{"id":13665,"url":"\/distributions\/13665\/click?bit=1&hash=1f74371b92976bb7eb39e8e1e994798dc7a0874ab4dab08a014c395da12deca9","title":"\u0422\u0435\u043c, \u043a\u0442\u043e \u0434\u0430\u0432\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b: \u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b \u043f\u043e \u0432\u044b\u0445\u043e\u0434\u0443 \u043d\u0430 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441 \u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u00bb","buttonText":"\u041e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0442\u044c","imageUuid":"3273b238-d5a8-58cd-b0c5-c15009218a81","isPaidAndBannersEnabled":false}
Никита Медведев

«Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих

Картина немецкого художника Каспара Давида Фридриха одна из знаковых картин романтизма.

Точкой отсчёта взят человек, вернее его душевное состояние. Изображая реалистичную природу, художник всё же даёт восприятие её через призму человеческой души. Отсюда философские, мистические размышления, которые непременно возникают, при разглядывании картины живописца.

Фигура человека на полотне – ещё один ключевой момент. Таким образом художник вводит зрителя в пространство картины: это не неизвестный герой стоит спиной к нам, а мы, зрители, стоим на скалистом уступе и глядим на неспокойный простор.

__________

Природа поражает своей величественностью. Туман, такой тяжёлый и загадочный, покрывает почти весь простор картины. К нам прорываются несколько скал, а впереди виднеются высокие горы подпирающие небо.

Взглянув на героя, место которого приглашает занять нам автор, можно отметить упрямую осанку, растрёпанные волосы, уставшую позу, хотя выставленная вперёд нога выдаёт в нём волю и несгибаемость. На нём мы видим тёмный сюртук, длинные сапоги, а в руке трость. Удивительно, как точно Фридрих со спины смог изобразить глубокую задумчивость героя! В голову сразу приходит байроновский персонаж, добровольный отшельник, скиталец, взирающий над всем с долей цинизма и обречённости. В картине Фридриха он слился с окружающим пейзажем по своему душевному состоянию… или пейзаж угодливо вторит ему.

Взглянув на героя, место которого приглашает занять нам автор, можно отметить упрямую осанку, растрёпанные волосы, уставшую позу, хотя выставленная вперёд нога выдаёт в нём волю и несгибаемость. На нём мы видим тёмный сюртук, длинные сапоги, а в руке трость. Удивительно, как точно Фридрих со спины смог изобразить глубокую задумчивость героя! В голову сразу приходит байроновский персонаж, добровольный отшельник, скиталец, взирающий над всем с долей цинизма и обречённости. В картине Фридриха он слился с окружающим пейзажем по своему душевному состоянию… или пейзаж угодливо вторит ему.

__________

О чем он думает?

Что он хочет сделать?

Тема одиночества прослеживается здесь особенно остро. Человек ищет способ укрыться от других, остаться наедине с собой, и Фридрих придумал лучшие декорации для такого «диалога» — природа, отождествлённая с мыслящим героем и отождествляемая с духовной изоляцией.

__________

Первый раз увидев эту картину, я испытал одновременно пару переживаний.

Первое — одиночество. На картине странник один. Природа здесь выступает единственным советником и другом, с которым можно побыть наедине.

Второе — простор. Не просто так нам показывают такой потрясающий вид — это внутреннее состояние героя, оно не гладкое и не стабильное.

Источники:

Книга: История искусств. Автор: Алина Аксёнова.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null