, где расположен крупнейший завод радиодеталей, но компоненты заказывали в основном с али или покупая в чип и дипе, так как практически нереально найти необходимые радиодетали и электронные компоненты местного производства.
Тоже и с изготовлением финальной платы с заданными компонентами. Мы в первую очередь начали обращаться к местным заводам по производству печатных плат, но либо не получали ответа, либо отписки вида:

Как мы сделали вейп, часть первая. Pulsar — первая портативная электромеханическая вейп станция

И так по всем комплектующим, цена либо была завышена в несколько раз, либо требовалась закупка партии начиная от нескольких сотен тысяч.

Менеджер выслал цены только после нескольких звонков и речи о крупном заказе
Менеджер выслал цены только после нескольких звонков и речи о крупном заказе

Поэтому приняли решение, для тестовой партии, заказывать комплектующие в Китае и странах азии.

Промышленный дизайн

Мы более-менее определились со схемотехникой будущего устройства выбрали название, первоначальный дизайн и шрифт (в чем нам помогал наш друг и невероятно крутой дизайнер Егор Черкасов (поделюсь ссылкой на его канал).

Первое, рабочее, название нашего вейпа - Quasar. Вдохновлялись темой космоса и гостевой формой LA Lakers.
Первое, рабочее, название нашего вейпа - Quasar. Вдохновлялись темой космоса и гостевой формой LA Lakers.

После этого мы начали искать промышленного дизайнера, чтобы можно было облечь нашу задумку в соответствующую форму, но столкнулись с очередной проблемой, почти все пром.дизайнеры переехали из Новосибирска в Москву или Питер (а при ограниченном бюджете мы не могли позволить нанять для работы дизайн бюро, да и хотели постоянно держать руку на пульсе и быть в контакте).

Переписка с одним из бюро по пром.дизайну, цена только за этап эскиза  (к слову, теперь у них идут скидки в 50%).
Переписка с одним из бюро по пром.дизайну, цена только за этап эскиза  (к слову, теперь у них идут скидки в 50%).

Но все же чудом смогли найти дизайнера (достаточно зрелого и остепенившегося) в Новосибирске, с еще советским архитектурным образованием за плечами (а он в свою очередь привел инженера, который помогал в правильной компоновке) и мы продолжили работу.

И постепенно, спустя много месяцев, обсуждений, подгонок и сменив название на Pulsar (как один из самых мощных объектов во вселенной), дошли уже до почти финальной формы.

и были готовы вплотную перейти к производству.

Заметка плавно перерастает в достаточно большую статью, поэтому готов написать продолжение в следующей части (общение с заводами, выставление заказов и выбор поставщиков, логистика, сертификация, цены, себестоимость, дистрибуция, сайт, продвижение и прочее), если будет интерес и пожелание на чем сделать акцент (да и не хочется на День России продолжать ругать наш бизнес).
А в заключение, для тех кто дочитал до этого места, предлагаю посмотреть первый видеообзор на наше устройство.

3232
43 комментария

Да бары сами начали спрашивать, изначально мы больше ориентировались на b2c рынок, но потом поняли, что учитывая нашу цену (а она абсолютно оправдана и там минимальная маржа, о чем я могу рассказать в следующей статье) это очень подходит для b2b.
Мы разместили несколько устройств в вейп-баре Абсолем (в Новосибирске) и получили первые положительные отзывы от клиентов (хотя они продают сейчас Пульсар по цене 400руб. за бак, что нам кажется очень дорого (учитывая то что это новинка), но это опять сводится к жадности русского бизнеса). Продавая Пульсар по 100 руб за бак (5 мл. типа Ammit), он оправдает себя уже через 200 заправок.
После Абсолема добавились вейпшопы, а с ними и клиенты открывающие кафе и заведения (которые сами ищут подобные вейп станции, чтобы отказаться от кальянов и привлечь новую аудитории).
+ во многих барах города уже стоят аналоги вейп станций (правда маломощные, что-то вроде электронных кальянов).

4
Ответить

Расскажите как у вас с custdev? Анализируете обратную связь? Серж в обзоре несколько дельных советов дал. Так как вы контролируете почти все этапы, то можете очень быстро улучшать продукт.
Кальяны выпускать не планируете? Стационарность как раз для них, мощности хватит на всю компанию.
Я бы еще выпускал весь спектр аксессуаров под одним брендом, жидкости и т.д. Предлагал бы барам поставить у себя "аппарат" и подписать договор об обслуживании, поставке той же жидкости.
Патент на изобретение желательно международный.

4
Ответить

Как боженька смолвил ) Тоже интересно !

Ответить

Присоединяюсь, вопросы по делу!

Ответить

Ок, попробую рассказать, как раз один из наших плюсов в том, что мы можем оперативно вносить изменения в устройство.
Кальяны выпускать не планируем, мы против табака и активно пропагандируем отказ от него.
Аксессуары тоже планируем выпускать, но все в свое время, сейчас силы брошены на "железо".
По патенту все достаточно сложно, ведь все компоненты в открытом доступе (важен только их правильный подбор + их компановка на плате) и китайцам никакой патент не помешает повторить плату и устройство.

Ответить

Воплощение вашей задумки конечно отличное. Но!
Лично у меня много вопросов возникло.
Почему такой огромный? Это конечно главный вопрос.
И хоть убейте я не понял, нафига он нужен не мобильный? Что бы тупо, просто не заряжать батарейки? Во всем мире идут от проводов, а вы наиборот туда вернулись. Утюги работают от батарей.
Второй момент - когда создавали данный продукт, вы опрос проводили? Насколько он будет востребован?
Ну и конечно исследования рынка устаревшие и прогнозировались в момент взрывного роста индустрии. Последняя выставка в Москве показала огромный спад интереса к данной теме, плюс акцызы на носу, ну и как правильно подметили табачные гиганты сюда лезут очень нехило.
Так что мое мнение - это как чемодан без ручки - нести тяжело и выкинуть сложно. Очень много сил и времени убьете на это. В смысле на поток сбыта, если он еще настанет.
Ну и про закуп материалов - пвс 2*0,75 в леруа стоит в районе 17 руб, на каком ни будь рынке еще дешевле. 20км провода это сколько комплектов вы изготовите?
За статью плюс, за старания плюс. Да вообще за всю работу плюс. Но, как бы, не зря, не?

2
Ответить