Разбираемся в цифровой диетологии: как устроен рынок и как мы оцифровали диетологию

Привет! Мы запустили онлайн-сервис по диетологии, который готовили к запуску несколько месяцев. Рассказываем, как устроен рынок сервисов для здорового питания в США и в России, что мотивирует людей и каким и почему мы сделали свой сервис.

В закладки

Немного предыстории. Цифровые медицинские сервисы для профилактики и ЗОЖ появляются все чаще. Причина тому – бум технологий для медицины и параллельное действие закона о телемедицине, который пока запрещает лечить заболевших удаленно, если не было первого приема в офлайне. Кроме того, болезни случаются с людьми нечасто, а за здоровьем надо следить каждый день, а значит и пользоваться сервисом чаще. Поэтому разработчики medtech-решений все активнее придумывают способы помогать людям вести здоровый образ жизни и следить за здоровьем.

Как люди обычно решают вопросы с весом и питанием

Разработку концепций сервисов для ЗОЖ мы начали с полевых исследований аудитории. Наш руководитель продуктовой разработки Екатерина Могильная провела полевое исследование ЦА – несколько десятков интервью с потенциальными пользователями сервиса по здоровому питанию, в рамках которого она узнала:

Среднестатистический человек ассоциирует здоровье со Здоровым внешним видом и отсутствием физических недомоганий

  • Очень высоко доверие к лидерам мнений из Instagram
  • Никто и никогда не обращался за персональной помощью диетолога в клинику
  • Всем нужен рецепт для быстрого результата, например, похудеть к отпуску, чтобы быть красивым и привлекательным
  • Диетология ассоциируется только со снижением массы тела

И вот несколько историй таких клиентов:

Что в Штатах

13% граждан всех стран, которым уже исполнилось 18 лет, имеют избыток веса, а еще 39% грозят получить аналогичную проблему в скором времени. США — страна, в которой около 35% людей страдают от избытка веса, поэтому рынок приложений для похудения в этой стране наиболее развит. В стандартную программу ежегодной диспансеризации входит обязательное посещение диетолога и составление персонального плана питания. Самые популярные из них это: трекеры калорий, программы снижения веса на базе различных теорий и доказательной и не очень) медицины, а также сервисы по доставке продуктов.

Вот их особенности:

Трекеры калорий

  • Популярные приложения переведены и используются во всем мире

  • Большинство трекеров калорий обладает платным и бесплатным функционалом, бесплатные зарабатывают на рекламе

  • Среди приложений можно выделить Lose It, которое умеет считать калории по фотографиям еды
  • Продолжительность использования трекеров не велика, так как людям не интересно вести учет еды

Комплексные программы питания

  • Программы рассчитаны на 1-3 месяца

  • План питания предоставляется в виде списка разрешенных продуктов, готовых рецептов, реже разрешенных блюд к кафе и ресторанах

  • Программы синхронизируются с приложениями физических упражнений, трекерами калорий и позволяют отражать прогресс клиента.

  • План питания обычно разработан именитым диетологом/одобрен институтом питания и адаптируется в зависимости от аллергии и вкусовых предпочтений клиента

  • Клиента поддерживает команда коучей и диетологов в чате или по видеосвязи
  • Программы не предусматривают предварительное медицинское обследование

Доставка блюд и добавок

  • Доступна на всей территории США

  • Все составляющие блюд и добавок обычно содержат только продукцию органического происхождения
  • Используются различные тренды: чистое питание, палео-протоколы, безглютеновое, безлактозное, веганское, и др.
  • Все планы питания и добавки одобрены именитыми диетологами и подкреплены научными исследованиями

  • Программы питания достаточно дорогие, от 250 долларов в неделю

Что в России

По данным ВОЗ на 2017 в России более 30% людей в возрасте старше 25 лет страдают избытком массы тела. Лишний вес не является проблемой государственного масштаба, однако растет интерес населения по количеству поисковых запросов на тему правильного питания и диет по данным аналитики Яндекса в среднем 2 млн запросов в неделю* . Большинство запросов в интернете связаны с конкретным меню для снижения веса. Большинство услуг, доступных масс-сегменту не являются медицинскими и не принимают во внимание состояние здоровья клиента.

