почему стоит рассказывать про культуру в проекте, и как это помогает находить своих людей

Мы подумали, что было бы здорово, если бы крутые команды нанимали только тех, кто для них perfect match по-настоящему, а не по строчкам в резюме.

Основная преграда – в закрытой или нерассказанной культуре многих проектов: когда считают, что вакансию надо «продавать», раскрывая только внешние стороны, о неудобных моментах – молчать, о шутках и вайбе команды не рассказывать и вовсе, потому что это несерьёзно.

Мы на практике выяснили, что узнать, о чём болтают у кулера и болтают ли вообще – важнее, чем прочесть маркетинговый питч из презентации. Точно так же, как и то, что формальные резюме и совпадения тегов не помогают найти «своих людей».

Поразмыслив над этим, мы сделали подкаст и решили звать туда смелые команды и людей и поднимать вопросы, на которые не всегда находишь ответ, когда устраиваешься на работу, но с которыми обязательно столкнёшься: кому в команде жить комфортно, как происходит подбор, за что могут уволить, с какими проблемами сталкиваются в повседневной работе, сколько зарабатывают, дают ли опционы и бонусы, в каком темпе живут, и в чём особенности отрасли.

Задача нашей первой рубрики Культурный обмен – помочь слушателю ответить на вопрос «а хочу ли я здесь работать» и вдохновить топ-менеджеров взять лучшие практики по культуре других компаний себе на вооружение. Мы проводим интервью сразу с несколькими участниками проекта, чтобы получить обзор 360 по вопросам их культуры, того, как они нанимают и увольняют. Чаще всего мы будем говорить с СЕО, СРО, HRD и продакт-менеджерами. Мы хотим вести честные разговоры про внутреннюю жизнь, не про заученные миссии и ценности из презентации, а про кейсы и факты.

Что-то из материалов мы будем превращать в заметки, но плотность информации в подкасте больше - атмосфера, детали и кейсы из первых уст.

Сегодняшний проект в фокусе: OneSoil

Немного вводных: команда Onesoil находится в Минске, это белорусский агротехнический стартап, познакомивший IT тусовку с термином «точное земледелие».

Команда из 26 человек работает над приложением OneSoil – картами для фермеров, сделанных спутником, по которым можно понять, какие части полей урожайные, а какие – нет, а потому и удобрять их не стоит. На сбор информации для карт и визуализацию ушло свыше трех лет и много ручного труда. Мы интересовались тем, какие настроения в команде, когда долго работаешь над сложным продутком, каково это – работать на стыке консервативного сельского хозяйства и технологий, и какие вопросы на повестке дня.

почему стоит рассказывать про культуру в проекте, и как это помогает находить своих людей

С кем мы общались: Саша Яковлев, head of product и сооснователь; Ваня Уваров, дизайнер; Филипп Кондратенко, агроном.

Образ OneSoil – какой он для тебя?

Саша: «Люди, которые собрались делать вместе то, что их вдохновляет, общаются между собой приятельски, и их мало. Так мы начинали. Сейчас есть вопрос к тому, как сохранять эту структуру и атмосферу, особенно при росте. Мы как раз в этой точке и думаем о том, как должна развиваться культура компании. Грядут перемены, потому что для того, чтобы сделать то, что мы хотим, это неизбежно».

Филипп: «Мы как хорошая группа в университете: некоторым вещам учимся, в некоторых – есть эксперты. Каждый – преподаватель и студент одновременно».

Иван: «OneSoil – это космос, а люди кометы. В стартапе не все выживают, не всегда все могут гореть идеей и только на этом выезжать, и люди летят, как кометы. А OneSoil даже не космос, а Земля!»

как в начале, когда есть только идея, привлекать талантливых людей?

Саша: «Могу рассказать о своём опыте – в какой-то момент я не работал, да и компании OneSoil еще не было. Мы случайно встретились со Славой [прим. Слава Мазай – CEO OneSoil] в походе, где он рассказал мне, чем занимается. На тот момент я долго занимался дизайном, а Слава с Севой [прим. Всеволод Генин – сооснователь] делали что-то на стыке дронов и сельского хозяйства. Мы поговорили, и я был очень удивлён, что в сельском хозяйстве есть какие-то технологии, сломались мои стереотипы, в голове что-то взорвалось. Я понял, что это настолько круто, что мне очень жалко, что я этим не занимаюсь. Я начал представлять, как могу помочь развитию проекта. Это была как любовь с первого взгляда. Мне, как дизайнеру, было очень интересно: ты переделывал сотни сайтов для банков, кучу мобильных приложений, и тут тебе показывают тему, о которой никогда не слышал, ты влюбляешься и просто начинаешь ею заниматься. У тех, кто присоединились к нам в самом начале, было так же. Никто не просчитывал какие-то потенциальные деньги, потому что это было невозможно, и риски были слишком высоки. Всем просто очень нравился уникальный стык сельского хозяйства и технологий. Было ощущение, что в это попасть невозможно, но в какой-то момент, оказалось, что мы уже этим занимаемся».

романтика работы в OneSoil – в консервативной индустрии, которую можешь изменить?

Саша: «Меня удивило, что я вообще ничего об этом не знал, а ещё тот факт, что есть люди – фермеры, которым технологии очень нужны, они их слабо используют, но эти технологии могут поменять всю индустрию. На этом рынке мало проектов, в том числе потому, что сюда сложный вход: нужно иметь экспертизу и доступ к фермерам. Непонятно, как его получить, если ты просто хочешь этим заниматься. Мне стало интересно, как это работает изнутри».

что крутого в OneSoil: в команде и продукте?

Иван: «Это единственная команда, где я чувствую себя полностью в своей атмосфере, где меня настолько ценят. У нас ребята разных возрастов, нет вертикали, мы все друг за друга. Здесь ценится дизайн: наверное, это Саша помог внести сюда эту ценность, потому что он бывший дизайнер. Нравится, что вся команда понимает: если нужно сделать фичу, это не просто добавить кнопку на экран, а нужно простроить логику того, как это поможет пользователю. Здесь всё хорошо с визуальной составляющей. Благодаря Сашиному опыту можно вместе накинуть конструктивные комментарии, и что-то улучшить, это очень помогает. Ещё дизайн очень ценится нашими пользователями и инвесторами: к нам подходят люди на конференциях, видят приложения и удивляются, потому что привыкли к интерфейсам образца 98 года, потому что агропродукты в большинстве всё ещё выглядят именно так. То же прослеживается по отзывам в Google Play».

что очень особенного про ваш продукт и целевую аудиторию?

«Недавно в наш чатик Intercom написал фермер и спросил, можно ли использовать на его поле определённый гербицид от сорняков, не умрёт ли при этом его основная культура. Мы были приятно удивлены тому, что человек настолько расположен к нам, чтобы доверять судьбу своего урожая».

Саша Яковлев, Head of product и сооснователь OneSoil

Саша: «Начнём с того, что, хотя фермеры есть разные, если усреднять, они редко сталкиваются с продуктами в интернете, а потому не очень понимают, как работают паттерны в интерфейсах. Так же в начале было две проблемы: мало фермеров, с которыми мы могли говорить, и доверие к нам.

Мы начинали с нескольких хозяйств в Белоруси, к которым когда-то ездили Слава с Севой с дронами и летали над их полями. Понятно, что после разговора c двумя-тремя фермерами, у тебя появляется представление, как это работает в Белоруси, но проводить глубокий cutsdev было просто не с кем. На тот момент, когда мы делали продукт, как это работает в Аргентине, Испании или в Италии, не понимал вообще никто. Первую версию мы делали практически в полной темноте. Мы собирали экспертизу у Севы, потому что по образованию он агрохимик и знал фермеров по предыдущему проекту. Из этого мы выкристаллизовывали информацию и делали продукт. Какие-то вещи были сделаны неправильно, какие-то – правильно.

А ещё на тот момент, у нас было доверие всего нескольких фермеров. В этом не было ничего удивительного: для них мы были молодыми парнями, которые сидят и что-то программируют, но ведь кроме разработки, для того, что мы делали, нужен был ещё и экспертный слой, в котором они не были уверены, и он действительно был не слишком большим. Cейчас я горжусь тем, что у нас вместе получилось стать компанией, которой фермеры верят, причем не только в Белоруси, но в европейских странах. Надавно в наш чатик Intercom написал фермер и спросил, можно ли использовать на его поле определённый гербицид от сорняков, не умрёт ли при этом его основная культура. Мы были приятно удивлены тому, что человек настолько расположен к нам, чтобы доверять судьбу своего урожая».

не фрустрирует ли, что фермеры не особенно разбираются в технологиях?

Ваня: «На самом деле, когда я пришел в компанию, я узнал, что фермеры – очень разные: например, в Европе фермерство – семейный бизнес,и фермеры там – молодые ребята, которые пришли в это, унаследовав его от родителей. Они довольно продвинутые и знают, что есть спутниковые снимки, дроны, которые помогают не просто идти в поле и смотреть, а наблюдать дистанционно. Есть и фермеры более пожилого возраста, которые не до конца понимают, как технологии могут помочь: у них много стереотипов. Для вторых мы пишем научно-популярный блог, в котором простыми словами рассказываем про технологии и убеждаем, что всё просто – достаточно открыть приложение, и там всё ясно. Получается, что аудитория разная, и, когда ты проектируешь интерфейсы, должен иметь ввиду разную степень понимания, как работает продукт. Это усложняет задачу, и не всегда можно найти компромисс, чтобы сделать понятно для тех и других. Приходится отказываться от вещей, которые могут показаться сложными: их описывать статьей в блоге или рассылкой, думать больше про онбординг».

