Как я мечтала в универе открыть свою айти компанию и вот ей уже 15 лет. История создания "не женского" бизнеса

Девушка, которая открывает айти компанию в 21 год, наверное, сама себя обрекает на тяжелый и тернистый путь. Я решила поделиться своей историей, чтобы каждый, кто сомневается в себе или боится решиться на серьезный шаг — вдохновился и действовал!

Как я мечтала в универе открыть свою айти компанию и вот ей уже 15 лет. История создания "не женского" бизнеса

Меня зовут Света Важнина. Моему агентству WEB ALTERNATIVE уже 15 лет, и за это время мы пережили уход партнера, мою беременность, 3 экономических кризиса, болезненные расставания с сотрудниками и много чего еще, о чем я расскажу дальше.

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ МОЯ МЕЧТА

Я всегда любила учиться, мне очень нравится получать новые знания, тем более если преподаватель сам увлечен наукой.

В институте (ДВГУПС) я училась на специальности «Системы автоматизированного проектирования», в группе было всего 3 девочки! Окончила с отличием. Красный диплом не был моей целью, как таковой. Просто у меня есть принцип: если я за что-то берусь, то выкладываюсь по максимуму и довожу до конца.

На втором курсе университета необходимо было отработать практику в любой местной компании. Я выбрала «Сумму Технологий», она мне казалась самой крутой на то время. Устроилась туда в качестве дизайнера и спустя 3 месяца поняла, что хочу открыть что-то своё. Со своей идеологией, ценностями и этикой. Так родилась мечта, которая изменила всю мою жизнь.

Своей мечтой я заразила Юру (одногруппника) и на 4 курсе мы зарегистрировали ИП. 15 мая 2007 года родилась WEB ALTERNATIVE. У нас не было ровным счетом ничего: ни офиса, ни собственного сайта, ни денег. Было лишь огромное желание создать агентство №1.

Звонили и искали клиентов «в холодную» между парами, встречи проводили в кафе, даже одногруппники нам помогали на добровольных началах. А работали по ночам, при этом не прогуливая занятия.

Только через пол года мы арендовали наш первый офис. Это был большой шаг на пути к мечте. Еще 2 года мы работали с Юрой вдвоем. Я отвечала за поиск клиентов, переговоры, встречи и web-дизайн, Юра — за программную часть.

<i>Наш первый офис</i>
Наш первый офис

В 2009 году начали приходить проекты, и вдвоем уже справляться было очень сложно. Я поняла, что нужно развиваться. Тогда мы наняли еще 2 программистов, один из которых до сих пор работает в WEB ALTERNATIVE!

Нести на себе продажи, маркетинг и дизайн было дальше невозможно. Переговоры с клиентами занимали очень много времени, а их становилось всё больше и больше. Передо мной встал выбор: быть основателем, стратегом или дизайнером.

Как видите, я выбрала первое и ни разу не пожалела! Мечтать по крупному — мой талант. Я чувствовала внутри себя потенциал и хотела добиваться больших целей.

К 2013 году мы наняли еще 5 человек. Начали участвовать в мероприятиях и рейтингах.

<i>2013 год: "Лучший предприниматель года в сфере информационных технологий по Хабаровскому краю" </i>
2013 год: "Лучший предприниматель года в сфере информационных технологий по Хабаровскому краю" 

ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ

Юра решает уйти из компании. Ему не нравилось заниматься управленческой деятельностью, он хотел во фриланс.

Я остаюсь одна. В голове 1000 вопросов, что делать дальше. Как организовать работу? Кто будет руководить программистами? Послушают ли они меня? Не уйдет ли кто-то за Юрой? Кому передать проекты?..

Собрав всю волю в кулак, я поговорила с ребятами, мы перераспределили обязанности. И меня все поддержали, мы начали двигаться дальше!

С Юрой оценили стоимость компании, и каждый месяц в течение года я выплачивала ему его часть. Это было успешным действием, которое помогло нам сохранить приятельские отношения и отпустить друг друга с миром.

<i>Команда на 2016 год </i>
Команда на 2016 год 

ШКОЛА ВЛАДЕЛЬЦЕВ БИЗНЕСА

Так за один год стала единственным владельцем айти компании, которой нужно было управлять. Я не имела ни малейшего представления, как это делать правильно.

В один из дней я наткнулась на семинар: «Функции владельца и директора на примере Стива Джобса». Тогда я впервые узнала, что владелец и директор — это два разных человека. Мне стало интересно в чем разница, и я пошла на семинар. С него и началось мое обучение в Visotsky Consulting. И это было одним из лучших решений за мою карьеру!

После семинара ребята провели аудит моей компании. Из него я поняла, что сама стою на всех должностях. Я полностью в операционных действиях, а так быть не должно. Чтобы выстроить организующую схему и начать заниматься стратегией, я пошла в «Школу владельцев бизнеса».

Постепенно начала внедрять в компанию инструменты управления бизнесом: оргсхема, статистики, система письменной коммуникации, финансовое планирование, система координаций и другое. За год мы выросли на 150% по доходу! Я и представить себе такого не могла, когда шла учиться. Это был прорыв!

<i>Диплом об окончании ШВБ. </i>
Диплом об окончании ШВБ. 

КРИЗИС 2014

Если кризис 2008 года мы даже не заметили, так как компания только открылась, то 2014 мы запомнили надолго. И не потому что мы упали по доходу или были на грани, а потому что именно тогда мы смогли показать, что можем делать невероятные вещи и искать новые возможности даже в самые кризисные времена.

Именно в этот период мы сами организовали первую «Дальневосточную бизнес конференцию» на тему кризиса. На конференции нам удалось собрать более 150-ти человек и пригласить крутых спикеров из Москвы, Украины и Америки. В тот год мы выросли на 150% и поняли, что возможно все, если вовремя начать действовать!

<i>Дальневосточная бизнес конференция 2015 год </i>
Дальневосточная бизнес конференция 2015 год 

РОЖДЕНИЕ "ВТОРОГО" РЕБЕНКА

В 2016 году с нашей семьей происходит самое долгожданное и счастливое событие в жизни — мы с мужем становимся родителями.

Как я мечтала в универе открыть свою айти компанию и вот ей уже 15 лет. История создания "не женского" бизнеса

Для бизнеса, в котором только-только начала выстраиваться какая-то структура и линии подчинения, уход руководителя грозил полным провалом. В то же время увольняется директор, которого я растила 2 года специально для спокойного ухода в декрет.

Сына постоянно мучили колики, он плакал, а я вместе с ним. Я не могла отойти от него ни на минуту, поэтому работой могла заниматься только ночами, когда он засыпал.

Мне казалось, что я одна еду на горящем, разваливающемся поезде на скорости 1000 км/ч и пытаюсь его затормозить всеми силами.

Мешки под глазами были моим «нормальным» состоянием в течение года. Завал по всем фронтам, в какой-то момент мне уже просто хотелось сдаться. И, наверное, если бы не моя команда, я бы всё бросила.

<i>Сыну Артуру 6 месяцев, 2017 год </i>
Сыну Артуру 6 месяцев, 2017 год 

Ребята сами разруливали вопросы, улаживали клиентов и тушили пожары. Я безумно благодарна каждому, кто был рядом со мной в этот непростой период. Без вас я бы не справилась.

Ушёл примерно год, чтобы поставить на рельсы мой поезд и вернуть систему в жизнь и бизнес.

Так, кирпичик за кирпичиком, я будто заново строила компанию. Мы вводили новые услуги, устраивали много мероприятий, снова и снова побеждали в конкурсах и набирали офигенную команду.

НОВЫЕ МЫ

В 2018 году к нам в компанию пришел молодой специалист по контекстной рекламе. У нас появилась услуга по настройке и ведению контекста по уникальной технологии. Клиент может узнать количество заявок с сайта и их стоимость еще до начала работ и заключения с нами договора. Отдел начал активно расти вместе с числом проектов.

<i>Организовывали конференцию 2018 год </i>
Организовывали конференцию 2018 год 

Теперь мы стали компанией, которая не только разрабатывает сайты, но и продвигает их.

В каждый кризис мы следовали одному единственному правилу: «количество входящего потока прямо пропорционально количеству исходящего». Это значит, что чем больше ты делаешь, создаешь, отдаешь, тем больше к тебе приходит и возвращается. Это правило действует не только в работе, разумеется, но и в жизни. Если не верите, то просто попробуйте! Вы увидите, как магическим образом жизнь вас благодарит и преподносит подарки.

В пандемию 2020 года, благодаря этому правилу, мы смогли не просто выжить, но и вырасти в 1,5 раза по доходу. Еще одно успешное действие в кризис — это не останавливать продвижение (рекламу) и пиар. Обычно многие предприниматели именно на этом и начинают экономить, но это губительно для компании. Лучше сэкономить на аренде офиса, на новом оборудовании и т.п. Мы вкладывались в продвижение, участвовали в сторонних мероприятиях и как спикеры, и как участники, организовывали собственные митапы, делали вебинары, прямые эфиры и много чего еще.

