ТРЕКИНГ И КОУЧИНГ – СИНЕРГИЯ ИЛИ КОНКУРЕНЦИЯ?

Карен Карагезян (KARENSEVAK)

На написание этой статьи меня воодушевила финальная стадия обучения по Программе «Трекер предпринимателей» Академии Трекеров Инвестиционного Фонда «Месторождение» #trackacademy

Идея предметнее разобраться в этой дилемме не отпускала меня после окончания обучения в Международной Бизнес Академии по Программе повышения квалификации «Коучинг». Когда мы отрабатывали на коучинге практические навыки – тестовые и демо коуч-сессии, мне было очень сложно не включать эксперта и не проваливаться в консалтинг. В классическом коучинге мы воздерживаемся от оценок, советов и рекомендаций, и тем более, навязывания своей экспертизы клиенту – это крайне неэтично и непрофессионально. Правда, когда коуч является также экспертом в исследуемой области и клиент сам просит совет, то это можно сделать, завершив коуч-сессию и перейдя в консалтинговый формат, желательно, разнеся по времени. Такие рамки значительно осложняют эффективное взаимодействие с некоторыми клиентами, особенно, в сфере карьерного коучинга. Да и свой двадцатилетний руководящий опыт в HR и организационном развитии, многолетнюю экспертизу в корпоративном коучинге руководителей и проектных команд, управлении карьерными маршрутами (треками) талантов, невозможно глубоко запрятать! Мне очень хотелось найти некую "золотую середину", которую можно было бы успешно использовать и совмещать в своей частной практике, не ломая устои и этические нормы помогающих профессий, не нанося ущерб многообразию всего спектра используемых методик и инструментов. Мало того, хотелось добиться ещё и реального синергетического эффекта от применения разнообразных техник и форматов при работе с клиентами. Изучая специальную литературу и практику, отзывы клиентов и мнения профессионалов по данному вопросу, я убедился, что выход есть. И тогда я подумал, что такая "золотая середина" – это трекинг, в частности, формат карьерного трекинга, который, по сути, я практиковал и на разных этапах взаимодействия с клиентом, синергетически соединял в себе различные подходы коучинга, карьерной консультации и экспертизы рынка труда и профессий.

Таким образом, я определил для себя, что трекинг – это синтетическая профессия на стыке консалтинга и коучинга. Коучинг и трекинг – современные и эффективные помогающие практики. Коучинг более сфокусирован на личности человека, трекинг сфокусирован на бизнесе и использует больше метрик. Трекер, как и бизнес-коуч – независимый внешний эксперт, помогающий предпринимателю ставить развивающие цели коучинговыми техниками, выстраивать трек движения к этой цели, а также, достигать эти цели благодаря широкой экспертизе и насмотренности, расти через быстрые и дешевые гипотезы, фокусируясь на решении на основе данных. Трекеры более востребованы в продуктовых командах, стартапах и технологических бизнесах. В чём же синергия и какой более продвинутый результат получает предприниматель? На мой взгляд, это более четкое понимание следующего шага, точнее, всей последовательности звеньев этой цепочки шагов к поставленной цели. Трекер помогает клиенту понять, выбрать и поставить цель, благодаря коучинговым методикам, выстроить оптимальный трек движения к этой цели, благодаря экспертным знаниям различных сегментов рынка, специфики отраслей и даже отдельных бизнес-направлений. С трекером предприниматель более точно выбирает и четко понимает какую приоритетную цель поставить, как сфокусироваться на преодолении выявленных барьеров и хеджировать риски ограничений на пути к этой цели, по возможности, прорабатывается запасной вариант и сценарий "Б" последовательного обхода препятствий и движения к той самой цели. Используя дополнительные преимущества консалтингового формата, профессиональную экспертизу и насмотренность трекера, заказчик может оперативно корректировать цели или дробить их на несколько подцелей. А трекер должен давать обратную связь, какие-то оценки, привнося больше экспертизы и знания бизнеса. В трекшн-сессии происходит формирование нового опыта и это может происходить, как через обучение, через передачу опыта и экспертизы, так и через консалтинг. Когда мы пытаемся определить, куда двигаться и как двигаться – эта история про будущее, про то, чего на самом деле хочет клиент, – про его цели, ценности, его способ принятия решений. И в этой части трекинг, как синтетическая профессия вобрал в себя очень много от коучинга, потому что важно разобраться с целями, чего на самом деле хочется. И очень важно передать клиенту ответственность за свои решения, самостоятельные действия, бизнес, за свою жизнь – и это, как раз, относится к коучингу. Эти мысли посещали меня в то время, когда я ещё не был так близко знаком с трекингом, и я даже написал небольшой пост в соцсетях, некоторые положения которого привожу и в этой статье. А в этом году мне посчастливилось попасть на обучение в Академию трекеров на курс «Трекер предпринимателей» www.trackacademy.ru