приезжают ли фермеры к вам в гости?

Иван: «Да, но не так часто, как хотелось бы. Это происходит примерно раз в полтора месяца, но мы периодически выезжаем в поля и общаемся сами, а ещё у нас есть активный чатик в telegram. Многие пишут в Intercom, в поддержку. Мы тоже задаём там вопросы, чтобы узнать про них больше, понимать, с кем мы имеет дело».

Филипп: «А я сейчас вживую не контактирую с фермерами, только во время отпуска я всё-таки выехал на поля и целую неделю провёл, катаясь по Белорусии. Я отвечаю только на сложные агротехнические вопросы и помогаю на встречах. На чатики нет времени».

как выглядят конфликты в компании?

«Мы не девицы в монастыре, мы нормально относимся к разным мнениям, открыты к разным людям, и я держу в голове что разнообразие – это всегда круто. И даже встречая человека, совсем не похожего на меня, испытывая неприятные ощущения в первые моменты, я понимаю, что, если человек думает иначе, есть такие вещи и решения, до которых я не дошёл бы сам».

Саша Яковлев, Head of product и сооснователь OneSoil

Саша: «Мы иногда горячо спорим, но не ругаемся. Мне кажется, это неизбежно, когда несколько созревших людей встречаются в комнате, и у каждого есть сложившееся мнение по какому-то вопросу. Мы не девицы в монастыре, мы нормально относимся к разным мнениям, открыты к разным людям, и я держу в голове что разнообразие – это всегда круто. И даже встречая человека, совсем не похожего на меня, испытывая неприятные ощущения в первые моменты, я понимаю, что, если человек думает иначе, есть такие вещи и решения, до которых я не дошёл бы сам».

как вы набираете команду?

Саша: «Мы много экспериментировали, но у нас нет формализованного пайплайна, и мы пробуем разные вещи. Самый обычный путь – мы публикуем вакансию, и люди приходят из соцсетей или по рекомендациям. C ними говорит человек, который отвечает за эту часть команды. Мы стараемся максимально много понять в одном интервью. Если чувствуем, что есть мэтч, предлагаем сразу задание, но все думают в таких условиях с разной скоростью, кому-то это не подходит».

есть ли у вас какие-то основные критерии, без которых в OneSoil не попасть?

Саша: «Я разделяю понятия «человек-человек» и «человек-профессионал» и, в первую очередь, я смотрю на «человека-человека» с базовыми ценностями: мне важно, чтобы он говорил правду, не стеснялся, не зашивался, обсуждал то, что его беспокоит».

в команде вместе живут люди из мира технологий и сельского хозяйства. Сколько времени требовалось, чтоб влиться? Что удивляет?

Филипп: «Я до сих пор вливаюсь. Например, когда я узнал, что такое Product Hunt, меня это поразило: я зашёл и подумал – боже мой, это же неинтересно! C кем мы соревнуемся?! Серьёзно?! Люди совсем другим занимаются: делают расширения для браузера... и карты – это же совсем не про то!»

вы много работаете?

Саша: «Когда мы только начинали, мы работали очень много: команда из 6 человек думала о OneSoil не переставая. Сейчас в чуть большей команде люди разные: кто-то по-прежнему не забывает о делах даже ночью, кто-то более спокойно относится к месту, где он работает, и разделяет личную жизнь и жизнь в офисе. Мы это понимаем, и ничего в этом плохо нет».

Филипп: «Работаем много, но это не утомляет. Иногда тяжело выйти из рабочего состояния, потому что очень разные задачи: ты ещё одну не закончил, а уже думаешь, как будешь делать следующую – настолько это интересно. Понятно, что есть нудные задачи, но ты понимаешь, что за этим будет стоять дальше, и всё равно делаешь».

В подкасте – атмосфернее и детальнее:

  • про любимого коллегу
  • на какие темы шутят в команде
  • что, по мнению команды, можно было бы поменять в проекте
  • ощущается ли, что в начинающем бизнесе непонятно, что будет завтра
  • зарплаты: выше или ниже рынка

Если вы хотите, чтобы мы пообщались и с вами, можно написать на почту to@talentdealers.ru и рассказать в двух словах, почему это будет интересно слушателям.

22
4 комментария

хотели как лучше... мне эта тема тоже интеерсна, но реально в этом интервью нет НИЧЕГО, что позволило бы проверить match по ценностям с командой. сплошной боди-позитив, на который вы сами же жалуетесь в начале статьи

Ответить

А что, на твой взгляд, отражает ценности? Обычно они косвенно читаются в том, как люди организовывают жизнь и принимают решения. Напиши, пожалуйста, конкретный пример, какие бы вопросы задавал ты – поможет в подготовке к следующему подкасту/статье.

Ответить

Про культуру что-то нет ничего...

Ответить

Примеров! Примеров хочется! Ответов на какие вопросы не хватает?

Ответить