Марина Компаниец: 3 типа маркетологов, кого выбрать и как работать

На какие качества ориентироваться при найме маркетолога и как выстраивать работу с сотрудниками разных типов, рассказывает Марина Компаниец, директор по развитию Simtu.

Наша компания занимается интернет-маркетингом: созданием сайтов, контекстной рекламой, поисковым продвижением, настройкой аналитики. Часто набираем стажеров, нанимаем маркетологов для себя, иногда помогаем клиентам и друзьям с поиском сотрудников. Благодаря этому опыту у нас появилась типология маркетологов, которая помогает нанимать подходящих людей в команду и создавать условия, чтобы они оставались с нами надолго.

Эта статья может быть полезна тем, кто нанимает маркетологов: владельцам компаний, руководителям отделов. А также самим маркетологам, чтобы увидеть свои сильные стороны и понять, как организовать свою работу, развиваться и на какие вакансии стоит обращать больше внимания.

12 качеств сотрудников

Руководитель Simtu Павел Костюков предложил систему из 12 качеств сотрудников, которую мы используем при найме. Вот эти качества:

  • Деятельный действует сразу, как только появилась задача или идея. Такой человек не откладывает мелкий ремонт, поездку на выходные или тестирование новой гипотезы: он сразу вызывает мастера, покупает билет на пятницу той же недели или добавляет оффер в кампанию.

  • Системный любит искать взаимосвязи и организовывать людей. Когда появляется цель или большая задача, он разбивает ее на мелкие фрагменты, проводит планерку, назначает ответственных.

  • Лидерский командует, ставит цели, берет на себя риски и очаровывает харизмой. При этом он может выдать команде амбициозную цель и не сказать, что дальше делать — структурировать и раздавать задачи будет кто-то другой.

  • Креативный любит решать задачи разными способами, смешивает варианты из разных ниш и направлений. Получает удовольствие от поиска идей.

  • Творческий выдает свежие идеи, ищет новые пути решения старых задач, старается приблизиться к совершенству. Наслаждается результатом своей работы.

  • Открытый новому постоянно что-то пробует. У него много хобби, он быстро адаптируется к меняющейся среде. Кайфует, когда находит что-то новое для себя, но глубоко обычно не копает: попробовал — получил первые результаты — переключился.

  • Алгоритмичный любит цифры, таблицы и стандартизацию. Благодаря ему в компании появляются новые регламенты для типовых задач.

  • Лонгплей — поклонник устоявшихся традиций. Он предпочитает решения, которые уже давали хороший результат в прошлом. Такой человек упорен и усидчив: для него не проблема делать одно и то же множество раз, если этого требует задача.

  • Заземленный любит считать деньги и другие ресурсы. Он знает, на что потрачена каждая копейка, и не допускает перерасхода. Опирается на возможности и внутренние ресурсы, которые ему предоставлены.

  • Вовлекающий находит ресурсы для своих задач извне: например, не хочет заниматься настройкой рекламы — быстро выбирает подрядчиков. Он хорошо умеет налаживать контакты, вызывает доверие у людей и сам им доверяет.

  • Наслаждающийся кайфует от своей работы и заражает своим кайфом других. За счет этого находит ресурсы для задач и решает их, не перенапрягаясь.

  • Эмпатичный обладает развитой эмпатией и интуицией. Даже без дополнительного анализа определяет, какое решение из двух скорее сработает. Считывает чужое настроение и обстановку, благодаря чему хорошо общается с коллегами и узнает о возможных проблемах раньше других.

Эти качества характеризуют навыки человека с разных сторон.

Марина Компаниец: 3 типа маркетологов, кого выбрать и как работать

Типология помогает нам сориентироваться, кто нам нужен, и оценить во время собеседования, подходит ли нам человек.

Когда мы думаем, какой маркетолог нам нужен, мы оцениваем спектр задач и уже сложившуюся команду. А затем решаем, кого ищем: творческого человека, способного посмотреть на задачу под новым углом и быстро выйти из любого кризиса, или сотрудника, который хорошо структурирует работу и стабильно зарабатывает деньги для проекта.

При поиске маркетолога ориентируемся в первую очередь качества с 4 по 9. Из их сочетаний мы вывели три типа: создатели, фундаментальные и смешанные. О них и расскажу далее.

Тип 1. Создатели

Качества. Создатели — это те, кто находят новые идеи и решения. Они:

  • Творческие: постоянно ищут новые маркетинговые связки, тестируют их и находят лучшие. Обычно их креативы лучше среднего по рынку, а лиды либо дешевле, либо более горячие.

