Ненасильственное общение. Маршал Розенберг. Общение, которые мешает сопереживанию

Формы коммуникации, которые способствуют насильственному общению.

  1. Моралистические суждения
    Подразумевают неправоту или испорченность людей, которые действуют не в согласии с нашими ценностями.
    Обвинения, оскорбления, уничижительные высказывания и т.д.
    Пример: "Твоя проблема в том, что ты слишком эгоистичен", "Ты ленива".

    Анализ других на самом деле выражает наши собственные потребности и ценности.

    Важно не путать ценностные и моралистические суждения.
    Ценностные суждения формируются относительно того, что для нас важно в жизни: честность, свобода, мир.
    Пример: Мне страшно, когда насилие используется для решения конфликтов. Я ценю другие способы их урегулирования.
    Моралистические суждения мы выдвигаем относительно людей и способов поведения, которые не отвечают нашим ценностным суждениям.
    Пример: Насилие - это плохо. Люди, которые убивают других, - злые.
  2. Сравнения
    Если хочешь почувствовать себя ничтожеством - сравни себя с другими.
    Такой тип мышления блокирует сопереживание себе и другим.
  3. Отрицание ответственности
    Мы ответственны за свои мысли, чувства и действия.
    Использование слов типа "должен" или конструкций "чувствовать что-то из-за кого-то" - отрицание личной ответственности.
    Пример: "Я прибрался в комнате, потому что был должен", "Я пью, потому что алкоголик", "Я ударил своего ребёнка, потому что он выбежал на улицу" и т.д.

    Мы становимся опасны, когда не осознаём своей ответственности за собственные поступки, мысли и чувства
  4. Высказывание желаний в форме требований
    Требование явно или скрыто угрожает слушателям обвинением или наказанием, если они не подчинятся.
  5. Идея о том, что некоторые действия заслуживают награды, а некоторые - наказания
    Автор считает, что всем выгодно, чтобы люди менялись не в попытках избежать наказания, а потому что считают изменения полезными для себя.
Начать дискуссию