Никогда не называйте ваш проект «стартапом» — советы основателя закрывшегося сервиса Paperight Статьи редакции

Предприниматель из Африки, основатель закрывшегося проекта для книгоиздателей Paperight Артур Арттвел написал в своем блоге на Medium заметку о том, почему он больше не хочет заниматься стартапами, какие уроки он вынес из своего опыта и почему молодые предприниматели так много времени тратят впустую.

ЦП публикует перевод заметки.

В этом году я закрыл свой стартап. Так что теперь я могу спокойно рассуждать о том, что я мог бы сделать по-другому. Это был полезный опыт, из которого я вынес несколько уроков — например, никогда не называть проект «стартапом».

«Стартапы» стали товаром для целой индустрии — конференции, сайты, курсы. Основатели молодых компаний теперь должны постоянно проверять, является ли мероприятие действительно полезным для бизнеса, или это очередной способ заработка для организаторов. Привлеченные вниманием, мы тратим ценные рабочие часы на перелеты, выступления, заполнение различных форм только для того, чтобы кто-то мог заработать денег на продаже билетов.

1. Больше никаких стартап-конференций

Меня пригласили на четыре стартап-мероприятия только на этой неделе. Подождите, проверю почту. Пять. Семинары, завтраки, презентации — все это увлечения для ненормальных. Скажите всем «нет».

Считается, что стартап-мероприятия полезны с точки зрения связей. У меня было одно или два полезных знакомства. Большую часть времени эти встречи — бесполезная трата времени, которое нужно потратить на работу.

Ваш проект может быть связан с медиа, медициной, инженерией. Но он, скорее всего, не связан со стартап-индустрией. Поэтому на подобных встречах вы не встретите своих будущих клиентов.

Посещайте только те мероприятия, на которых есть ваши клиенты.

Иногда вы можете позволить себе встретиться с несколькими предпринимателями, которые близки вам по духу. Но если вы не занимаетесь продажами, возвращайтесь в офис и работайте. Или идите домой и проводите время с семьей.

2. Больше никаких соревнований

В стартап-индустрии постоянно проводятся соревнования. На лучшую инновацию, лучший питч, бизнес-план. Иногда приз — инвестиции в вашу компанию (первое место — один инвестор, второе — два инвестора). Честно говоря, я не знаю, действительно ли вам нужен инвестор, который прикупил стартапы во время коктейльной вечеринки? Это как если бы ваш банк сказал, что вы выиграли овердрафт.

Бывает и хуже. Однажды мне позвонили из крупной международной консалтинговой компании, чтобы сказать, что мой стартап получил большую награду за инновации. Но для того, чтобы я мог говорить об этом всем, мне нужно заплатить 7 500 евро. Серьезно.

Еще вы можете выиграть консалтинговую поддержку — это когда выпускники MBA рассказывают вам о том, что вы и так уже знаете.

3. Больше никаких стартап-медиа

Получить публикацию в стартап-медиа — очень соблазнительно. Особенно, если ваш стартап находится в Африке и получил какую-нибудь награду.

На своем сайте мы хранили длинный список статей и заметок о нас. Мы получали награды в Лондоне, Франкфурте, Нью-Йорке. О нас несколько раз писали в обзорах типа «интересные стартапы», были публикации в Forbes. Нас даже упомянули в книге о бизнес-инновациях.

Но ни разу публикация не привела к звонку инвестора или увеличению продаж. А для молодого бизнеса продажи — это всё, что имеет значение. Какое-то время признание является отличным мотиватором для сотрудников, однако после нескольких наград эффект ослабевает.

Не гонитесь за публикациями в СМИ. Ищите издания, которые освещают вашу индустрию. Они не такие сексуальные, как издания про стартапы, но они фокусируются на том, что вам нужно.

4. Не говорите клиентам, что вы стартап

Каждый офисный менеджер хочет любить стартапы. Как домашнее животное. Но никто не хочет покупать у стартапа. Особенно крупные компании. Крупные компании хотят купить у крупных, стабильных предприятий. Они хотят верить, что вы все еще будете на рынке спустя несколько лет. Для нашего проекта Paperight (сеть для книгоиздателей — прим. ред.) было необходимо, чтобы книгоиздатели доверяли нам свои самую ценную информацию. Это безумие думать, что они доверили бы такое «стартапу».

Возможно, нам стоило бы положить бизнес в шкаф, достать его через десять лет, и тогда они бы охотнее общались с нами.

5. Только реальная помощь

В стартап-индустрии все постоянно ищут помощи: эмоциональной, интеллектуальной, финансовой. Но (за исключением очень редких случаев) это будет отвлекать вас больше, чем приносить пользы. Лучше найдите опытную компанию из вашей индустрии. Их эмоциональная поддержка и опыт будут означать для вас больше, чем сто бесполезных призов.