Вот, что можно сделать для снижения веса в России:

  • Принять участие в онлайн-марафоне. Цена: от 3000 р./1 раз. Без медицинских гарантий. Только на доверии бренду/звезде.
  • Установить мобильное приложение и считать калории. Цена – от 300 р./мес. Можно найти и бесплатные, но они не позволяют контролировать результат. Работает только для очень целеустремленных людей. Не включает рекомендации (не понятно, что хорошо и плохо).
  • Заказать готовую еду и добавки в интернете. Цена – от 3000 р./3 дня. Тут точно нет медицинской экспертизы и индивидуального подхода. Движение наугад.
  • Самостоятельно найти диету в интернете. Цена – 0 р. Или спросить у знакомых. Бесконтрольно ее использовать и получить медицинские последствия.
  • Сдать анализ ДНК или микробиоту. Цена – от 20 000 р. Занимательно, но долго и дорого. Без последующей поддержки.
  • Записаться на прием диетологу/нутрициологу. Цена – от 800 р. за прием. Бесплатный доступ к врачам-диетологам отсутствует: диетолог обычно не входит в ДМС и недоступен бесплатно по ОМС. Обычно после консультации клиент получает список анализов, и одной консультацией все не обходится
  • Лечь в специализированную клинику для снижения веса. Цена – от 100 000 р. за неделю. Других комплексных программ для снижения веса нет.

Каким мы сделали своего цифрового диетолога

Все способы по-своему хороши, но одного доступного сервиса, который бы был обоснован медицинской экспертизой и включал персональные комплексные рекомендации и анализы, на рынке не было.

Мы взяли за основу идею доступного комплексного сервиса для онлайн-консультаций с диетологами для улучшения здоровья решили сделать комплексный продукт на базе мобильного приложения с медицинской экспертизой, доступный массовому сегменту.

Это было органичным решением, так как запросов на получение онлайн- услуг по диетологии много, а линейку продуктов для ЗОЖ нужно было расширять, чтобы выйти на рынок продаж телемедицинских услуг клиентам. Напомним, "Доктор рядом" управляет цифровой платформой для телемедицинских консультаций, к которой подключены уже более 5 млн. человек, но пользуются ими не все, хотя в среднем за консультациями обращаются 5000 раз в месяц.

Команда проекта сформировалась из нескольких специалистов: Екатерина Могильная, руководитель по разработке продукта. Анна Ивашкевич, врач диетолог-психолог. Медицинский эксперт, консультант и разработчик методики превращения анализов в планы питания. И команда разработчиков веб- и мобильных решений.

У нас была готовая онлайн-платформа, врачи-диетологи и контракты с крупными лабораторным сетями. Нужно было сделать удобный путь клиента и наполнить сервис максимальным практическим смыслом.

За несколько месяцев у нас получился онлайн-сервис по диетологии, в котором можно получить комплексную программу питания, основанную на последних исследованиях доказательной медицины и знаниях в области диетологии, составленную индивидуально для каждого клиента с учетом состояния здоровья и пищевых предпочтений.

Фишки, которые мы включили в сервис исходя из анализа рынка:

  • Сервис для изменения качества жизни надолго, для создания новых устойчивых привычек, которые помогают жить лучше. А не быстрые решения для эффекта на 2 недели.
  • Значимая медицинская экспертиза и научная база. Мы пригласили экспертов по диетологии и диагностике для разработки продукта. Алгоритм для создания индивидуальных карт питания и набор анализов для лабораторной диагностики для программы «Живи со вкусом» разрабатывали врачи-эксперты, которые специализируются в области диетологии, эндокринологии, гастроэнтерологии, превентивной медицины. В ее основу легли рекомендации ВОЗ, национального руководства но эндокринологии и гастроэнтерологии, диетических рекомендаций Европейского кардиологического общества и Европейского общества атеросклероза, а также рекомендаций Департамента здравоохранения, НИИ Питания РАМН.
  • Персональный подход. На этом построен сервис, у нас нет шаблонных рекомендаций, все программы разрабатывают врачи персонально для каждого клиента диетологом.
  • Офлайн-часть: возможность сдать анализы и получить результаты. Мы подключили лаборатории-партнеров и можем направлять клиентов в 1500 медицинских офисов по России. Анализы входят в программу.
  • Комплексность. В составлении рекомендаций учитывают предпочтения, цели, состояние организма, включают рекомендации по питьевому режиму, режиму сна, отдыху и употреблению отдельных продуктов.
  • Онлайн-консультация с диетологом по видео или в чате. Наша платформа это позволяет сделать легко.
  • С возможностью оценить прогресс. Расширенная версия позволяет повторно сдать анализы и скорректировать план действий с диетологом спустя 3 месяца
  • С рецептами. Мы будем на еженедельной основе направлять персональный набор рецептов , которые клиент сможет приготовить самостоятельно либо иметь пример готовых блюд, которые выберет для себя в кафе.

