Юристы и LegalTech: стремясь к эффективности

Работа юриста требует не только глубоких знаний правовых норм, но и высокой интеллектуальной активности. Однако, в мире, где информационные технологии проникают во все сферы жизни, включая право, роль юристов начинает меняться.

От механической работы к интеллектуальной аналитике

Рутинные задачи, такие как подготовка документов и заполнение форм, могут быть автоматизированы. Вместо того, чтобы вручную заполнять документы, юристы могут сконцентрироваться на интеллектуальных задачах.

На рынке уже существует ряд инструментов, которые позволяют автоматизировать рутину при работе с документами. Один из таких — «Комбинатор». Это сервис, который позволяет создать умные шаблоны документов на все случаи жизни. Далее, при подготовке договора или, например, искового заявления останется лишь внести данные в поля ввода. Программа сама подставит их в текст, согласуя всё по роду, числу и падежу, и выдаст готовый документ.

Это не только ускоряет работу, но и минимизирует ошибки. Более того, можно настроить доступ разных пользователей к редактированию шаблона, чтобы линейные менеджеры не могли вносить «несанкционированные» правки. То есть не нужно будет и тратить много времени, чтобы за ними всё проверять.

Казалось бы, теперь вместо многих часов, проведенных за документами, юристы могут посвятить это время анализу, разработке стратегии и консультированию клиентов. Но ведь результат ещё не идеален. В документ всё ещё нужно вносить данные.

Да, в «Комбинаторе» есть встроенный пользовательский справочник, благодаря которому можно просто выбрать контрагента из списка. Но ведь справочник нужно заполнить, то есть ввести данные хотя бы раз. А это занимает время и даёт шанс — хоть и микроскопический — ошибиться или опечататься. Однако решить можно и эту проблему.

Готовые справочники на все случаи

В идеале хотелось бы сделать так, чтобы вообще никакой чувствительной информации, требующей предельной скрупулезности, самому вводить не приходилось. Получается, на пути к повышению эффективности в юридической практике важно не только упростить процесс создания документов, но и получить доступ к актуальным данным.

В этом помогают специализированные сервисы, предоставляющие информацию по судебным делам и компаниям. Например, сервис «Дадата» предоставляет консолидированную информацию о юридических лицах.

Разработчики посчитали, что при оформлении корпоративного заказа в одном из крупнейших маркетплейсов России покупатель должен указать для компании:

  • ИНН,
  • КПП,
  • юридический адрес,
  • фактический адрес,
  • расчетный счет,
  • корреспондентский счет.

Это минимум 59 символов, плюс неизвестно сколько в юридическом и фактическом адресах. В юридической практике всё, разумеется, куда сложнее. И вероятность ошибиться куда выше.

При этом в России есть прекрасные государственные справочники. Например, ЕГРЮЛ (реестр всех юридических лиц), и ЕГРИП (реестр индивидуальных предпринимателей). Если знать ИНН компании или ИП, по нему можно однозначно вытащить из реестров все остальные данные. Подобные справочники есть и для адресов — ФИАС или ГАР, для телефонных номеров — реестр российской системы и плана нумерации Минцифры и другие. В «Дадата» решили этим воспользоваться.

Сервис адаптирует государственные справочники к задачам реального бизнеса. Это сложная задача: как бы ни было прекрасно то, что государство в принципе предоставляет такие важные данные, внутри порой творится ужасное.

ЕГРЮЛ поставляют в формате XML. В исходниках еще пойди разберись — документация диковата
ЕГРЮЛ поставляют в формате XML. В исходниках еще пойди разберись — документация диковата

Обновления без всякого предупреждения приходят в непонятных форматах, устройство справочника не соответствует документации, исчезают целые пласты данных, а какие–то оказываются лишними.

Плюс некоторые справочники хорошо бы пересекать, чтобы обогащать данные. Например, в ЕГРЮЛ нет данных о прибыли компаний за прошлый отчетный период. Зато она есть в открытой бухгалтерской отчетности. Надо связать эти реестры, чтобы получить один и полный.

Случалось, в «Дадата» собирали справочник с нуля — например, список подразделений, выдающих паспорта российского гражданина. Заполнять эти подразделения порой очень неудобно, встречаются варианты рекордной длины. С давних пор этого списка подразделений не было в открытом доступе. Наверное, он существовал где-то в недрах МВД или других ведомств, но наружу не показывался. Поэтому «Дадата» запустила краудсорсинг по сбору справочника таких подразделений. И собрали!

Справочники для юристов

Когда на руках есть причесанный государственный или собранный собственный справочник, остается прикрутить к нему нормальный интерфейс доступа. И в данном случае это, конечно, старое доброе API. По нему к справочникам и более интеллектуальным сервисам «Дадаты» обращаются откуда угодно: хоть из формы на сайте, хоть из excel-документа, хоть из «1С: Бухгалтерии».

В итоге получается вот что: пользователь сущности, куда по API встроили «Дадату», вводит только ключевой реквизит. Например, ИНН для компании или ФИО для гражданина. И по этому ключу сервис отдает все остальные: например, многочисленные реквизиты для юрлица, пол и склонение в разных падежах для ФИО. При этом еще и подсказывает при вводе основного реквизита.

Вместо названия, как на картинке, можно указать ИНН. Эффект будет тем же: «Дадата» вернет реквизиты компании из ЕГРЮЛ и кое-что из других справочников

Примечательно, что «Дадата» далеко не сразу рассматривали юристов в качестве своих клиентов.

Еще три года назад мы совсем не рассматривали юристов и связанные с ними инструменты как потенциальных клиентов. Люди этой профессии просто не пользовались „Дадатой“, не обращали на нас внимания. Но настал момент, когда нам написал юрист и предложил познакомиться. Это была первая ласточка.

Оказалось, человек работает в юридической компании, но купил „Дадату“ за свой счет и по собственному желанию. Просто чтобы упростить ежедневную работу по базовой проверке юридических лиц. Чтобы провести глубокий скоринг, приходится работать вручную. Но выявить простые категории рискованных контрагентов — например, банкротов или юрлиц в стадии ликвидации, с помощью «Дадаты» можно автоматически

Прошел примерно год, и к нам пришел уже крупный сервис по автоматизации документооборота. Потом еще один. Поэтому сегодня мы видим, что и отдельные юристы, и отрасль в целом движутся к автоматизации рутинных операций. Что совершенно логично — зачем нагружать квалифицированных сотрудников рутиной, если можно отдать эту работу железяке. В этом случае Legal Tech идет в ногу с другими отраслями.

Максим Пименов, директор по маркетингу «Дадаты»

Синергия технологий

Когда разработчики «Комбинатора» стали решать проблему автоматизации не только подготовки документа, но и получения данных, решение было очевидным. Зачем изобретать велосипед, который уже кто-то изобрёл и совершенствует в течение 15 лет?

Тем более, что велосипед намного сложнее, чем кажется: например, врагу не пожелаешь разбираться с форматами миллионов почтовых адресов из разных уголков страны. Просто рутина: в заметном количестве населенных пунктов России вообще нет улиц. Если не знать об этом и требовать в форме адрес с улицей, неудачливый гражданин никогда не заполнит поле.

Поэтому ребята из «Комбинатора» прозорливо делегировали работу со справочниками компаний, ФИО, адресов и некоторыми другими — «Дадате». Сами же занялись тем, в чем глубоко разбираются — особенностями российского документооборота и упрощением жизни юристов.

В этом сотрудничестве «Комбинатор» значительно прокачали полезность своего продукта, а «Дадата» получили ещё один мощный вариант практического применения своего.

Пользователи в лице юристов в свою очередь получили универсальный инструмент, который серьёзно помогает их бизнесу. Впрочем, дадим слово самим юристам.

Комментарий от юриста

Юристы нашей фирмы активно применяют LegalTech-технологии. В основном для упрощения рутинных рабочих задач, но иногда и с целью получить пару новых идей.

Например, с помощью конструкторов документов мы формируем собственные шаблоны, которые отвечают нашим стандартам и информационному стилю. Мы шаблонизировали доверенности, простые исковые заявления, например, о взыскании предоплаты за непоставленный товар, заявления о выдаче судебного приказа, различные виды ходатайств – например, о рассмотрении дела в отсутствие стороны, об отложении судебного разбирательства, об участии в судебном заседании онлайн. Это сэкономило значительную часть рабочего времени, снизило риски ошибок при подаче таких документов в суд стажерами и позволило быстрее выполнять задачи для доверителей.

