Фильм “Не смотрите наверх”: как нами управляют через СМИ, соцсети и пропаганду

Фильм обязателен к просмотру всем, кому интересно, как управляют общественным мнением. Да и просто для развития критического мышления.

Нам, студентам-маркетологам, еще лет 15 назад вместо одной из лекций показывали кино "Плутовство / Хвост виляет собакой" как пособие по PR. “Не смотрите наверх" - это обновленный гайд для пиарщиков, сммщиков и политтехнологов :) Смотрите также видео разбор на моем канале YouTube.

Фильм “Не смотрите наверх”: как нами управляют через СМИ, соцсети и пропаганду

Фильм вышел в ограниченный прокат в США 10 декабря, 24ого появился на Netflix, а к этому моменту он уже возглавил список самых просматриваемых фильмом в истории Netflix.Лента получила четыре номинации на премии «Золотой глобус”, вошла в список лучших фильмов 2021 года (Национального совета кинокритиков США и Американского института киноискусства). Но в целом отзывы кинокритиков очень разные - не все высоко оценили игру актеров, подход режиссёра, но рядового зрителя, такого как я, не разбирающегося в художественной составляющей, картина не может оставить равнодушным.

Фильм “Не смотрите наверх”: как нами управляют через СМИ, соцсети и пропаганду

"Не смотрите наверх" - это и драма, и комедия и одновременно научная фантастикасозвезднымсоставом. Леонардо ДиКаприо и Дженнифер Лоуренс исполнили роли двух астрономов, которые открывают новую комету и, рассчитав её траекторию, узнают, что через полгода она столкнётся с Землёй и уничтожит все живое на планете. Учёных приглашают в Белый дом рассказать о страшном открытии, но Президент в исполнении Мэрил Стрип с равнодушием встречает новость и даже не пытается вникнуть. Ее больше волнуют предстоящие выборы.

Испуганные астрономы, чтобы предупредить человечество об опасности, идут на популярную телепрограмму (Кейт Бланшетт в роли ведущей), но и там их никто не воспринимает всерьёз. Внимание приковано к скандалу вокруг личной жизни популярной певицы, которая так же пришла на передачу поделиться откровениями.

Все меняется, когда Президент оказывается замешанной в секс-скандале, и решает для отвлечения внимания и повышения рейтингов, рассказать миру об угрозе и своих грандиозных планах запуска космических аппаратов, которые смогли бы отклонить комету от курса.

Один из главных месседжей “Не смотрите наверх” схож с фильмом “Плутовство”: политики решают те вопросы, которые выгодны им, конкретным людям. Если какая-то новость подсвечена в СМИ - значит, это кому-нибудь нужно. Что из этого правда - непонятно. У медиа свои интересы - рейтинги, поэтому обсудить в прямом эфире расставание селебрити важнее, чем открытие ученых.

Но главный театр абсурда начинается, когда Президент США отменяет миссию, потому что IT-миллиардер, к чьему мнению прислушиваются и чьи спонсорские подношения важны, обнаруживает, что комета содержит редкие металлы на триллионы долларов и под эгидой спасения человечества от безработицы и голода предлагает ее коммерческое использование.

Фильм “Не смотрите наверх”: как нами управляют через СМИ, соцсети и пропаганду

Этот персонаж, СЕО компании по производству смартфонов, такой собирательный образ - что-то среднее между Стивом Джобсом и прочими увлеченными своими идеями предпринимателями из Силиконовой Долины. Белый дом соглашается на непроверенную технологию фрагментации кометы и извлечения из океана ее ценных осколков. Кто-то уже даже договорился покрыть убытки стран Латинской Америки от цунами, которое поднимется в океане после падения элементов кометы.

Фильм открывает глаза тем, кто до сих пор не догадывался, что реальная власть в мире, как и деньги, в руках глав корпораций. Они могут влиять даже на решение первых лиц стран, и ради своей выгоды готовы на все. Даже на риск гибели цивилизации.

Герои Ди Каприо и Лоуренс организуют кампанию протеста против этой безумной идеи под названием «Просто посмотрите наверх», они распространяют через соцсети информацию об угрозе, выступают перед публикой. Администрация Президента начинает свою кампанию «Не смотрите наверх» - с забрендированными кепками и прочей привычной атрибутикой. Общество разделилось на два фронта: те кто за, кто против, есть те, кто вообще не верит ни в какую комету. Что-то напоминает, правда?

Фильм “Не смотрите наверх”: как нами управляют через СМИ, соцсети и пропаганду

Слоган фильма - “на основе реально возможных событий” («Based on truly possible events») не случаен. События фильма легко переложить на то, что произошло с нами за время пандемии. Это фильм-предостережение, он намекает и на более серьезные последствия, которые нас ждут, если мы не сменим свой фокус внимания.

Известно, что из-за пандемии съемки фильма, запланированные на апрель 2020, отложили до ноября. Леонардо Ди Каприо подписал контракт только после переписывания сценария. В итоге, ему удалось этим фильмом выразить все свое недовольство властью, которая пренебрегает действительно важными для человечества вопросами, отразить современную культуру и нашу неспособность слышать и прислушиваться к научной истине. Актер является защитником окружающей среды, а столкновение с кометой это просто метафора.

Фильм “Не смотрите наверх”: как нами управляют через СМИ, соцсети и пропаганду

Но все-таки главная мысль, на мой взгляд, зашита в само название фильма. Нет, это не про ситуацию с сосульками в зимнем Петербурге. В информационном шуме сложно пробиться действительно важной информации. Мы живем, уткнувшись в свои экраны, потребляем все, что нам там показывают, верим каким-то проходимцам. Призыв посмотреть наверх - это призыв оторвать свой взор от искусственного мира социальных сетей и увидеть мир, какой он есть. Вовремя замечать угрозы, фильтровать информацию. Но критическое мышление не выгодно тем, кто зарабатывает на нас. Нас пытаются запутать в свои сети политики, бренды, корпорации, медиа. Все в этом мире ради денег, а наше внимание - это разменная монета. Как сказали в другом обязательном к просмотру документальном фильме “Социальная дилемма”: ”Если ты не платишь за товар (например, приложения в смартфоне), значит ты и есть товар”. Соцсети все знают про нас, даже как и отчего мы умрем - по словам персонажа, владельца IT-компании.

Фильм “Не смотрите наверх”: как нами управляют через СМИ, соцсети и пропаганду

“Не смотрите наверх” - это потрясающая социальная сатира на многие изъяны современного общество, не только американского. В нем так много вкусных ироничных моментов, которые веселят и бесят одновременно. Фильм не однобокий, честный - он прошелся по всем. Под высмеивание попали политики, журналисты, предприниматели, военные, селебрити, пользователей соцсетей. Это кино-насмешка над каждым из нас, пародия на общество в целом. Но в отличие от традиции голивудского кино, в конце не ждите хэппи энда. “Не смотрите наверх” - все же больше высказывание, чем попытка собрать кассу. То, что он и высмеивает.

11
2 комментария

Фильм отличный - но его надо понять, понять его идею и задумку что бы полюбить его так же как полюбил его я /)

Ответить

Отличный фильм, заставляет задуматься!)

Ответить