Как я делал приложение для путешественников Piligram

Я: «Всем привет! Меня зовут Игорь, и я основатель стартапа».

Зал хором: «Привет, Игорь!»

Хочу поделиться опытом, как я стал стартапером и что из этого получилось. И ещё спросить совета у людей в этом сообществе.

Об идее

Идея родилась в 2014 году. Я обожаю путешествовать. Наверное, многие путешественники, вернувшись из поездки, получают вопросы от знакомых (коллег, друзей, родственников): «Как съездил? Что видел?».

Предположим, если первым ты всё подробно опишешь и твоя история будет длиться N, то следующим людям уже N/2 — и так далее, пока твоя история не ограничится фразой: «Отлично съездил! А у вас как дела?».

И я задумался: как бы сделать так, чтобы эмоции сохранялись? И чтобы можно было ими делиться без потерь со всеми желающими?

Как настоящий стартапер (всё по классике), я сразу стал перебирать названия своего будущего суперпродукта и регистрировать домен. Проверил Piligram.com, и (о, чудо!) он оказался свободен. Отправил заявку на приобретение, выключил компьютер и лёг спать.

А на следующий день выяснилось, что домен перешёл к кому-то другому, разница между заявками была примерно минут 5–10. То есть кто-то другой в этот же момент раздумывал над тем же самым названием (совпадение? не думаю!).

По Whois я вышел на владельцев, предлагал перекупить — но они загнули с ценой. Пришлось выкручиваться, и я забронировал домен piligr.am. Потом владельцы сами выходили на меня и предлагали купить домен снова, но цена была ещё выше раза в четыре. А потом эти странные ребята не продлили аренду домена, и я приобрёл права на него за 690 рублей.

Домен есть — полдела сделано. Я стал «вынашивать» идею проекта.

Этапы

Когда я задумывал этот проект, я ничего не понимал в ИТ. По образованию я финансист, по роду деятельности — предприниматель. Я пытался описать идею на бумаге, но совершенно не представлял, что с этим делать дальше. Получалось не очень.

И среди моих знакомых мало кто мог помочь даже советом. Рассказывал всем, но люди просто отмахивались. А потом я встретил человека (Маша, привет!), который помог мне проработать детали, понять, как это могло бы выглядеть — в качестве сервиса для путешественников, сайта или приложения.

Маша взяла меня за ручку, и мы пошли искать тех, кто смог бы всё это реализовать. И нашли коллег по цеху, которые уже набили шишки в проектах и понимали, как это всё работает. Помню, это было как в интервью по телеку: я рассказывал об идее, об общей концепции и о деталях, показывал ТЗ, которое выглядело как набор плохо связанных между собой «крутых фич».

И в ответ ожидал что-то вроде: «Игорь, идея хорошая, но лучше займись чем-нибудь другим». Но получилось иначе. На меня посыпались вопросы (Витя, привет!), на которые у меня не было ответов. «Кто ЦА?», «Как будем привлекать?», «А что будем продавать?», «Есть ли конкуренты?».

Приземление было жестковатым. Так я узнал про стартапы, гипотезы, их проверку, как оценить рынок и много-много всего, от чего у меня на пару месяцев распухла голова. В итоге мы разделили проект на три части.

Путешествие — это почти всегда контент (фотки и видео). Рассказ про путешествие — это история, собранная из контента. А хороший исходный контент — половина успеха.

Итого надо:

  • Обучить среднестатистического пользователя «держать камеру» (микрокурс по съёмке на телефон).
  • Дать ему возможность быстро собрать видеоисторию из контента (видеоредактор).
  • Дать возможность поделиться историей (площадка для контента).

И принялись за проверку гипотез. Проще всего было с обучением. Это мы проверили быстро. Несколько просмотренных видосов на «ютубе», выборка из знакомых — и вот уже самые «тугие» операторы с дрожащими руками более-менее сносно снимают. Из такого контента уже что-то вменяемое даже можно смонтировать, и кровь из глаз не пойдёт от просмотра.