Но даже у пандемии были свои плюсы. Мы получили опыт полностью удаленной работы! У нас было в планах попробовать формат «home office» через год-два, но получилось гораздо быстрее. Это стало шагом вперед и подтверждением для всей команды, что мы можем работать удаленно и не проседать в качестве конечного продукта.

<i>Начало 2020 года</i>
Начало 2020 года

2022 год. Мы с руководствующем составом строим планы покорения мира и выход на новые рынки. Проводим стратегическое планирование 24 февраля. Дата, в которую у нас еще была надежда на мирный исход событий.

Расписываем детальный план по каждому департаменту, как мы будем двигаться к общей цели. Но проходит буквально пару дней, и мы понимаем, что всё…

Facebook* блокируют. Google блокируют. Для кого-то это может быть незначительным событием, но для нас — это потеря каналов продвижения, а значит и дохода.

Уходит часть клиентов.

Несмотря на проблемы, которые накатывались, как снежный ком, я должна быть для всей команды мотиватором, вдохновителем и покровителем. Но мне разбивали сердце события в мире, я была очень расстроена и подавлена. Рушились мои мечты и планы прямо на глазах.

Ребята читали новости. Обсуждали на перерывах, в чатах, кто-то спорил, паниковал. Те, кто недавно переехал, вернулись. Мы все были эмоционально разбиты.

Существует банальное правило жизни: будь полезен там, где ты можешь на что-то повлиять. Моя компания — это мой первый ребенок. Я всегда относилась к ней именно так, растила, воспитывала, вкладывала все свои силы. Нет никакой пользы от слез и нескончаемого обсуждения новостей. Я собрала команду и сказала честно: да, есть проблема, да есть потери, но мы вместе и можем еще все изменить!

Никогда не закрывайте глаза на проблемы и не делайте вид, что ничего не происходит. Это большая ошибка руководителя. Признайтесь и решите всё вместе. Мы написали новые стратегические планы, освоили новые инструменты продвижения и разработали новые услуги для клиентов.

С семьей мы отправились за границу для оформлении виз, регистрации компании и открытия иностранного счета, пока есть такая возможность. Эту историю вы можете узнать из моей предыдущей статьи

НАШИ ДНИ

Сейчас нас в команде 39 человек. За последние 3 года мы выросли в 3,5 раза. Хотя казалось это невозможно в настоящих условиях.

Моя команда — моя крепость. И я невероятно горжусь каждым, кто вкладывает в WEB ALTERNATIVE свои силы и душу каждый день. Благодаря вам мы там, где мы есть. А дальше больше!

На данный момент мы углубляемся в контент-маркетинг, пиар, партнерские отношения, улучшаем свои услуги и разрабатываем новые. И мне в 100 раз теплее на душе от того, что инициатором выступаю не я, а сами ребята.

<i>2022 год</i>
2022 год

Параллельно я готовлюсь к переезду в США и передаю своим руководителям всю операционку. Хочу оставить на себе только стратегическое развитие компании.

Я безоговорочно верю в нас. Всё получится, ведь это только начало истории!

*запрещенная организация в РФ

5
5 комментариев

Так интересно посмотреть на ситуацию со стороны руководителя. Сложности бывают у всех, но уметь брать себя в кулак и преодолевать преграды получается не у многих) И не менее интересно, что будет дальше!

Ответить

Я рада, что что-то полезное!) Да с виду кажется, чтоу. этих предпринимателей все так просто, а нефига)

Ответить

Какая крутая история! Прям за душу берёт))

Ответить

спасибо большое!) я рада

Ответить

Хочу сказать Света, что твоя борьба автошоком повлияла и на мою судьбу как предпринимателя. Я в конце 2018 года, уже имея 8летний опыт работы директором-собственником РПК "Первый Рекламный" пришел на семинар СтратегДВ, в котором ты была спикером с темой по выходу из операционки, это перевернуло мои представления и мой путь. Честно.
Потом как оказалось я еще раньше был на одном из семинаров где ты была в 2013 вроде, помнишь тебе скидывал фото, но тогда я не осознал и не запомнил.
Видишь, важно еще не только то кто и что, но важно и когда, человек должен быть готов к изменениям.

Для меня ты тот человек, который меня драйвит и ведет к изменениям, я постоянно слежу за активностью твоей и твоей команды, жаль что последнее время меньше этого всего. Расстояния, разломы, ну да и пофиг.

Будь счастлива!!!

Ответить