Part 4: Будущее поле боя. Кто кого: BigTech Vs. FinTech?

Автор публикации - Лилия Алеева, директор по маркетингу и прямым продажам компании ICL Services

В чём кроется угроза, или что будет толкать BigTech на изменения в будущем?

Ожидаю, что слом текущей парадигмы произойдёт по вине самих же технологических компаний, если они выйдут на рынок финансовых услуг. FinTech, как мина замедленного действия, будет являться сладким словом не только для традиционных финансовых институтов, но и для BigTech и стартапов, которые будут выходить с новыми продуктами и новыми технологическими решениями на рынок.

Уже сейчас Amazon, Facebook (деятельность организации в России признана экстремистской и запрещена) и Google представляют большую угрозу для базовых бизнес-моделей банков, и готовы предложить более разнообразный стек финансовых технологий. BigTech сфокусировался на аккумулировании прорывного потенциала в сфере финансовых услуг и заняли выжидательную позицию.

Пандемия, “разборки” со своими законодателями, текущая постковидная ситуация и кризис как следствие санкционной политики на фоне специальной военной операции, эффекты которой ещё не просчитаны, повлияли на то, что BigTech нажал на кнопку «Пауза». Но при этом ставки сделаны на облачные вычисления, искусственный интеллект, ориентированный на клиентов, и клиентскую аналитику “больших данных” - три области, которые становятся все более важными для конкурентной дифференциации среди финансовых компаний. Это те области, в которых технологические гиганты (Amazon, Google и Facebook (деятельность организации в России признана экстремистской и запрещена)) приобрели гораздо более глубокий и расширенный опыт, чем их коллеги в сфере финансовых услуг, и в которых эффект масштаба затруднителен в связи с их технологическим отставанием и, главное, парадигмой текущих традиционных финансовых бизнес-моделей.

Можно сказать, что в очень короткой перспективе многие банки и страховые компании будут продолжать обращаться к технологическим фирмам за выполнением своих основных функций, например, позволяя клиентам осуществлять повседневные банковские операции через ведущую социальную сеть (Facebook), опираясь на аналитику данных о клиентах для своих целевых пользователей.

FinTech cтартапы оказали менее разрушительное влияние на конкурентную среду, чем ожидалось ранее и пока находятся не на передовой линии разрушения традиционной бизнес-догматики финансовых институтов. А текущие FinTech игроки изменили основу конкуренции в сфере финансовых услуг, но не саму конкурентную среду.

Сейчас FinTech компании определяют темп и направление инноваций в сфере финансовых услуг, но их высокие затраты на смену клиентов и, главное, быстрое реагирование действующих компаний поставили под сомнение их способность к масштабированию. Вероятнее всего нас ждут более мощные изменения на игровом поле FinTech, где в раздевалке «разминаются» команды больших технологий перед основной схваткой за победу над традиционными финансовыми институтами.

Будет ли второй ИТ-бум?

На рубеже 20-го века электричество изменило жизнь людей, но не сильно изменило экономику. Начиная с 1915 года, настало десятилетнее ускорение роста производительности, поскольку экономические субъекты начали интегрировать электричество в свою операционную деятельность.

Позже произошел второй оглушительный бум производительности, когда фабрики, компании, заводы и целые отрасли были перестроены вокруг возможностей электричества. Корпоративные организации поняли, как электричество может преобразовать их операции.,

25-30 лет назад можно было сказать, что компьютерный век можно увидеть везде, кроме статистики производительности. Но так продолжалось недолго, и ИТ-революция привела к буму производительности в период с 1995 по 2004 годы.

В 1989 году компьютеры за короткий промежуток времени стали повсеместными (на предприятиях, дома в персональном использовании) и радикально изменили работу многих отраслей: от журналистики до банковского дела и розничной торговли. Но было трудно увидеть и понять ИТ-революцию, глядя только на экономический эффект.

Урок прошлого здесь прост и глубок: бум производительности часто отстает от технологий. История показывает и, главное, доказала основную парадигму: рост производительности за счет технологий общего назначения может происходить несколькими волнами

Хотя сейчас это звучит безумно, но можно сказать, что Интернет и онлайн только начинается. Интернет для нас, всех типов пользователей, сегодня является всего лишь “дополнением”. Это некий вариант Best Buy, позволяющий нам заказывать физическую продукцию, услуги и прочее на веб-сайте или в компаниях, использующих рекламу в Facebook для таргетинга своих клиентов. C позиции B2B компаний это тоже всего лишь “эффекты дополнений”, направленные на некоторый прирост производительности.

Считаю, что на втором этапе большого технологического бума появятся новые типы компаний, построенные сверху-донизу вокруг ИТ, и эти компании будут использовать бОльшую производительность, чтобы «уничтожить» своих конкурентов, произвести революцию в отраслях и подтолкнуть экономику вперед. Примеров “погадать” для этого предостаточно уже сейчас: Amazon опустошает розничный сектор, Uber разрушает индустрию такси, а Airbnb захватывает все отели мира.

А теперь давайте представим, что произойдет в каждом секторе экономики, если, к примеру, Alphabet выпустит беспилотные автомобили, работающие на массивах данных, собранных в Google Maps? Это будет являться огромным скачком вперед, а у нас уже сейчас есть или скоро будут технологии для их претворения в жизнь. Но означает ли это, что они будут сделаны?

Задача №1 – интегрировать технологии в бизнес-модели и пользовательский опыт

«У нас есть технология, и нам всего лишь нужно все остальное» - так звучит сейчас основной аргумент BigTech. Дело в том, что по-настоящему воспользоваться преимуществами ИТ в компаниях, работающих в текущих бизнес-моделях, оказывается очень сложно. И проблемы здесь не просто технические: это и кадровые сложности, проблемы с рабочими и организационными процессами, нормативным регулированием и прочее. А единственный способ решить эти проблемы и получить прирост производительности - создать компании, предназначенные для решения этих самых проблем. Однако это более сложный, тернистый и медленный процесс, чем заставить, например, потребителей переключиться с одного экрана на другой или перейти от аренды DVD к использованию Netflix.

Сейчас экономику сдерживает не столько недостаток технологических достижений, сколько трудности с превращением уже имеющихся достижений в компании, которые могут их реально использовать. Вопрос в том, решит ли эту проблему BigTech, сможет ли перестроиться?

Великой инновацией Uber было не столько его программное обеспечение и “скрещивание” технологий, сколько его наглость в использовании лазеек, найденных в правилах использования такси, а затем и поголовная мобилизация довольных клиентов, для того, чтобы отпугнуть влиятельные группы различных интересов и разгневанных местных политиков.

Но сейчас этого будет недостаточно, и в ближайшем будущем повышение производительности будет происходить за счет того же самого Uber и компаний, чьи компетенции связаны не столько с технологиями, сколько с выяснением того, как применять существующие технологии в устойчивых отраслях. Оказалось, что самое сложное сейчас - заставить людей правильно использовать технологии.

Нас окружают новые технологии, и некоторые из них очень важны. Но разработка технологии оказывается намного проще, чем убеждение людей и особенно компаний использовать ее должным образом. И маркетинг, которому сейчас предписаны вторые роли, станет в первый ряд создания нового большого технологического уклада, решая проблему использования технологий и внедрения нового пользовательского опыта для следующего взрывного бума.

Предыдущие части по BigTech читайте здесь:

Начать дискуссию