Путь пирата. Или как мы всей семьей придумали настолку по Игре в кальмара

Всем привет! Меня зовут Роман. Я продукт в одном b2b маркетплейсе, но речь не об этом…

С чего начался наш пиратский путь

Осенью 2021 года, мы всей семьей сидели на карантине с covid-19. Тогда супруга Мария решила посмотреть недавно вышедший сериал Squid Game, а наша дочка Анна (ей было 9 лет) подглядывала за ней сцены без жесткого насилия. То что детям действительно нельзя было смотреть, жена пресекала.

Да, я прекрасно понимаю, что в сериале есть контент, который лучше детям не смотреть, но я сам помню как в ее возрасте делал вид что сплю, когда отец заполночь смотрел Армию тьмы. Эпизод с мельницей особенно запомнился. Поэтому я с детства объясняю своим детям, что такое кинематограф, чтобы в их восприятии действительности была четкая черта “реальность - вымысел”.

Посмотрев частично пару эпизодов, дочка переместила свой взор на просторы YouTube где уже было засилье всевозможных игровых и мультипликационных роликов, где из lego или ребята, немногим старше Ани, воссоздавали испытания из сериала.

В итоге Аня сделала из картона что-то похожее на мост из одного эпизода сериала и стала с братьями Костей и Колей играть в него. На правах “старшего ребенка” Аня всегда проходила мост, а братья падали в пропасть.

С чего началась наша настолка
С чего началась наша настолка

Маша же со своей подругой Тиной и ее братом Максом организовали небольшое предприятие - стали на WB продавать набор для игры Кганбу (очередное испытание из шоу). Фишка этого набора - коробка из фанеры, два велюровых мешочка для шариков марблс и визитка, стилизованная под ту, что была в сериале, с правилами игры.

Ребята неплохо постарались - вложили душу. В целом, у них дело пошло неплохо и начало разрастаться - появились в наборе брелоки из фанеры (Макс их сделал на основе какого-то типа мультяшного фан-арта по сериалу).

Как появилась идея игры

Как-то в начале декабря, мы с Машей, оставив детей у бабушки, поехали к Максу за очередной партией коробок и брелоков для Кганбу. Между делом я обратил внимание, что в мусорном ведре, куда Максим скидывал все производственные обрезки и бракованные элементы, лежит очень много человечков, которых он забраковал. Тогда я вспомнил про Анин мост, набрал пару десятков этих человечков и решил - пусть дети играют на этом мосту деревянными фигурками, они крепче, практичнее и, так сказать, эстетичнее, чем вырезанные из простой бумаги фигурки.

Деревянный брелок и изображение, которое взяли за основу для его изготовления. Именно с этих деревянных человечков все началось.
Деревянный брелок и изображение, которое взяли за основу для его изготовления. Именно с этих деревянных человечков все началось.

Помимо человечков, я еще набрал всяких обрезков из которых мы потом для ребят сделали танки, корабли и другие фигурки. И именно тогда я как бы на слабо, то ли для себя, то ли для Макса сказал: “Макс сможешь сделать мост из фанеры? Чтобы по нему можно было двигать этих человечков. Уверен Ане, Косте и Коле такая игрушка зайдет”. Максим, почесав затылок, сказал, что без проблем что-нибудь придумает. Забрав коробки - мы разошлись.

Пока мы ехали домой. Ну как ехали, в основном стояли в субботних дневных московских пробках на трешке, мой мозг продолжал развивать идею с мостом. В итоге, доехав до дома, мы с Машей уже имели концепт игры, где точно должны быть все шесть испытаний из Игры в Кальмара. Мы точно понимали, что игра должна быть 6 в 1, т.е. все шесть игр в одной коробке и между ними должна быть связь, хотя и по одиночке они будут играбельными. Потому что тот же Кганбу самодостаточен. Все нужно делать по-максимуму из фанеры - потому что мы можем так сделать.

Мой долгий путь к пиратству

Немного истории. Если нет желание читать, почему я вообще заразился идеей создать игру (именно создать, других мотивов этот опус не описывает), то можете не читать эту часть.