  • Креативные: смешивают гипотезы из разных ниш, и благодаря этому внедряют новые решения на своих проектах. Приведу пример на основе решения, которое многие компании используют уже несколько лет. Допустим, на сайте компании по ремонту квартир висит форма для заявки. Креативный решает попробовать решение из другой сферы, например банковской, и в результате на сайте появляется еще и калькулятор. Лиды становятся в три раза дешевле.

  • Открыты новому: тестируют новые каналы и сегменты, работают с непроверенными гипотезами. Хорошо пробивают лед. Делятся инсайтами и гармонизируют всё вокруг. Не боятся провала: если не получается — переключаются на другое решение.

Тайм-менеджмент. Творческому человеку нужна свобода, ему не подойдет среда с жесткими рамками. Например, такая, в которой ни в коем случае нельзя опаздывать, а каждое новое решение, даже мелкое, нужно согласовывать по полгода.

Как организовать работу:

  • Меньше запланированных задач, больше свободных слотов для спонтанных идей. Ежедневник лучше не вести или отмечать в нем только то, что нужно сделать в определенное время, например встречи.

  • Создать пространство, в котором приятно работать. Допустим, сотрудник говорит, что не хочет работать в офисе. Руководитель интересуется, почему, и получает ответ: не нравятся столы и стулья, еще и график с 9 до 18. А хотелось бы работать с 12 до 21, сидя с ноутбуком в мягком кресле. Руководителю стоит прислушаться и прийти к компромиссу: если загнать творческого сотрудника в общие рамки, он либо сразу уйдет, либо загрустит и уйдет чуть позже.

  • Внедрить ритуалы настройки на работу, например встречи за кофе каждое утро, а затем задачи, которые требуют больше всего энергии. Это зона ответственности самого сотрудника, но руководитель тоже может помочь.

Развитие. Чтобы маркетолог первого типа мог развиваться, ему стоит задавать направление, а не выдавать задания с четко прописанными требованиями. Допустим, нужно проанализировать конкурентов: задача, в которой содержатся только базовые условия, лучше той, в которой регламентировано всё, от количества компаний до формы отчета.

Задачи разных типов помогают поддерживать интерес к работе, а развитая насмотренность — быстро находить новые решения.

Отдых для творческого человека очень важен: им нужны новые впечатления и эмоции. Мы обычно рекомендуем такую схему: отпуск на неделю каждые три месяца и смена обстановки в выходные хотя бы раз в два месяца. Это может быть поездка в другой город, прогулка по местам, где еще не был, новое занятие.

Иногда мы организуем для команды мероприятия, которые позволяют попробовать новое, например урок лепки из глины. А порой творческие ребята сами придумывают развлечения для всех, вроде росписи футболки на день рождения Юры, нашего руководителя

Также маркетологу-создателю стоит обратить внимание на свое окружение и по возможности отдалиться от нытиков и тех, кто не умеет радоваться. Творческие люди черпают энергию и идеи из радости и веселья. Постоянный негатив от окружающих отразится на работе.

Хобби может заряжать энергией и давать новые идеи. Хорошо, если такое уже есть, а если нет — можно получить удовольствие от поиска.

Как работать в команде. Задача руководителя — обеспечить интересные задачи, в которых есть пространство для творчества. Лучше не ограничивать свободу сотрудника и не загонять его в жесткие рамки: например, не штрафовать за опоздания на 5-10 минут.

Использовать алгоритмы вместо жестких регламентов. Творческому сотруднику достаточно обозначить самые важные параметры; если жестко регламентировать работу, задача станет неинтересной, и результат будет хуже.

Творческим сотрудникам зачастую важна стабильность: постоянный поток задач и денег. Руководителю нужно показать, что он может ее обеспечить. При этом нужны новые вызовы и эмоции. Допустим, маркетолог первого типа запускает лендинги — нужно каждые 2-3 месяца выдавать ему новый проект, а старый передавать сотрудникам второго типа, о которых поговорим дальше.

Для творчества важны отдых и общение. Поэтому мы регулярно организуем совместные поездки
Для творчества важны отдых и общение. Поэтому мы регулярно организуем совместные поездки

Тип 2. Фундаментальные

Качества. Фундаментальные — это те, кто продолжает развивать проекты, запущенные создателями. Благодаря им появляется стабильный результат. Они:

  • Алгоритмичные: структурируют процессы, внедряют алгоритмы для повторяющихся задач, ведут учет гипотез, оцифровывают результаты. Например, если они набирают команду, то создают базу знаний для ознакомления с процессами, а для стажеров записывают курсы.

  • Лонгплей: поддерживают проекты в текущем состоянии и понемногу их улучшают. Допустим, человеку отдали большой проект: он будет постепенно докручивать конверсию посадочных страниц, конверсию из лида в замер, из замера в сделку. Без больших революционных изменений.

