Уберизация ЖКХ как задача для хакатона

Как госструктуры идут в диджитал.

Уберизация ЖКХ как задача для хакатона

При чем тут хакатон?

Первый этап хакатона «Цифровой прорыв» запустился 8-го июня в 40 городах России.

Хакатон — соревнование, в котором участники за короткий срок создают прототипы IT-решений в рамках поставленных задач.

«Цифровой прорыв» — конкурс платформы «Россия — страна возможностей». Да, этот хакатон спонсируется государством. Задания — по стратегическим направлениям внутренней политики страны.

Участники разрабатывают прототипы цифровых продуктов для здравоохранения, образования и науки, государственного управления, транспорта и логистики, а также ЖКХ и городской среды.

Источник — сайт rsv.ru, на главной странице которого присутствует цитата вождя, все по канонам.

В этапе хакатона в Санкт-Петербурге принимало участие примерно 350 человек
В этапе хакатона в Санкт-Петербурге принимало участие примерно 350 человек

Чтобы попасть на мероприятие,нужно было зарегистрироваться, пройти тестирование, создать или выбрать команду. Я был дизайнером и маркетологом в одной из команд по направлению «ЖКХ и городская среда». Направление мы выбирали заранее из доступного списка, нам оно показалось наиболее интересным.

Мероприятие прошло неоднозначно: мы придумали интересный прототип, но к организации и экспертам есть вопросы. Теперь по порядку ↓

Прототип чат-бота для ЖКХ

Нашим заданием было — создать чат-бота для сайтов региональных ЕДЦ для ответа на любые вопросы, связанные с получением услуг ЖКХ и устранением мелких бытовых проблем.

Сначала мы определили функционал сервиса. Далее набросали сценарии использования и отрисовали дизайн. Подумали над коммуникациями и возможной финансовой моделью.

Сценарии. Мы продумали 4 основных сценария использования бота:

  • Заявка на вызов или услугу
  • Отзыв или жалоба
  • Информация по дому
  • Оплата услуг ЖКХ

Это базовые варианты, которые должны закрыть большую часть запросов пользователей.

Уберизация ЖКХ как задача для хакатона

Возможно, такой функционал был бы удобнее в рамках отдельной программы с личным кабинетом. Но задача была сделать чат-бот. Плюс ко всему, для большинства сценариев возможна интеграция с Госуслугами — это намного облегчит повторное взаимодействие пользователя с ботом.

Прототип. Мы делали упор на живое общение в формате переписки, чтобы человек мог взаимодействовать с ботом интуитивно. Пользователь видит диалог и понимает, что нужно написать и какой результат он получит.

Пример сценария аварийного вызова
Пример сценария аварийного вызова

Всего три цвета: серый, синий и оранжевый. Оранжевый использовали для акцента при сценарии аварийного вызова, чтобы подсознательно заложить понятие «аварийности». Во всех остальных сценариях — диалог обычный, серо-синего цвета.

Все отрисованные сценарии есть на моем сайте.

Коммуникации. Подумали, что было бы круто сообщать жильцам о новом сервисе с помощью билбордов в окрестностях конкретного дома. Вот пример:

Уберизация ЖКХ как задача для хакатона

Конечно, можно задействовать таргетированную рекламу по локации и контекстную по ключевым запросам. Но у сервиса такого формата не будет больших бюджетов на рекламные кампании. Поэтому самыми эффективными каналами будут сарафанное радио и контент в соц. сетях и СМИ.

Дополнительную точку контакта можно создать подарочными стикерами для всех подключившихся пользователей. Они покажут, что жильцы квартиры уже используют этот сервис, и у них все хорошо с вопросами ЖКХ.

Уберизация ЖКХ как задача для хакатона

Backend. Не забыли и про программно-аппаратную часть сервиса. Чтобы контролировать заявки внутри управляющей компании, нужна CRM система. Тут можно использовать любое готовое решение SaaS формата или создать свое. Далее, к этому можно прикручивать машинное обучение, чтобы бот лучше определял критерии индивидуальных запросов пользователей.