До средней школы я жил в коммуналке. На четвертом этаже в четырех квартирах было помимо меня еще 6 ребят плюс-минус моего возраста. Мы постоянно играли, то баскетбольное кольцо повесим над дверью, то в прятки, а иногда и шли “войной” на пятый этаж. Но особой любовью у нас была настолка Бизнес 2000 (Еще была популярна аналогичная игра Менеджер).

Для тех, кто не знаком с этим Хитом 90-х - это такой клон Монополии, в котором были известные российские предприятия, вместо улиц из оригинала, а еще там был ипподром и казино. Игра принадлежала старшему из ребят - Андрею, которого мы не особо уважали за возраст, но как владелец игры - он был для нас король. Вынося игру в общий коридор и разворачивая ее на одном из ящиков, в которых все семьи - и моя, и соседей хранили свои запасы картошки, лука, морковки и других овощей, которые привозили из деревень, в общем это такая особая эстетика новых районов Москвы, где селились приезжие со всех уголков СССР молодые семьи, Андрюха сразу становился самым важным. Если ему что-то не нравилось, то он одним своим решением мог обломать вечер сразу для пяти ребят, собрав игру и уйдя домой.

Короче, такие “качели”, когда приходилось во время игры еще и заботиться о настроении одно из игроков - а иногда и подыгрывать ему, чтобы он не огорчился, меня 8-ми летнего пацана, не особо радовали. Поэтому я посвятил несколько вечеров тому, чтобы на склеенных с особым усердием, если не сказать любовью, между собой листах А4, отрисовать игровое поле, аккуратно подписать каждую клетку, нарисовать и вырезать карточки. В общем я сделал очень не дурную копию игры, в которую мы играли около двух лет, прямо до моего переезда. Когда я переезжал, я оставил игру по просьбе второго по возрасту парня Костика, своей коммунальной братве.

Сейчас, смотря на все происходящее через призму времени, знаний и опыта, я понимаю, что тогда я сделал откровенно пиратскую копию игры на другую игру, копирующую хит прошедший почти через век.

Запуск игры

Пара месяцев потребовалось, чтобы придумать и реализовать полноценный набор 6 в 1 по мотивам сериала Игра в кальмара. Больше всего времени ушло на сам процесс игры, в котором дети, как изначальные инициаторы, принимали самое активное участие.

Так как Маша, да и я в целом, хорошо шарим в маркетплейсах, то естественно игру первым делом разместили на Wildberries - там категория Настольных игр развита лучше, чем на остальных МП.

Разместили карточку, сделали на “коленке” своими силами инфографику и начали продажи. Так как производство игры в основном требует фанеру, а цена на нее с 2020 года ой как выросла, ценник на саму игру не маленький, вследствии чего к покупке игры подходили взвешенно и обдумано, тем более по сериалу на том же WB к тому моменту продавалось несколько игр по мотивам. Конкурентные игры из картона, да и “масштаб” их не столь большой - я имею ввиду отсутствие 3D-элементов, обыгрывание не всех испытаний из шоу, однообразие в механике игр. Короче, по цене мы были в несколько раз выше конкурентов.

Честно сказать, продаж за первый месяц у нас было всего 2, но тогда мы отчетливо понимали, что нужно выходить на международный рынок, а для этого нужно либо действовать “как Китай” - клепать свой продукт, пока за одно место не схватят (если вообще схватят), либо заручиться поддержкой тех, кто причастен к сериалу.

На дворе был конец февраля, поэтому о международной экспансии нам пришлось временно забыть и сконцентрироваться на местных продажах. Через месяц, ближе к апрелю, Макс сообщил, что выходит из дела, продает станок для резки фанеры и выходит на наемную работу.

Именно тогда я и Маша задумались о том, чтобы попробовать запустить проект на площадке краудфандинга - чтобы первым делом собрать деньги на станок. Затем нас поглотила бытовая рутина - ремонт и переезд в новую квартиру (ждали мы это событие 4 безумно долгих года). Все наши ресурсы были перенаправлены на обустройство семейного гнезда и об игре временно забыли.

Про игру мы снова вспомнили уже после того как переехали. К тому моменту уже многое изменилось - Тина с мужем Василием, сами приобрели станок, а мы с Машей погрузились в бытовую рутину школа-работа-домашка. Вспомнили про игру уже в другом контексте - Краудфандинговый проект должен стать обучающим, обучающим для наших детей. Запуск проекта должен был показать им, что можно воплотить любую идею в жизнь, единственное, что требуется, так это приложить усилие и не опускать руки, если что-то не получается.

Так в январе этого года мы запустили проект по сбору средств на Boomstarter.

Немного о площадке

Кто бы как не воспринял то что я напишу ниже - это не реклама Boomstarter. Прорекламировать мне есть что - хотя бы наш с Машей новостной канал про маркетплейсы.

Ребята с этой краудфандинговой площадки реально помогают продвижением. К слову мы взяли самый минимальный пакет для размещения, но это не помешало им предложить нашу семью для участия в съемках для телевидения - сюжет про семьи, играющие в настолки, для передачи Доброе утро на России 1. Большое, человеческое спасибо Кириллу, Ольге и всей команде площадки за поддержку!

Про то, какие мы невезучие пираты, я писать не буду, так как все изложил здесь.

Если вкратце - от съемок мне пришлось отказаться, чтобы не рисковать здоровьем съемочной группы.

Раз не получилось массово заявить о себе с помощью TV, то я сам решил - покажу детям, какими инструментами можно еще воспользоваться, чтобы стать на шаг ближе к результату - коммерческому запуску продукта. Я начал бомбить паблики и издательства настолок с вопросами типа, “Мы семьей придумали настолку, есть ли какие-нибудь варианты с которыми они могут помочь нам заявить о себе?”.

И тут я понял, что я пират…

Кстати, наши фото врем отдыха в Турции это хорошо иллюстрируют

  • Кто-то отказал в помощи, сказав, что они помогают от идеи, а у нас уже все готово.
  • Кто-то явно заявил, что все это попахивает нарушением авторских прав. Да и сама игра не жизнеспособна, так как современные игроки в такое не играют.
  • Один мой собеседник начал рассуждать, что я хитро использую формулировку “по мотивам” и так можно сделать что-то свое “по мотивам Властелина колец” или “Игры Престолов”.
  • Другой сходу на мой запрос спросил купил ли я авторские права на игронизацию у создателей сериала.

А ведь, кроме шуток, изначально я планировал попросить разрешение на публикацию игры у создателя сериала Хван Дон Хёка. Но тут был один небольшой нюанс - он затворник, с ним почти нереально связаться в формате электронной связи. Поэтому мы тупо написали в Корейский Netflix. Ответ пока от них не получили. Ждем.

Путь пирата. Или как мы всей семьей придумали настолку по Игре в кальмара

А пока ждем ответа на нашу просьбу, я задумался, пират я или все-таки нет.В игре мы максимально постарались отойти от визуала сериала, поставив в центр внимания сам игровой процесс. Безусловно мы используем некоторые хорошо узнаваемые образы - тех же персонажей охранников и ведущего. Но это делаем не только мы - YouTube вам в помощь. И я бы не сказал, что все, что делается по мотивам не приносит денег, причем как напрямую - продажа контента и всякой атрибутики, так и косвенно - набив массу подписчиков. Кстати шрифт мы взяли фанатский на кириллице, да и применили его буквально, чтобы стилизовать 11 букв.

Если говорить про саму игру, то она про игры, в которые дети в Корее, в Европе, в России или др. странах играют во дворах. Из сериала только последовательность, которую, если заменить, то ничего не изменится в игровом процессе.

Я конечно не юрист в области интеллектуального права, но уверен, что и ни у Хван Дон Хёка, ни у Netflix нет прав на эти игры. Есть ли у них права на образы охранников или ведущего - возможно. Но уверен, что сами эти образы чем-то или кем-то навеяны. Про охранников почему-то приходит в голову Slipknot времен первого альбома.

Но меня не это поражает. Меня почему-то задело представление меня как пирата - человека, который хочет нажиться на интеллектуальной собственности других людей.

Где-то это может и так - бесплатно, увы, в нашем мире ничего сделать не получится. Тоже волонтерство - в итоге все равно на что-то да потребуются деньги или кто-то за что-то заплатит.

Задело то, что мне какие-то душнила говорят, что я такой “фу”-пират, но при этом им срывает башню от “новых фигурок по мотивам” или минькам по D&D. В таком откровенном пиратстве они видят - творческий подход, любовь к делу, усердный труд моделеров и т.п.

Про миниатюры я хорошо знаю, так как сам собираю Warhammer Age of Sigmar и прекрасно вижу, как на том же Kickstarter ребята печатники (3D принтер) собирают десятки, а кто-то сотни тысяч зеленых за проекты по D&D и миньки по мотивам (типа я так вижу) Вахи.

Последнюю неделю все мои соц.сети забиты постами по теме как очередные ребята запустили краудфандинг по близняшкам из Atomic Heart.

Вот некоторые анонсируют "по мотивам"... 
Вот некоторые анонсируют "по мотивам"... 

Если говорить про “по мотивам” как о способе избавиться от ответственности, то “не все так однозначно”. Тот же Властелин колец привнес в жанр много нового, но не Толкиен первым придумал использовать волшебное кольцо, и не он последний. Про косплей вообще молчу - из чисто фанатского, гиковского действа он превратился в хорошо монетизируемую индустрию.

У каждого может быть свое видение по данному вопросу, но я точно не считаю себя ПИРАТОМ. И я не маскирую предлогом обучения детей современной коммерции, способ заработать. Не получится краудфандинг, вернемся на маркетплейсы. Тем более у нас к этому уже все готово - осталось только переехать на новую производственную площадку. Я реально хочу привить своим детям продуктовый подход - чтобы не работа ими руководила, а они работой. И, к сожалению, никто кроме родителей, детям такое на привьет.

В общем, пока жду ответ от Netflix, буду дальше прорабатывать свой продукт - игру по мотивам сериала Игра в кальмара.

44
12 комментариев

Круто! Круто все, что начинается ради детей! По поводу пирата, ну, как сказать. Не считаю создание любой игры, даже на основе чего-либо имеющегося, пиратством. Скорее, наоборот. В семьях пропала традиция настольных игр. А раньше всегда собирались, лото, домино, карты, монополия... По самому факту игры кальмара -ну не мое. Не смотрю лютый бред, так и не осилила. Но за идею с полным погружением. Особенно, когда дети тоже участвуют в создании. Кстати, очень впечатлило использования живого материала. Деревянная коробка, у меня сразу ассоциация с какой то шкатулкой или же сундуком с кладом🤣
Пиратством можно назвать даже наши приготовления на кухне. Ведь одни придумали, другие использовали в своих целях) В общем, хочется пожелать дальнейшего развития, крутая идея, очень интересное исполнение.

5

Татьяна, спасибо за слова поддержки.
Согласен, что все меньше семьи играют в настолки (я своих родителей пару раз "заставил" в Монополию сыграть и на этом все), а предпочитают телек, приставки и телефоны, чтобы организовать семейный досуг.
Есть истории, когда "фанатский контент" (будь -то игры или мерч) шли на пользу бренду, так как он расширялся в массах. И такое "пиратство" поддерживалось на уровне бренда. Игровой модинг яркий тому пример - сам модил в Total War Medieval 2 в студенческие годы - Knights of Honor назывался мод.

3

Вот, прямо в точку! И ничего лишнего 🙂 Полностью согласна с вашим комментарием

Двойные стандарты диванных экспертов поражают! Не думаю, что стоит на них обращать внимание)

3

Согласен! Это только тормозит творческий процесс. Тот же Iphone был не первым тачем, работающим без стилуса и клавиатуры, взять хотя бы HTC. Но это не помешало Apple создать крутой продукт. Помнится вначале было очень много хейта "Iкамень" (функциональность была многим ниже аналогов).

1

Бизнес 2000 . Ох как я обожала играть в эту игру . А так ребята молодцы 👍Вся семья с фантазией

1

С нее начался мой путь в Монополии ;)