Как это работает?

Чтобы получить персональную программу питания, каждый пользователь проходит несколько этапов, которые позволяют врачу получить максимум информации о пациенте и составить индивидуальные рекомендации, основываясь на медицинских фактах.

  • Заполнение онлайн-анкеты о предпочтениях, наследственности, уже диагностированных заболеваниях, аллергических реакциях и образе жизни. Это позволяет врачу-консультанту подготовиться к онлайн-консультации с пользователем и подготовить вопросы для более точного определения потребностей и качеств человека.
  • Лабораторный анализ крови на 11 показателей. Анализ крови включен в стоимость программы, можно выбрать одну из 1500 лабораторий по всей России и получить результаты в мобильном приложении. Врач изучает результаты анализов и определяет состояние организма, оценивает риски и возможности для корректировки питания.
  • Онлайн-консультация врача и пациента в мобильном приложении «Доктор рядом». В течение 30 минут врач уточняет в личной беседе цели, привычки и анамнез пациента. Кроме того, врач сообщит, если результаты анализов показали отклонения и необходимо провести дополнительные обследования.
  • Индивидуальный план питания. На основе полученных данных врач составляет развернутый план питания – подробный отчет, включающий интерпретацию результатов анализов, персональные рекомендации о том, как нужно скорректировать состав и режим питания и употребления воды, режим дня и отдыха, чтобы достичь поставленную цель. Например, можно спланировать программу питания так, чтобы снизить вес, повысить эффективность тренировок, улучшить качество сна, повлиять на состояние кожи, волос и ногтей, чувствовать себя более энергично. Составляя индивидуальный план питания, врач учитывает и пищевые предпочтения, например, веганство, безлактозное питание или другие особенности уже привычной диеты.
  • Рецепты: диетолог еженедельно подбирает и высылает 12 рецептов блюд, которые можно готовить дома, чтобы следовать рекомендациям в «Карте питания».
  • Повторная консультация и анализы, чтобы проверить результат.

Тестирование

Сначала мы протестировали этот сервис на коллегах, чтобы выявить неточности и недочеты в клиентском пути. Только после 1 рассылки по компании мы увидели, что 70% коллег, которые имеют неограниченный доступ к телемедицинским консультациям и консультациям диетологов, приобрели этот продукт для себя и своих родных и близких. Выяснилось, что всем очень нужны рецепты, чтобы пользоваться картой питания, и мы их добавили. Скорректировали технические момент с оплатой и запустили в пром.

Про деньги

Формируя стоимость продукта, мы ориентировались на рыночные расценки на похожие программы и стремились к золотой середине между доступными программами для учета числа калорий и комплексными программами от медицинских клиник.

В основе цены конечно же была себе стоимость анализов и стоимость медицинских консультаций врачей. Мы решили предлагать разовые доступы - человек приобретает пакет и в течение месяца или трех получает услуги. В будущем, возможно, такие пакеты дополнятся и постоянной поддержкой.

Кроме того, так как данные клиентов хранятся в едином приложении, в будущем можно присоединять к сервису дополнительные модули - например, интегрировать данные фитнес-браслетов или включить дополнительные консультации специалистов.

Подробности:

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Доктор рядом", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 2, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 74200, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 05 Jul 2019 13:33:15 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 74200, "author_id": 281441, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/74200\/get","add":"\/comments\/74200\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/74200"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199116, "last_count_and_date": null }
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

Дальше отвратительных и мерзких бодипозитивных иллюстраций не прошёл.
Чтобы похудеть человек должен понимать три вещи.
1) Чтобы что-то делать нужно понимать, как это делать. В нашем случае - изучать биохимию, процессы обмена веществ, проходить консультации у ВРАЧЕЙ.
2) Чтобы чего-то достигнуть надо что-то потерять. В нашем случае - деньги на спортивное питание и занятия в зале с тренером, время на обязательные физические упражнения и удовольствие для отказа от привычной системы питания.
3) Чтобы что-то сделать нужна мотивация. В нашем случае - это или ненависть к собственному телу (наиболее популярная и деструктивная) или осознания собственного низкого социального статуса из-за проблем с телом (вторая по популярности и тоже деструктивная, но имеющая возможность перерасти в самосовершенствование). Позитивных мотиваций в похудании нет и не будет. Это всегда слом личности и стресс.
Пишу это как похудевший довольно сильно и продолжающий худеть человек.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }