SCRUM. Джефф Сазерленд. Часть VII: счастье и пузырь счастья

Счастье

Эмоциональное состояние группы не менее важно, чем её интеллектуальный потенциал.

Быть выдающимся можно лишь в том случае, если ощущаешь себя счастливым. Как только человек становится радостным, он становится вдохновлённым, раскрепощённым и делает шаг к успеху.

Иногда полезно сходить всей группой в бар - отношения сразу станут человечнее и ближе. Но дружеские отношения в группе должны давать ощущение команды и отражаться на динамике её труда.

Ощущение командой означает, что люди сообща берут на себя ответственность за всё: и отличные результаты, и ошибки. Вместе ищут решение. На общих собраниях никто никого не обличает, а пытаются решить проблему. Недопустимо, чтобы даже один член команды занимал оборонительную позицию.

Вопросы на конец спринта для поднятия уровня счастья:
1) Оцените свою роль в компании по шкале от 1 до 5
2) Оцените компанию в целом по той же шкале
3) Почему вы так считаете?
4) Назовите вещь, которая может сделать вас счастливее в следующем спринте.

В конце каждого спринта команда должна выбрать маленькую вещь, которая сделает их счастливее в следующем спринте.

Финансовые показатели отражают результаты деятельности, происходившей в прошлом. Но когда человек говорит об уровне счастья, ответ обычно проецируется на будущее.

Люди задумываются над тем, довольны ли они своей компанией, будет ли польза от их деятельности, как в принципе у компании идут дела => посмотрев их глазами, можно увидеть симптомы проблемы до того, как она возникнет.
Если уделять внимание оценкам работников, будет возможность исправить недочёт до того, как он превратиться в проблему.

Падение уровня счастья происходит на несколько недель раньше падения динамики производительности. Анализируя только показатели производительности, вы никогда не узнаете о будущем снижении темпа, пока ситуация не выйдет из-под контроля.

Что именно делает людей счастливыми?
Скорее всего, те же самые обстоятельства, благодаря которым возникают все успешные коллективы:
-независимость
способность управлять собственной судьбой
-мастерство
ощущение, что вы в состоянии всё преодолеть
-целеустремлённость
понимание, что вы служите высшей цели

Предпосылка этих обстоятельств в Scrum - принцип открытости
Не должно быть никаких тайных интриг, скрытых мотивов и подковёрных игр.

Во многих компаниях бывает трудно выяснить, кто над чем работает и как ежедневная деятельность каждого сотрудника влияет на результаты всей компании.

Но если группа хорошо сплочённая, она сама справляется с вопросом производительности отдельных участников => понимает, кто может помочь, кто может всё испортить, кто ведёт команду вперёд и т.д.

Поэтому неразумно разобщать людей, сводя каждого до состояния сосуда для хранения информации. Подобная политика раскалывает коллектив на хозяев жизни, владеющих всей информацией, и поденщиков, лишь выполняющих фрагменты чужого загадочного плана, постичь который они не в состоянии.
Если вы не можете доверять людям, которых берёте в своё дело, то вы явно нанимаете не тех, кого надо. Вы создаёте систему заранее обречённую на провал.

Самый яркий элемент принципа прозрачности - скрам-доска

Ещё один способ поддерживать счастье людей в группе - давать им возможности учиться и расти профессионально:
-предлагать открывшиеся вакансии/практику своим же сотрудникам
-бесплатные обучения от своих сотрудников

Усвоение новых навыков стимулирует людей работать лучше, пробовать свои силы в новых сферах и поддерживать тонус.

Людям должно нравиться ходить на работу.
Вместо "я работаю на компанию" должно быть "я работаю вместе с компанией"

Пузырь счастья

Если счастье - это позитивная страстная увлечённость, активная позиция.
Другими словами - процветание
То её противоположность - удовлетворённость - пассивная позиция

Единственный путь к счастью сотрудника лежит через чувство самореализации, возникающее от хорошо выполненной важной работы

Чтобы создать атмосферу процветания в коллективе, руководители должны
-поддерживать независимость сотрудников => доверять им принятие решений в рамках их работы.
Для этого сотрудники должны быть в курсе того, что происходит в организации => не быть в информационном вакууме.
-пресекать недружелюбное поведение
нельзя травить корпоративных дух неуважением
-обеспечивать оперативную и прямую обратную связь

В этом помогает постоянный обмен мнениями во время ежедневных митингов.

НО после того как команда достигнет существенных результатов, может возникнуть "пузырь счастья".
Возникает чувство удовлетворённости, самодовольства: "мы настолько хороши, что дальше совершенствоваться некуда" => какое-то время они будут расслабляться, оставаясь классными профессионалами => результаты дальнейшей деятельности оказываются под угрозой
А одна из главных концепций Scrum - непрерывное совершенствование

Надо заставить лопнуть пузырь счастья:
=> измерять динамику производительности после каждого спринта и видеть коэффициент изменения. Если нет положительного роста, поможет скрам-мастер. Он исполняет роль "мудрого шута" - человек, задающий неприятные вопросы или говорящий неудобную правду.
Такой человек способен увидеть, что принятая всеми правда - иллюзия

Другие способы: вливание свежей крови и вмешательство руководства.

Подойдёт всё, что поможет команде посмотреть в лицо реальности, которую она перестала замечать.

Начать дискуссию