Вот, как бы это могло бы выглядеть:

Уберизация ЖКХ как задача для хакатона

Финансовая модель. Наш сервис — это агрегатор заявок на услуги ЖКХ. Он получает деньги за дополнительные услуги от жильцов и за подписку управляющих компаний за использование сервиса.

Далее, управляющая компания отвечает за аварийные вызовы и поддержку систем жилищного комплекса. Мы — за дополнительные услуги.

Еще мы закладываем 17% выручки каждого месяца в фонд амортизации ЖК для дальнейшего ремонта дома. За два года с выручки двух домов можно отложить примерно 600 000 рублей — это своего рода амортизационный фонд.

Уберизация ЖКХ как задача для хакатона

Посчитали модель с учетом сезонности в спросе на услуги ЖКХ, со спадом в летний сезон. Чем больше домов в ведении одной управляющей компании, тем больше прибыль.

В нашем примере — два дома:

Уберизация ЖКХ как задача для хакатона

Чистая прибыль накопительным итогом — 203 000 рублей, что неплохо, учитывая отчисления в фонды.

Сейчас, когда есть время проанализировать рынок, понимаю, что это очень оптимистичная модель. Договориться с коммунальщиками вряд ли получится, а средний чек на дополнительные услуги будет явно меньше. И вообще, воспринимать фин.модель всерьез на ранних этапах, когда продукт еще сырой, немного бессмысленно.

Минутка факапов. Программисты в нашей команде не успели написать рабочий код. За это нам хорошенько минусанули при итоговой презентации.

Зачем это государству

Цель хорошая — оцифровать направления внутренней политики. Сделать государственные сервисы удобными в использовании для жителей страны. Ведь большинство структур в нашей стране не менялись с 90-х годов.

Однако не все так классно.

От каждой сферы были эксперты, которые отвечали на вопросы команд. Я пообщался с ними. Многие эксперты довольно поверхностно разбирались в вопросах своей отрасли. Больше всего разговоров было про монетизацию проекта, а не развитие качественного сервиса.

На вопрос того, как предложить проект государственным структурам и не дать его коррумпировать, мне ответили:

«Вы предлагайте проект, а мы уж договоримся»

Ращупкин Андрей Григорьевич, Вице-президент ассоциации-блокчейн умных городов РФ

Будущее проектов хакатона

Наш прототип вряд ли продвинется дальше, чем эта статья. Но идея неплохая, и рано или поздно ее нужно реализовать, не важно, за государственные или частные ресурсы. Главное — это поможет изменить, а вернее, создать нормальный рынок услуг ЖКХ.

Про оцифровку ЖКХ уже есть интересный пример в Екатеринбурге, у ребят реально получилось превратить бандитский бизнес в отличный сервис для жильцов. И кстати, масштабируемое решение у них уже есть.

Круто, что формат хакатона набирает обороты. Пока в России еще есть интеллектуальные ресурсы — это будет работать. Однако организацию мероприятия нужно улучшать: лучше выбирать экспертов и делать более жесткий отбор участников.

Верите ли вы в цифровое будущее нашей страны?
да
нет
напишу свой ответ в комментариях
77
6 комментариев

ЦИФРОВОЙ ПРОРЫВРоссия — страна возможностейНашим заданием было — создать чат-бота для сайтов региональных ЕДЦ для ответа на любые вопросы, связанные с получением услуг ЖКХ и устранением мелких бытовых проблем.

3
Ответить

Поставил минус за "смешнявку" про Шиес, это нихуя не смешно

1
Ответить

А кто сказал, что это шутка? О проблемах нужно говорить.

Ответить

Минутка факапов. Программисты в нашей команде не успели написать рабочий код. За это нам хорошенько минусанули при итоговой презентации.

А код на хакатонах нынче не модно писать?)

Ответить