Дальше — больше. Нужен видеоредактор для сборки истории. Предстояло как-то быстро справляться с учётом того, что у всех участников есть основное место работы. А лично мне — максимально погрузиться в тематику разработки, узнать про agile и HADI-циклы. В общем, приобщиться.

Сделали лендос на Tilda, собрали из стоковых видосов рекламный ролик несуществующего приложения:

Лендос-трафик-директ — всё по классике. Провели интервью с европейскими пользователями. Короче, постарались до начала разработки максимально отсеять невалидные идеи. Когда начало вырисовываться, на что юзеры обращают внимание, составили подробное ТЗ.

Нашли исполнителей-разработчиков. И начали фигачить MVP. С большим количеством доработок ТЗ по ходу, правок, «полировок», потому что мой внутренний перфекционист просто кричал от боли. А с одним из разработчиков так и остались до сих пор (привет, Андрей! ты лучший!).

Прототипы v 1.0
Первые макеты

Получился Piligram, (относительно) — «умный» видеоредактор, который за один клик (и даже без клика) определит все ваши поездки, соберёт контент из путешествия, соберёт видеоисторию и наложит музыкальный трек. При сборке дубликаты фоток прореживаются автоматически, добавляются эффекты, например, весь путь путешествия на карте.

Если что-то не понравится, то можно подредактировать, применить фильтры, поменять музыку. А потом — делиться этой историей с кем захочется. Самое главное, что не надо проводить часы в навороченном видеоредакторе, всё происходит само по себе. Щёлк — и вот твоя история про путешествие.

Теперь, когда я слышу вопрос «как съездил?», я просто показываю видос: «Вот, там всё, что я увидел своими глазами!».

Много времени потратили на алгоритм сборки историй. Для этого надо было кластеризовать все элементы контента по городам и странам и понять, какие из кластеров — путешествия. Либо работает быстро, но не очень точно. Либо очень точно выбирает контент, но на телефоне грузится вечность. Сейчас алгоритм всё ещё работает неидеально, но кажется, мы придумали, как решить эту задачу. Скоро выкатим обновление.

Итого в сухом остатке — есть MVP инструмента, с помощью которого пользователи без усилий могут создавать истории своих путешествий. Конечно, есть ещё масса работы по отладке, правке багов и прочему. Но сейчас это _уже_ рабочий инструмент!

Что дальше

Третий этап — самое сложное. Теперь надо придумать, как удержать юзеров в приложении. Если у меня есть крутые видосы из моих путешествий, я могу поделиться. А если есть ещё у кого-то — значит, он тоже может. Я бы хотел увидеть ролики из тех мест, которые мне интересны. Особенно если это какие-то нетуристические места. Например, деревенский рынок в Пакистане, предгорья Эльбруса или барханы Туниса.

Во время последних экспериментов мы поняли, что логично добавить социальную функциональность, возможность общения внутри сервиса и поиск мест по карте.

Сейчас у нас есть прототипы новой версии «социального» Piligram, и мы продолжаем тестировать текущую версию: проверяем рекламные каналы и офферы, как недорого доставать релевантных пользователей.

Зачем я всё это пишу

Я со своим проектом на распутье. Вроде как и цель видна, а вроде и сомнения есть, каким путём идти вперёд. Мне сейчас _очень_ важен любой фидбек, замечания и мнения, критика (особенно конструктивная критика!). Одна голова хорошо, три головы это прекрасно, а голова коммьюнити — бесценно.

0
86 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Мария Межуева

Мы выбрали сегмент путешествий так как сами любим это дело и чаще всего именно после путешествий остается куча неразобранный фоток и видео.. но! Пользователи уже сами находят применения и в других областях. Про бизнес модель: мы планируем монетизировать видеоредактор ну и социальная сеть, само собой

Ответить
Развернуть ветку
83 комментария
Раскрывать всегда