Делайте бизнес, а не стартап. У вас нет времени на другое.

0
54 комментария
Написать комментарий...
Александр Эпик

Пока читал статью, мой смузи совсем скис(

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Патрин

"Google,Cisco,Apple все они начинали в гараже. Нам нужен гараж." (c)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Проценко

продам гараж.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Сергей Фатеев

Места в аренду в гаражном коворкинге =))

Стартап-место по 150 рублей за сутки.)

Ответить
Развернуть ветку
Витор Монтейро

Uber для владельцев гаражей

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Браверман

Стартап: "Гаражи для стартаперов в аренду. Безлимитный интернет, различные районы города. Кофемашина и Макбук каждому 10 арендатору"

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иванов

Пора создавать маркетплэйс для владельцев гаражей.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Тихомиров

Аренда Mini Cooper для стартаперов со значительными скидками.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Эдуард Бакшеев

Я чуть смузи не подавился

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Timo

Подпишусь почти под каждым словом.

Все эти сходки тупо для потусить. Это нужно, но не так часто.

А вообще, от слова Стартап уже тошнит. Само это понятие извратили донельзя. Делайте бизнес, это точно.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kaigorodov

"не делайте стартап, делайте бизнес" - 20 лет назад было: не делай бизнес, иди работай.
Интересно, что будет ещё через 20:
"не делай ХХХ, делай стартап"

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колыхалов

Бхахгагага:)))

Если кто-то всерьез считает, что от таких факап-статей переведутся мечтатели-фантазеры родившиеся с айфонами в руках бесконечно далекие от реального бизнеса, то вас ждет разочарование.

Подавляющему большинству интересны далекие заморские "не бутиковые истории" вроде "форсквер привлек, твиттер сделал, гугл начинал с..., айрбнб провел...".

Очень мало тех, кому интереснен "вьобинг еври дей фром морнинг тил морнинг визаут булщит энд брейн факинг".

Ответить
Развернуть ветку
WikiExpert

Полезно. От формальных митингов надо уходить. Время новых узких форматов с конкретными целями. Но игра или приложение могут называться стартапом. Вреда не вижу.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Toma

Как правильно подмечено, вред кроется в самих ассоциациях со словом "стартап". То есть, можно столкнуться с недоверием со стороны инвесторов или компаний. "Стартапы" уже у всех на слуху - и инвесторам приходится размышлять, какой смысл вы вкладываете в это слово - будете ли вы усердно трудиться, относясь к этому, как к работе и своему детищу или же захотите попинать... планшетики и к делу серьезно не отнесетесь. Ведь прецедентов есть уже немало.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alexey Gutorov

между тем, про вред четко сказано:
"Крупные компании хотят купить у крупных, стабильных предприятий... Это безумие думать, что они доверили бы такое «стартапу»."

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Shirokov

Нытье

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kaigorodov

Согласен, но про отсутствие проджект-менеджеров, продакт-менеджеров и слабую предпринимательскую культуру всё верно.

И жалко что нет конструктивной альтернативы, тогда была бы вообще крутая статья.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Дьяков

ФРИИ еще не попросили удалить статью?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kaigorodov

)) Точно. Сразу подумал, что не во ФРИИ-шном стиле. Но автор шарит.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sasha Preppie
>На своем сайте мы хранили длинный список статей и заметок о нас. Мы получали награды в Лондоне, Франкфурте, Нью-Йорке. О нас несколько раз писали в обзорах типа «интересные стартапы», были публикации в Forbes. Нас даже упомянули в книге о бизнес-инновациях.

Но ни разу публикация не привела к звонку инвестора или увеличению продаж. А для молодого бизнеса продажи — это всё, что имеет значение. Какое-то время признание является отличным мотиватором для сотрудников, однако после нескольких наград эффект ослабевает.

Не гонитесь за публикациями в СМИ. Ищите издания, которые освещают вашу индустрию. Они не такие сексуальные как издания про стартапы, но они фокусируются на том, что вам нужно.

__________
Ну если чел настолько кэп, то это вообще пиздец

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kaigorodov

Да, да, да. Такое ощущение, что ребята просто играли в какую-то игру, копировали чьи-то действия.

Немного страшно за них, может теперь они просто будут играть в другую игру в "бизнес". Как-то не чувствуется ответственности и стратегического понимания.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Брич

Трезво)) нам нужны предприятия а не стартапы))

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kaigorodov

Как сказал Лукашенко: я свою страну за цивилизованным миром не поведу. Вам похоже с ним по дороге.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Davidov

Появляются адекватные статьи. Но скорее всего все и так все понимают, только признаться самому себе страшно.

