Что такое геймификация в бизнесе и как она работает?
С помощью игровых механик можно вдохнуть новую жизнь во множество процессов: адаптацию новичков, тимбилдинг, привлечение команды к внепроектным активностям, обучение новому и т. д.
Что наша жизнь? Игра!
Геймификация - использование игровых элементов и форм в неигровом контексте. Основная идея в том, чтобы сделать любые задачи более увлекательными и интересными, обознача правила игры.
Есть три важных элемента геймификации.
- Вознаграждение: придает мотивации, когда человек знает, какая награда ждёт в конце.
- Конкуренция: вспомните, как внутри разгорается азарт, когда вы участвуете в соревновании. Никто не хочет остаться в аутсайдерах, поэтому элементы вроде рейтинговых досок отлично держат в тонусе.
- Достижения: как и в карьерной лестнице, в игре могут быть уровни достижений, которые выделяют игрока от остальных: например, лучшим менеджерам по продажам можно присваивать бронзовый, серебряный и золотой статусы.
Пример геймификации: служба доставки “Самокат”.
Запустили интерактивное приложение «Словарик даркстора», оно состоит из мини-игр, которые способствуют освоению жаргона команды доставки через различные слова и выражения.
По мере освоения новой лексики, пользователи зарабатывают награды в виде звёзд и таким образом получают более высокий статус в игре, а также дополнительные бонусы в виде скидок на покупки в приложении «Самокат».
Моё мнение
Любопытный пример, когда мини-игры, которые первоначально, скорее всего, задумывались, как инструмент для удобного онбординга и интеграции новых сотрудников, превратились в инструмент коммуникации с пользователями. Приоткрывая внутреннюю кухню, компания работает на вовлечение и более высокую лояльность клиентов: они с удовольствием познают новый мир, изучая сленг доставщиков.
Преимущества геймификации
Игры могут быть ценным инструментом для вовлечения сотрудников и увеличения производительности труда. Но могут стать и отвлекающим фактором
Плюсы геймификации:
- Развитие творческого мышления (стикер вставим тут - Примените творческий подход).
- Прокачка командной работы.
- Снятие стресса и уменьшение выгорания. Увлекательная деятельность помогает нивелировать стресс от рабочих задач.
- Развитие коммуникации внутри коллектива.
- Игровая форма обучения стимулирует более качественное восприятие
- И, конечно, это некая нематериальная мотивация сотрудников.
Минусы:
- Игры могут отвлекать, особенно если нет четких правил и регламентов, если они не управляются должным образом.
- Если тщательно не контролируется, игры могут привести к тому, что сотрудники тратят слишком много времени на игры и пренебрегают своими рабочими обязанностями.
- Требует дополнительных финансовых вложений.
Как работать с геймификацией рабочих задач
При внедрении геймификации важно установить четкие цели и правила игры.
Например, вы хотите побудить команду по продажам закрыть определенное количество контрактов за квартал.
Для этого необходимо сообщить команде следующие факторы:
- цель игры
- критерии выигрыша
- награды за победу, второе место и т. д.
- Правила дисквалификации
Задача в том, чтобы все участники понимали преимущества для компании и для самого сотрудника от достижения целей.
Правила игры должны быть ясны для всех участвующих сотрудников с самого начала и не подвергаться изменениям. Никто не хочет участвовать в нечестной гонке!
Что можно улучшить с помощью геймификации?
Разберем преимущества для HR-направления:
На этапе найма:
Можно внедрять квизы и тесты, которые позволят оценивать и отсеивать кандидатов на первых этапах отбора.
Хороший пример — игра «My Marriott Hotel», разработанная Marriott International для набора новичков. В игре кандидаты управляют собственным виртуальным отелем: проектируют собственный ресторан, закупают инвентарь, обучают сотрудников и обслуживают гостей. Это имитация работы в гостиничном бизнесе. Очки начисляются в соответствии с обслуживанием клиентов, которое предоставляют игроки.
Адаптация и обучение
Положительный опыт адаптации поможет новым сотрудникам легче «влиться» в компанию и чувствовать себя уверенно в новой роли. Что для этого нужно? От ознакомительных курсов до корпоративных онлайн-порталов, которые проводят новичка через набор вводных шагов и процедур компании. Здесь можно продумать онлайн-викторины или игровое повествование истории компании. Или разработать игру, где каждый уровень — это определенная задача, которую предстоит выполнять сотруднику.
Например, в Deloitte оцифровывали и геймифицировали процесс адаптации. Новые сотрудники формируют команды и узнают онлайн о политиках конфиденциальности, компенсаций, льгот и этики. В командах они прорабатывают заранее определенные вопросы, на которые участник должен ответить. Варианты ответов обсуждаются с целью определиться с финальной версией. Таким образом, в процессе обычного изучения регламентов удается создать чувство принадлежности к коллективу с первого дня работы новых сотрудников.
Повышение производительности
Геймификация особенно помогает, когда меняются привычные элементы в работе — меняют старые программы на новые или просто перерабатывают привычный интерфейс. Чтобы сотрудники меньше сопротивлялись изменениям можно внедрить элементы игры.
Компания Yota в свое время провела массовую игру для сотрудников в концепции одного из сюжетов «Звездных войн». На 2 месяца сотрудники точек продаж были призваны на Светлую сторону, а на Темной оказались планы продаж. Для победы необходимо было нарастить «военный» потенциал, а именно — усердно и успешно выполнять план по продажам и обучению. Чтобы зарядить аккумулятор корабля, необходимо было усиленно продавать модемы, чтобы стрелять из лазера — SIM-карты.
Сотрудники, которые справились с планом лучше других, получали от компании бонусы.
Что мы делаем с геймификацией в Биорг?
Мы в Биорг пока делаем первые шаги на пути к внедрению геймификации рабочих процессов.
Например, мы внедрили открытый красочный дашборд для отдела продаж. Каждый менеджер делится своими успехами - вписывает заключенные договоры и суммы. Это своеобразная турнирная таблица, где легко можно определить лидеров направлений. Учитывая существующую систему мотивации и KPI, подобная мотивация не считается материальной. Скорее, она просто поощряет дух здоровой конкуренции. Лидеру вручается символический приз и переходящий кубок. Каждый хочет стать победителем в следующем месяце.
Компания Биорг - резидент ИТ кластера фонда “Сколково”, участник ассоциации разработчиков программных продуктов АРПП “Отечественный софт”.
в принципе когда ты за игрушку получаешь бонусы это прям круто ощущается и для бренда это повышение лояльности клиента