  • Заземленные: считают каждую копейку, не допускают слива бюджетов. Чаще крутят твердые связки, которые уже показали хороший результат.

  • Системные: ищут подрядчиков, набирают команду, ищут фокусные зоны роста и организуют работу — проводят планерки, ставят задачи.

Тайм-менеджмент для маркетологов второго типа строится на четком планировании. У них обычно есть план на день, неделю, квартал, год или даже несколько лет.

Будет полезно планирование дня с вечера, недели — с воскресенья. Хорошо вести ежедневник, календарь, составлять для себя туду-листы. День лучше начинать с задач, которые нравятся.

Повторяющиеся задачи нужно автоматизировать, внедрить для них чек-листы и алгоритмы. Без них маркетолог может прокрастинировать.

Развитие. Таким людям важно видеть результат своей работы и быть частью сообщества. Хорошо, если есть возможность дать им учеников — обучение других помогает им реализоваться.

Цели и задачи должны быть на 80% достижимые, и только на 20% — амбициозные. За счет этого человек не расстраивается, если что-то не получилось, ведь с большей частью он справляется.

Для маркетологов второго типа важно краткосрочное и долгосрочное планирование. Помогут планы на месяц, квартал, год и отслеживание текущих результатов. Также стоит учиться делегировать задачи, иначе будет сложно масштабировать проекты.

Маркетологу может быть полезно учитывать свои личные ресурсы: считать бюджет, следить за тем, куда уходят силы и как удается их восстановить. И материализовывать результаты своего труда: допустим, расту по карьерной лестнице, откладываю 20% от зарплаты — через несколько лет покупаю квартиру или машину.

По средам наши сотрудники, которые вышли на четвертый грейд и хотят развиваться в управлении, посещают лекции в бизнес-клубе Т5. Такой способ учиться хорошо подходит маркетологам второго типа
По средам наши сотрудники, которые вышли на четвертый грейд и хотят развиваться в управлении, посещают лекции в бизнес-клубе Т5. Такой способ учиться хорошо подходит маркетологам второго типа

Как работать в команде. Руководителю маркетолога второго типа нужно ставить перед ним четкие цели, помогать нарезать их на задачи. Так получится избежать прокрастинации.

Фундаментальные хороши в подсчетах и анализе результатов, но могут с этими данными впоследствии ничего не сделать. Руководителю нужно подкидывать им новые идеи и гипотезы для тестирования, а самому маркетологу — обращаться за помощью в этом вопросе.

Обратная связь должна быть с четкими цифрами. Недостаточно сказать: «ты молодец, сделал много замеров по хорошей цене,» — человек может решить, что он в общем-то ничего и не сделал. Лучше сконцентрироваться на конкретном результате: например, что замеры в полтора раза дешевле чем у конкурентов. От такой обратной связи сотрудник зарядится.

Маркетологу второго типа можно делегировать учет финансов и ведение других таблиц — он с этим отлично справится и будет получать удовольствие от этой работы. Хорошо, если он работает вместе с маркетологом-создателем. Они дополняют друг друга: один генерирует идеи, а второй структурирует и оцифровывает.

Тип 3. Смешанные

Хорошо, когда у маркетолога есть что-то и от первого, и от второго типа. Тогда он может легко генерировать идеи и приспосабливаться к изменениям, и в то же время эффективно управлять ресурсами.

Сочетания качеств, которые особенно хороши для маркетологов:

  • Креативный + алгоритмичный или лонгплей: ищем новые возможности в других нишах и перекладываем их на свои бизнес-процессы или упорно бьем в одну точку, пока не получим нужный результат.

  • Заземленный + открытый новому или творческий: нашли новую гипотезу и заземлили — разобрались, сколько ресурсов требуется на реализацию и какой результат мы получаем.

Новые для себя навыки можно развивать: творческий сотрудник может стать более алгоритмичным и заземленным, а фундаментальный — научиться генерировать идеи. При этом не обязательно прокачиваться, условно, с единицы до десятки по 10-балльной шкале: для хорошего результата может быть достаточно улучшить навык всего на пару пунктов.

Смешанный тип лучше всего подходит для команд, в которых один специалист должен отвечать и за идеи, и за стабильную реализацию. Самим маркетологам тоже полезно развивать качества, которые не присущи им изначально: за счет этого можно улучшать результаты и претендовать на более высокие позиции.

Эта статья основана на лекции, которую я читала для резидентов бизнес-клуба Т5. Там я веду занятия для предпринимателей: помогаю получить первые лиды, нанять результативных маркетологов и повысить продажи за счет прокачки бренда.

Приглашаю вас в клуб, если вы хотели бы послушать лекции о маркетинге, найме и управлении, поучаствовать в мастермайндах и познакомиться с другими резидентами.

Начать дискуссию