Ответить
Развернуть ветку
Dendy Bite

Стартап - херня полная, так как не учит человека брать на себя ответственность за свои идеи и их реализацию. Словно дети которые развлекаются за чужой счет, уверяя инвесторов что их проект уж точно самый-самый. А если что-то пойдет не так, то ничего страшного, с кем не бывает, ведь например если есть кредиты, то банку отдавать не нужно, и отвечать перед дядями за их деньги тоже, ведь они типо сами виноваты что вложились, но проект не затащил.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kaigorodov

А ты как дядям угождаешь?

А если серьёзно, как ты понимаешь что такое стартап?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrew Stoleshnikov

Про медиа в точку. Как только сео стартапа начинает удилять время всей этой пиар-мишуре - надо делать ноги. Потому-что единственным достижением стартапа будет прокачка известности имени того самого сео.

Ответить
Развернуть ветку
CCF Russia

Вам об этом вот обо всем рассказывали еще два года назад: http://siliconrus.com/2013/10/pochemu-startapam-iz-rossii-net-prakticheskogo-smyisla-ezdit-na-konferentsii-tipa-techcrunch/

Ответить
Развернуть ветку
Димитрий Лабузов

Понравилась статья. Побольше бы таких - меньше воды, больше по делу.

Ответить
Развернуть ветку
Данил Каримов

Я соглашусь в частности с Андрей Загоруйко. Если правильно использовать прессу, как источник информации о себе, то эффект будет. Конечно же, если ты делаешь трактора, то писать о себе и привлекать клиентов через газету ЗОЖ будет не самое лучшее решение.
Конференции, встречи и т.д. - это, опять таки, кто на что горазд. Например, мне пока удается встречать людей, которые важны проекту и без официальных мероприятий. Но, сходить на что-то интересное я бы не отказался, возможно, даже за небольшую плату (жаль, таких предложений не очень много)

Автор статьи делал проект, который действительно пришелся не ко времени. В России, да чего уж там, в мире - писатели и авторы не особо готовы доверять свои идеи чужим людям. Не так хороши механизмы защиты идей, а местами их совсем нет.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Астров

Во многом спорно, не соглашусь с тем, что не нужно ходить на стартаперские мероприятия по таким причинам:
1) Там вы можете получить много полезных мыслей и идей от людей, которые очень креативны и проактивны и мыслят на одной волне с вами. Не все они будут полезны и важны, важно научиться отделять зёрна от плевел.
2) Стартаперы - это ёрли адоптеры ) по методологии Стива Бланка, разработавшего методологию Лён стартап и продвинувшего очень хорошо несколько стартапов. Так вот - эти ёрли адоптеры могут быть вашими клиентами в большой количестве, потому как они наиболее открыты к новому и они поделяться своим честным мнением о вашем продукте.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kaigorodov

Очень верно. Очень хорошая статья. И видна не только экспертиза автора, но и личное мнение. Это конечно делает статью спорной, но живой.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Romanovich

"советы основателя закрывшегося сервиса"
улыбнуло

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колыхалов

тут таких много, включая GetWear

Ответить
Развернуть ветку
Максим Бабичев

Все, кто говорит, что конференции не нужны, просто не умеют их готовить.

Посещают всякий бесполезный шлак, не стараясь выбрать действительно полезные события, остаются недовольны и воодушевленно рассказывают о времени, «которое можно было потратить на работу». Может совпадение, но в таком духе о конференциях рассказывают исключительно владельцы закрывшихся и прогоревших стартапов.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дима Брич

👍👍👏👏👏

Ответить
Развернуть ветку
Павел Николаев

+

Ответить
Развернуть ветку
Максим Чехоздинский

Заголовок забавный

Ответить
Развернуть ветку
Georgiy Chernov

Спасибо, кэп

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Надо показать эту заметку Аркадию Морейнису, чтобы он вставил этот кейс в свою новую книгу (глава 1).
Что за народ в России живёт?
Пока какой-то неудачник из Африки не подтвердит слова местного специалиста - никто никому не верит?
Нет пророка в своём отечестве (с).

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Цигулев

А дайте, пожалуйста, ссылку где Аркадий об этом писал.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kaigorodov

Да, из названия, кстати, понятно, что снова деньги просить будет. Но только, он же ведь теперь "просветлился"; теперь-же ему можно давать.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Petroff

Так и не уяснил причем здесь терминология и мероприятия. Назови хоть кооперативом , яйца все равно мешать будут, независимо от того как часто ходишь ты в Большой театр, на деловые завтраки или в бар на первом этаже

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Раскрывать всегда