{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Зачем управленцу бизнес-трекер

«Теперь мне есть с кем разделить заботы о моем бизнесе», «Теперь мне есть об кого подумать», «Теперь мне видна ситуация в бизнесе с разных сторон», «Теперь я вижу оптимальный путь достижения целей и реализации задач по бизнесу», «Мы добежали быстрее, чем планировали», «А вот это оказалось неожиданное решение» — примерно такие высказывания звучат от предпринимателей, которые какое-то время поработали с трекером.

Много статей уже написано, много разговоров ходит вокруг относительно новой профессии «бизнес-трекер». Я давно хотела высказать свою точку зрения и взгляд на эту профессию, так как сама являюсь бизнес-трекером. И очень надеюсь, что у меня получится объективная статья.

Сама профессия родилась в России на базе различных методик и подходов в которых смешался и наш и зарубежный опыт.

Трекер – это безусловно помогающая профессия, которая носит очень практический, прикладной характер.

Трекер – это безусловно помогающая профессия, которая носит очень практический, прикладной характер.

Трекер – это не коуч, не наставник, ни бизнес-тренер. Хотя некоторые методики из других помогающих профессий, в т. ч. из коучинга, он определенно использует. Ведь трекер работает с людьми. Что обуславливает необходимость для трекера, эффективно выстраивать коммуникацию и глубоко понимать своих клиентов. Хотя, это не помешало бы и очень многим другим профессиям.

Итак, как уже написала выше, задача трекера очень практическая – в тесном взаимодействии с управленцем бизнеса помочь раскопать причины, почему не получается вырастить продажи или достигать целей (например, планировали вырасти в три раза за этот год, но пока идем с сильным отставанием, растем только х 1,5 и т. д.). Впрочем, трекер помогает решать не только задачи, связанные с ростом выручки, но и любые другие задачи повышения эффективности бизнеса в части производства, маркетинга, управления, задачи по оптимизации и т. д.

Нет предела совершенствованию и повышении эффективности бизнеса, поэтому у трекеров всегда есть работа.

В глобальном смысле трекер помогает собственнику и/или управленцу удерживать компанию в состоянии расцвета, если оперировать терминологией Адизеса из жизненного цикла компаний.

Впрочем, трекер помогает решать не только задачи, связанные с ростом выручки, но и любые другие задачи повышения эффективности бизнеса

Сам термин «трекер» — очень четко отражает суть деятельности этого специалиста – отслеживающий движение по пути. И здесь главное не попасть в ловушку смыслов – трекер не выдает управленцу готовый путь, как добежать до цели. Трекер обеспечивает непрерывный процесс формирования пути по наиболее оптимальной траектории и с учетом максимально эффективного использования ресурсов бизнеса и управленца.

В этом трекеру помогают базовые методики диагностики ограничений, в т. ч. с использованием ТОС (теории ограничения систем), проблематизации, формирования гипотез преодоления ограничений для обеспечения наиболее быстрого достижения целей (HADI-циклы). В арсенале трекера еще очень большой набор инструментов, но базовые именно эти. Трекер может отгружать необходимые инструменты и методики управленцу и его команде, но только, если на это есть запрос с их стороны.

Профессионализм и эффективность трекера тем выше, чем выше его насмотренность, умение воздержаться от советов и наставлений и обеспечить процесс генерации гипотез на стороне клиента, умение быть беспристрастным и объективным, и честным с точки зрения обратной связи клиенту. Одним из очень важных навыков трекера является умение удерживать фокус управленца на выбранной стратегии. Если вернуться немного обратно, к ограничениям, о которых я писала выше, то здесь трекер и управленец сталкиваются как с ограничениями, связанными с операционной деятельностью, так и с пресуппозициями управленца. Или иными словами с теми смыслами и установками, которые управленец вкладывает в различные понятия, связанные с его бизнес-деятельностью. Например, управленец говорит: «Мы против борьбы менеджеров между собой за лучший результат по продажам. Нам ближе стратегия эффективного сотрудничества и взаимопомощи». И здесь возникает вопрос, почему для управленца борьба – это что-то негативное? Борьба может быть вполне дружественным соревнованием. Задача трекера будет не переубеждать управленца в том, что борьба – это плохо, а обратить внимание управленца на эту пресуппозицию, с тем, чтобы он учитывал ее при формировании гипотез и решений, и знал в чем эта пресуппозиция может его ограничивать.

Конечно, большинство управленцев одиноки в своем управлении бизнесом – т. е. они находятся в состоянии думания один на один с собой и выработки каких-то решений основываясь на том, что они видят и что думают по этому поводу. Можно и дальше продолжать такую практику. В конце концов, многие бизнесы стали успешными и без трекеров.

Но гораздо эффективнее думать с трекером или как еще говорят «об трекера». Ведь это тренирует критическое мышление, и управленец начинает видеть свой бизнес, ситуацию и проблемы, а также возможности с разных, порой неожиданных, сторон.

Даже обладая насмотренностью и экспертизой в разных областях, трекер отгружает ее клиенту только по запросу

В эпоху негатива к инфоцыганству трекеров часто мешают в эту же кучу. Я и сама часто сталкиваюсь с негативными высказываниями тех, кто или очень поверхностно или ничего не знает об этой профессии. Трекеры – определенно продукт информационных услуг. Но главное отличие трекеров в том, что они не занимаются обучением и наставничеством. Даже обладая насмотренностью и экспертизой в разных областях, трекер отгружает ее клиенту только по запросу. Основная задача трекера дать управленцу возможность максимально быстро добежать до интересующих его целей, обеспечивая процесс и фокус!

Да и зачем трекеру учить управленца? К трекеру приходят чаще всего очень осознанные предприниматели, которые понимают необходимость изменений, улучшений, действий. Им не нужны готовые решения, они сами высокообразованные, опытные люди. Им нужно совершенно другое – фокус, четкое видение, эффективность, быстрота, минимум затрат ресурсов, непрерывное развитие.

Бессмысленно рассчитывать, что трекер скажет, что делать или даст готовый трек. Это про кого-то другого, а не про трекера. Да и опытные управленцы никогда не доверят формирование трека кому-то со стороны. Это, как минимум, безответственно.

Как же понять, нужна ли вам работа с трекером или нет?

Я часто приглашаю предпринимателей на встречу-знакомство, на которой популяризирую методику и рассказываю, чем трекер может быть полезен конкретно их бизнесу.

Как же понять, нужна ли вам работа с трекером или нет?

Очень хорошо методика демонстрируется на примере диагностической сессии, на которой трекер и управленец разбирают текущую ситуацию в бизнесе, запрос на улучшение, цели, диагностируют ограничения и формируют стратегию быстрого преодоления этих ограничений. По итогу такой совместной работы формируется пул гипотез, которые приземляются на конкретный план действий уже в рамках первого недельного спринта. По итогу диагностики этот план и забирает себе и своей команде в работу управленец.

Диагностичнская сессия — это способ не только предварительно познакомиться и установить контакт, но и синхронизироваться и даже получить первый результат. Конечно, контакт между трекером и управленцем очень важен и бывает так, что не удается завязать совместную работу, не найдя такой контакт. И это нормально, все мы разные.

Небольшое P. S.
Делать много – не значит делать эффективно. Часто управленцы страдают гипер загрузкой связанной с тем, что они интуитивно пытаются проверить множество гипотез. Но когда в них нет фокуса и они не опираются на преодоление конкретных ограничений, они не приносят результата (или не приносят ожидаемого результата) и облегчения бизнесу и управленцу.

И еще – трекеры стоят дорого. Это оправдано их вкладом в результаты бизнеса и с лихвой окупается прибылями, которые начинает наращивать бизнес.

0
1 комментарий
Николай Кузнецов

Спасибо материал! Понравилось выражение «думать об трекера».

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда