☂ Стажировки и волонтёрство в технологических стартапах

Общая ситуация зримо ухудшается, события ускоряются, начинается «Идеальный шторм», он смоет всё, что было раньше. Наступает лучшее и самое подходящее время для запуска революционных проектов и прорывных стартапов, способных удачно войти в возникающую новую реальность, а в идеале её и сформировать. Как же оказаться на этой волне, а не под ней?
Общая ситуация зримо ухудшается, события ускоряются, начинается «Идеальный шторм», он смоет всё, что было раньше. Наступает лучшее и самое подходящее время для запуска революционных проектов и прорывных стартапов, способных удачно войти в возникающую новую реальность, а в идеале её и сформировать. Как же оказаться на этой волне, а не под ней?

Спасая мировую экономику от ковидного локдауна, её залили огромным количеством напечатанных денег. Их стали раздавать неработающему населению, и лить на фондовый рынок, скупая акции и долги неплатёжеспособных, но значимых и важных компаний. Это вызвало рекордный рост государственных долгов, инфляции, цен на энергоносители, привело к остановке производств и разрыву логистических цепочек.

«Специальная операция» в/на вызвала запреты, замораживания, отключения, блокировки, санкции, и контрсанкции, привела к дополнительному росту цен на энергоносители, проблемам в промышленности и транспорте, разрушению глобальной системы поставок сырья, товаров и продовольствия.

Рост напряжённости вокруг Тайваня и ноябрьских выборов в США грозит окончательно дестабилизировать ситуацию в пока ещё спокойных местах.

Осенью начнут проявляться последствия рекордных цен на топливо, ГСМ, удобрения, запчасти и технику, из-за которых оказалась сорвана посевная компания в целом ряде ключевых сельскохозяйственных регионов. В развивающихся странах начнутся серьёзные проблемы с наличием (точнее отсутствием) еды, и голод погонит их жителей в более сытые и благополучные страны, уже не как трудовых мигрантов, а как беженцев. И тогда проблемы с сытостью и благополучием возникнут уже везде.

Наконец в новогоднюю ночь, вместе с боем курантов вступят в силу многократно откладывавшиеся правила «Basel III», вводящие (вернее восстанавливающие) мировой золотой стандарт (реальное физическое золото (металл в слитках и монетах), станет активом первой (высшей) категории надёжности, а "бумажное" золото (сертификаты любых видов) - третьей) . Это запускает начало конца мировых резервных (эмитируемых, "фиатных") валют. Доллары, евро и йены начнут превращаться в черепки.

Всё это написано не для пугания, а для пояснения того что "Как раньше" — уже не будет.

Те, кто надеется "пересидеть" и ждёт «Когда всё это закончится» и восстановится прежняя жизнь, столкнутся с неприятной реальностью. Возврата в прошлое состояние уже не будет, так как самого этого прошлого — уже нет, оно прямо сейчас заменяется на другое будущее.

Кризис уничтожает старое, предоставляя уникальный шанс появиться новому, и оно уже появляется, чему и посвящён данный материал.

Текущая ситуация вокруг РФ привела к большому разрыву в ценах аналогичных технических, технологических и инжиниринговых работ выполняемых в РФ, и за её пределами. Стоимость сходных по объёму и качеству работ стала различаться на порядок.

Специалист по электровакуумной технике, или сварке тугоплавких металлов в атмосфере инертных газов, в США, Германии или Японии запросит за свою работу от $10К в месяц. Инженера-технолога или инженера-конструктора сходной квалификации и профильного стажа в РФ вполне реально найти за $1К в месяц.

При этом подготовительную и не самую сложную часть подобных работ вполне способны (с сохранением критерия "цена/качество") выполнять российские студенты младших курсов и даже продвинутые старшеклассники.

Взять черновой рукописный рисунок несложной детали или соединения, перевести его в 3D автокад, а потом в ансис кадфеме провести по простым сопроматовским или термическим тестам, в США, Германии или Японии будет стоить от $5К. То же самое (по объёму и качеству) профильный опытный студент-старшекурсник из РФ может сделать за $500.