Еще мы используем конструкторы для подготовки шаблонов внутренних документов для клиентов. Это исключает ошибки в заполнении данных работниками клиента и позволяет осуществлять контроль за их документами, так как шаблоны позволяют вносить изменения только в специально предусмотренных полях. Это предотвратило возможность появления несогласованных редакций при работе с документами.

С помощью сервисов автозаполнения данных мы упростили процесс заполнения информации о клиенте. При введении одного идентификатора организации автоматически заполняются все достоверные данные о ней.

Савицкая Полина, юрист юридической фирмы «Виноградов и партнёры»
Так выглядят некоторые поля в карточке компании в CRM-системе. Достаточно ввести ИНН, а остальные поля заполнятся автоматически. Такая интеграция must-have для любой компании.
Так выглядят некоторые поля в карточке компании в CRM-системе. Достаточно ввести ИНН, а остальные поля заполнятся автоматически. Такая интеграция must-have для любой компании.

Введенные автоматически данные после сохранения синхронизируются с нашими внутренними системами учета, что позволяет не вводить эту информацию каждый раз вручную при заполнении счетов, договоров, актов и других документов для клиента. Это позволило нам делегировать такую работу менеджерам без риска ошибок при указании данных.

Савицкая Полина, юрист юридической фирмы «Виноградов и партнёры»

Не предел развития

Во времена, когда нельзя говорить о технологических трендах и не упоминать машинное обучение и AI, разумеется, нельзя не сделать соответствующие прогнозы развития Legal Tech. Тем более, что всем этим уже активно пользуются. Команда фирмы «Виноградов и партнёры» также поделилась опытом использования языковых моделей.

ChatGPT помогает юристам фирмы подготавливать планы выступлений и презентаций, анализировать большие объемы информации. К примеру всего за пару минут можно получить краткое описание судебного постановления.

Савицкая Полина, юрист юридической фирмы «Виноградов и партнёры»

Вот как это выглядит изнутри на примере анализа свежего определения Верховного суда РФ по делу № А07-27827/2021:

Юристы и LegalTech: стремясь к эффективности

Нейросеть изучает загруженный объем информации и выделяет основные мысли текста, может сократить его без потери смысла, переписать текст в другом стиле и подготовить по нему план презентации и выступления.

Что будет дальше?

На этих примерах мы видим, как за довольно короткое время развития технологий юридическая сфера получила возможность избавиться от огромной части рутины. При этом юридическое знание, которое добывается годами в университетах, становится доступно людям без юридического образования. Имея набор готовых шаблонов и доступ к актуальным данным, заниматься подготовкой юридических документов может каждый — и это будут грамотно написанные и оформленные документы!

В свете этого неизбежно стоит вопрос о будущем роли человека в юридической сфере. Автоматизация рутинных задач, таких как подготовка документов и анализ данных, уже сейчас позволяет юристам освободить время для более сложных и стратегических задач. Возможно, одним из самых значительных изменений станет ещё большее сокращение необходимого человеческого труда.

На определенном этапе развития искусственного интеллекта, мы можем ожидать, что операционная юридическая деятельность будет полностью автоматизирована. Технологии будут способны обрабатывать и анализировать огромные объемы данных, принимать решения и даже предоставлять юридические консультации без необходимости участия человека.

Однако, вместе с этим развитием, роль человека в юридической сфере может переориентироваться. Вместо участия в операционной деятельности, юристы будущего могут быть более сфокусированы на высокоуровневых задачах, таких как написание и толкование законов. Их экспертное мнение и аналитические способности станут более ценными в контексте развивающейся юридической арены.

Таким образом, хотя автоматизация и искусственный интеллект могут изменить традиционную картину работы юриста, это также открывает новые горизонты для развития профессии. Будущее LegalTech, скорее всего, приведет к переосмыслению роли человека в юридической сфере, делая ее более эффективной и адаптивной к вызовам современного мира.

1212
Начать дискуссию