Я убедился, что трекинг – это отслеживание и движение к той цели, которую мы нашли в рамках коучинга и в этом прослеживается правильный синергизм и воодушевляющий результат! И я решил пойти дальше.

Как правило, изначально трекинг использовался как инструмент роста стартапов, но позже попробовали переложить наработанный опыт на специфику крупных компаний для внедрения инновационных проектов, запуска новых направлений и развития продуктовых команд. Но у меня, как и у многих моих коллег, в силу обстоятельств, получается наоборот, ведь мы выходцы из крупных Компаний, Федеральных Холдингов и сетевых структур, проработавшие на топовых позициях многие годы, решая сложнейшие стратегические задачи. Сейчас, с учетом сложившейся ситуации, я решил активнее использовать свои бизнес-контакты и переключиться также на корпоративный сегмент, сосредоточиться на командном бизнес-коучинге и развивать карьерный трекинг руководителей, с целью дальнейшего заключения контракта на полноценный бизнес-трекинг! Таким образом, я как трекер, могу помогать не только начинающим компаниям, но и состоявшемуся бизнесу, который столкнулся с трудностями, особенно, на данном этапе. И поскольку, трекинг не завязан на определённой сфере, то независимо от того, что разрабатывает клиент – инновационные технологии или занимается производством оборудования, выстраивает федеральную розничную сеть или логистику цепи поставок, одинаково эффективно можно помочь любому бизнесу бежать быстрее. Разница в том, что ограничения и боли у стартапа и крупной компании с работающей бизнес-моделью бывают разные. На практике, у предпринимателей появляются «слепые пятна» и трекер должен помочь правильно определить основные ограничения, внешние и внутренние, ресурсы и точки роста. В рутине текущих дел собственник теряет важное и только, когда начинает работать с трекером, переключается с операционной работы на реальные проблемы бизнеса. Именно, в этом сегменте корпоративного трекинга, я вижу потенциал и возможности для обучающегося или начинающего трекера предпринимателей, так как в корпоративных и государственных акселераторах и фондах требуется сертификация и серьезный опыт ведения довольно сложных кейсов.

Обычно, ко мне обращаются за помощью по вопросам, которыми я раньше занимался в данной компании и все они лежат в плоскости People & Project Management, формирования команд новых направлений и бизнес-проектов. Планирую проведение большого пула командного бизнес-коучинга, персональный коучинг с руководителями проекта и трекинг «внутренних предпринимателей» – будущих руководителей бизнес-юнитов. И я, в отличие от некоторых оппонентов, не вижу никаких противоречий в том, что благодаря большому опыту, глубинной экспертизе и насмотренности, владению профессий коуча и трекера, можно применять различные техники и помогать более широкому спектру клиентов: карьерный консалтинг востребован у многих специалистов, мечтающих найти «ту самую работу», лайф-коучинг поможет разобраться в непростых жизненных ситуациях, Executive-coach помогает собственникам и Топ-менеджерам обрести равновесие, проработать слепые зоны и прокачать компетенции, а карьерный трекинг помогает выбрать правильный путь в бизнесе для руководителей, которые хотят, но не решаются заняться предпринимательством, ну, а трекинг помогает стартапам расти и масштабироваться. Конечно же, это ценится не только в частной практике, но и востребовано в Корпорациях. И в этом я не вижу антагонизма, синергию – да, конкуренцию среди различных практик – возможно. Профессионалы помогающих специальностей считают, что психология – это про прошлое, коучинг – про настоящее, а трекинг – про будущее. И в этой многогранности – прелесть бытия! А вы как считаете?!

 

Начать дискуссию