Студентам и школьникам вполне по силам проводить поиск аналогов и прототипов технических решений, оформлять по образцам и шаблонам несложные отчёты, строить патентные ландшафты предметных областей, трассировку патентной активности компаний, схемы публикационной активностей разработчиков, готовить каталоги и рефераты профильных источников. И всё это с очень высоким показателем «цена/качество».

За проверку новизны и оригинальности нового технического решения (проведение патентного (USPTO) и открытого (Prior Art) поиска), студент университета или колледжа США (равно как и Германии или Японии) запросит от $1К. Такую же работу, с таким же результатом, трое сообразительных и самостоятельных российских старшеклассника (конечно после отбора, обучения и практики) могут сделать за $100.

При этом важно, что эти трое, за $100 и три дня интенсивной заинтересованной работы, чисто физически смогут просмотреть и изучить минимум вдвое больше источников, чем сможет американский студент за три часа самой интенсивной работы.

Способны они оказать и помощь в работе технологических проектов с профильными отраслевыми экспертами, включая поиск и проверку контактных данных и проведение предварительных переговоров.

Вполне по силам им и участие в работе фокус-групп для новых продуктов и услуг, включая помощь в заполнении опросных листов, составлении результирующих отчётов, и перечней замечаний и предложений.

Лица, успешно справляющиеся с взятыми на себя обязанностями, могут осуществлять свою деятельность в статусе стажёров-практикантов, с получением стипендии. Те же, кто испытывает затруднения, или желает сначала удостовериться в своих силах, могут принимать участие в работе в статусе волонтёров (без стипендии, но с доступом к учебным материалам и работам).

При наличии взаимной заинтересованности с командами проектов, возможно продолжение сотрудничества в статусе ассистента, или помощника (на зарплате) , а в дальнейшем, возможно и полноправного участника проекта (хорошие люди — нужны всем, всегда и везде) .

Могут они помогать и при общении инвесторов с проектами при проведении начальных (Due Diligence) проверок по стандартному чек-листу, при подготовке текущих периодических CheckUp-справок для фондов, и при составлении несложных отраслевых отчётов и обзоров.

Для инвесторов проектов ранних и предранних стадий актуальна задача внешнего оперативного и объективного, но при этом необременительного фонового контроля проинвестированных проектов и их команд.

Студенты и школьники вполне способны помочь в решении данной задачи путём личного участия в проектах и (за счёт периодического составления своих собственных отчётов) ненавязчивого препятствовать замедлению и снижению интенсивности работ. Что способно дополнительно снизить риски инвесторов, и благоприятно повлиять на само решение об инвестировании в проекты, обладающие такой поддержкой.

Для основателей проектов ранних и предранних стадий актуальна задача выполнения в рамках проекта большого количества не очень масштабных и сложных, но при этом важных и неотложных работ и действий, на которых у профильных отраслевых разработчиков, как правило, нет времени.

Студенты и школьники вполне способны оказать помощь в решении данной задачи путём выполнения посильной части подобных работ и действий.

Для индивидуальных инициаторов проектов ранних и предранних стадий актуальна задача комплектования команды участниками до достижения численности, минимально приемлемой для представления проекта потенциальным внешним инвесторам.

Студенты вполне способны оказать помощь в решении данной задачи, с получением возможности вхождения в новые и перспективные технологические проекты, в которые при иных условиях и обстоятельствах они бы войти не смогли.

Для лиц, пока ещё только изучающих саму возможность запуска собственных проектов или планирующих подобный запуск, актуальна задача предварительного приобретения реальных знаний и практических навыков необходимых им для запуска и осуществления проектов.

Возможность участия в качестве волонтёров и стажёров в работе уже осуществляющихся проектов позволит таким лицам заранее получить знания и приобрести практический опыт и навыки, необходимые им для запуска и успешного осуществлении своих собственных проектов. Либо же удостовериться в неготовности к такой деятельности.

Всё вышеуказанное может осуществляться как в личном инициативном (факультативном) порядке, так и оформляться в виде "Индивидуального проекта" (по ФГОСу) для школьников, и "Стартапа как диплома" для студентов.

Для студентов весьма желательно совпадение тематики предполагаемых работ (имеющихся проектов) с профилем обучения (номенклатурой специальностей выпускающей кафедры).

Для школьников дополнительно возможно официальное включение данного опыта в "Личное портфолио абитуриента", что в свете планируемых изменений правил приёма в ВУЗы может оказаться весьма полезным.

Для учебных заведений среднего и среднего специального образования возможно включение подобных активностей в общее базовое и в дополнительное образование, с предоставлением полного пакета справочных, учебных и методических материалов, и привлечением действующих учителей ("Основы предпринимательства" "Созидающая инновационно — проектная", и "Проектно — исследовательская деятельность") ведущих школ Москвы (Топ30 WikiEdu2020/2021).

Для учебных заведений высшего и высшего технического образования возможны самые разнообразные форматы, начиная с МИПов по №217-ФЗ, и заканчивая поддержкой грантовых и хоздоговорных контрактов и выполнения отчётных KPI-показателей по "Инновационной деятельности".

По вопросам связанным со стажировкой и волонтёрством можно писать на Projects@JuniorProjectSchool.ru .

По каким проектам будут работать набираемые стажёры и волонтёры?

Тематика может быть самой разнообразной (механика, электрика, электроника, радиотехника, алгоритмы, сети, DSP, оптика, акустика, композиты, транспорт, связь, и т. д.).

Все проекты предполагают патентную новизну, поэтому непосредственная работа с закрытыми материалами проходит по правилам обычным для подобных случаев.

Как и откуда указанные проекты появляются?

Существовавшая ранее в РФ венчурная индустрия (что бы под этим не понималось) своё существование де-факто прекратила. Бесконечных (и бесплодных) стартап-тусовок "А-ля сколково" с не менее бесконечными (и не менее бесплодными) презентациями и "питчами" больше не будет (по крайней мере хотелось бы на это надеяться) .

Однако сами разработчики и создатели новых перспективных решений никуда не исчезли, и по-прежнему придумывают новые идеи. Более того, кризис — идеальное время для запуска таких проектов.

Сейчас идут работы по созданию и запуску целого ряда новых форматов, оптимизированных под новые условия. Так, в частности, создаётся новая экосистема, включающая в себя профильное сообщество, инструментарий и инфраструктуру.

Ядром экосистемы должна стать площадка по рыночной торговле долями участия (включая конвертируемые займы и опционы) технологических проектов ранних и предранних стадий. Для участия в указанных проектах люди и набираются.

Если вдруг появятся какие-либо новые внешние сторонние проекты, достойные (по мнению их основателей и инициаторов) привлечь внимание стажёров и волонтёров (а потом и инвесторов) , данные проекты вполне возможно изучить и рассмотреть на предмет их укомплектования помощниками с последующим вынесением на указанную торговую площадку. Связываться по данному вопросу можно по SandBox@MosStartUpFair.ru . ( почта для проектов, а не стажёров)

Какие проекты принимаются? Любые, кроме:

• Тех в которых ранее были привлечены какие-либо бюджетные средства (гранты, субсидии, льготы, и т. д.);

• Социальных и благотворительных, и/или имеющих территориальные или календарные ограничения;

• Любых видов социальных сетей, интернет-магазинов, скидочных/купонных/бьюти/тревел/селфи и т. д. сервисов;

• Мобильных приложений для заказа любых видов товаров и услуг (пиццы, столиков в кафе, такси, билетов, и т. д.);

• Любых видов личностного роста, открытия кармы, гадания, голодания, феншуя, и иной эзотерики;

• Содержащих в названии слова "Блокчейн", "Искусственный интеллект", "Uber для ..." и прочие подобные;

• Финансовых/маркетинговых/рекламных/развлекательных и иных, без явной технологической новизны.

Всё остальное — допустимо (для изучения) .

_________________________________________

Далее на VC предполагается публиковать информацию по проектам, учебные материалы, ответы на наиболее частые вопросы (FAQ), и иной профильный материал.

Для облегчения и ускорения визуальной идентификации (выделения среди общего окружающего тиньков-мусора), заголовки статей будут снабжаться префиксом (идентификатором) экосистемы ( (зонтик)) перед названием материала.

_____________________________________________________________

АПДЕЙТ

Судя по первым комментариям некоторые моменты материала оказались изложены недостаточно явно и однозначно.

Попробуем исправить данный недочёт.

1. Любая работа (то есть использование уже имеющихся знаний, навыков и опыта) - всегда и везде оплачивается. Иначе работник не будет её выполнять.

Однако надо всегда чётко разделять работу и обучение. В караоке - платят за то что бы петь, а билет на концерт покупают для того что бы слушать. Не надо путать туризм и эмиграцию. Тот кто идёт на учебный курс по рисованию, не может требовать оплаты первых же своих ученических картин. Если он настолько уверен в своих силах и способностях - пусть сразу и идёт в галерею или на вернисаж. Профессиональному дегустатору - платят за то что он пробует блюда и продукты, и высказывает о них своё ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ мнение. Но обычный обыватель такой трюк в высококлассном ресторане осуществить не сможет. Если он попробует оплатить принесённый ему счёт высказыванием своего мнения, он попадёт в полицию.

2. Насчёт патентного поиска. В практически всех реальных технологических компаниях всех развитых стран мира первичный сырой поиск осуществляют студенты-практиканты. Patent attorney везде и всегда работает только и исключительно с первичными отчётами сделанными его ассистентами. Если он сам будет искать всё с самого нуля он сорвёт работу по срокам.

3. Для технологических стартапов инициируемых не скучающими студентами и не завсегдатаями интернет-сайтов, а реально работающими высококлассными профильными специалистами (которые всегда и плотно загружены своей текущей работой) любая содержательная помощь является весьма полезной.

4. Насчёт приведённых цифр стоимости. Все приведённые оценки - реальны, надо просто внимательно прочитать то что написано, и именно так как это написано, а не так как это кому то хочется видеть.

5. Что бы не нарушать чужие дискуссии, но при этом не пропускать содержательные вопросы к непосредственно самому материалу, просьба подобные вопросы (но не реплики) выносить в первый уровень. Тогда они будут сразу отражаться в сигнальном значке, и не будут теряться.

3939
55 комментариев

Если честно, на мой взгляд, самая распространенная ошибка это подход, описанный в данной статье.

Стартап это не детский сад. Именно стартап должны делать САМЫЕ компетентные и активные люди. Это в дальнейшем, когда компания вырастит, можно некомпетентность заменить системой и учесть возможность ошибки.

Но когда у тебя стартап, любая ошибка это дорого. Нужен рывок. Качественный вектор развития и конкурентоспособный продукт.

Набрать джунов, это уже на старте проиграть бизнес.

19

"Стартап это не детский сад. Именно стартап должны делать САМЫЕ компетентные и активные люди. Это в дальнейшем, когда компания вырастит, можно некомпетентность заменить системой и учесть возможность ошибки."

Стартап это отсутствие стартовых бабок и любые ресурс , которые можно заманить за "печеньки" и строчки "о участии" в резюме всегда востребованы.

Так как есть много работы, которую желательно что бы кто-то сделал бесплатно.

8

Есть большой перечень стартовых рутинных работ, которые не требуют особых компетенций, а требуют большого количества времени, которого у фаундеров просто физически нет. Проверить к примеру результаты патентного поиска быстрее и проще, чем его провести, тем самым обезопасив свой проект от "ошибок", о которых идёт речь.

4

Какие-то диванные специалисты. Инвестор тебе даёт деньги когда у тебя есть трекшен и уже какая-то выручка. Очень низкая вероятность получить пресид до запуска проекта. Поэтому mvp проекта делается за обещание % и т.д. и из говна и палок. Как только ты что-то показываешь и это стоит внимания ты через 6 месяцев получаешь первую инвестиции, и на неё уже можешь позволить себе нанять доп. специалистов.

2

Идея о том, что "студент-старшекурсник из РФ за $500" может заменить западного инженера с з/п $5000 выглядит, мягко говоря, утопичной.

15

Комментарий недоступен

6

Удивительно слышать про сопоставление качества. Если в России есть студенты, которые способны давать качество не хуже, но дешевле в 10 раз, то почему мы до сих пор не первая держава мира?? Может быть не все так просто, и всё таки есть нюансы??

12