Правила презентации ИТ-стартапа инвесторам. Чему учат в Стэнфорде?

Правила презентации ИТ-стартапа инвесторам. Чему учат в Стэнфорде?

Даже если у вас есть классная идея для запуска технологического стартапа, ее надо суметь грамотно презентовать инвесторам. Есть несколько типичных ошибок, которые допускают многие новички, и несложные правила, проверенные на практике презентации проекта в Stanford Graduate School of Business: их соблюдение в разы повышает шансы на успех.

Почему я выбрал Стэнфорд?

Недавно я окончил обучение в Stanford Graduate School of Business. Выбрал его потому, что это один из лучших университетов США: почти все технологические стартапы так или иначе связаны с ним. Там обучались фаундеры Google Сергей Брин и Ларри Пейдж, президент Yahoo! Марисса Майер, создатель PayPal Питер Тиль, соучредитель Netflix Рид Хастингс, один из основателей Instagram* Майк Кригер и многие другие, добившиеся успеха в этой сфере.

Программа обучения в Стэнфорде — это поэтапное освоение всех шагов по созданию технологического стартапа — от генерации бизнес-идеи до выпуска первого прототипа продукта и презентации его инвесторам. Поскольку успешный опыт запуска собственных ИТ-проектов у меня уже был, я хотел узнать, что делает стартап привлекательным для инвесторов, и получить реальный опыт такой презентации.

Считаю, что для меня залогом успеха в этой истории стала тщательная подготовка: перед защитой проекта мы с командой провели более десяти репетиций, каждый раз получали обратную связь от профессоров вуза, после чего делали работу над ошибками. Большую роль в этом сыграл куратор группы — действующий партнер крупнейшего венчурного фонда Европы, который не понаслышке знает, на что обращают внимание инвесторы. Благодаря этому на защите проекта я чувствовал себя очень уверенно.

Надеюсь, что выводы, которые я сделал, будут полезны тем, кто только планирует такую презентацию.

Изучите инвесторов

Прежде, чем презентовать свою идею, постарайтесь изучить своих инвесторов (например, в какие отрасли они вкладывали раньше) и понять их мотивации. Поскольку, по статистике, выживает 1–2 стартапа из 10, какой бы привлекательной ни казалась идея, на ранних стадиях вкладывают средства далеко не все инвесторы: как правило, это посевные фонды, акселераторы и бизнес-ангелы. Более крупные — венчурные фонды — ждут следующих этапов.

Совет: позже, во время подготовки к презентации, используйте эту информацию, чтобы грамотно выстроить свою историю.

Что обязательно должно быть в презентации?

Приступая к работе над презентацией, создайте структуру будущего выступления:

  • расскажите о проблеме, с которой сталкивается рынок: чем более острой она будет, тем больше шансов, что потенциальные пользователи захотят заплатить за результат — решение этой проблемы;
  • предложите решение, которое поможет ее закрыть;
  • раскройте суть этого решения;
  • докажите, что проект интересен и чем именно: для венчурных инвесторов важен высокий рост, а значит и высокий потенциал идеи.

Используйте визуальную презентацию — например, составленную с помощью программы PowerPoin: это поможет более убедительно донести свою точку зрения.

Как правильно презентовать идею?

Правила презентации ИТ-стартапа инвесторам. Чему учат в Стэнфорде?

Произведите впечатление

Как при любом общении, первые несколько минут имеют решающее значение для того, чтобы задать тон всей презентации.

Продемонстрируйте уверенность с самого начала. Расскажите людям, кто вы и почему вы здесь. Покажите, что хорошо знаете тему, которую представляете.

Совет: стоит заранее несколько раз отрепетировать презентацию перед друзьями или командой.

Говорите кратко, но ёмко

Это золотое правило любой презентации, которое многие нарушают.

Когда вы погружены в свой проект или идею, у вас в сознании уже сложен паззл, и все кажется логичным и продуманным. Поэтому некоторые забывают о том, что инвесторы узнают о них впервые именно во время презентации. Отсюда одна из распространенных ошибок — либо бессвязный рассказ, когда упускаются важные моменты, либо большой объем лишней информации с обилием непонятных слушателям терминов.

Говорите четко и максимально информативно. Постарайтесь понятно и доступно рассказать о том, какой проект вы представляете и как он будет работать, потому что не все находятся в том же контексте.

Совет: стоит помнить, что на такие презентации отводится примерно 5–10 минут, и если этого не учесть и не подготовиться заранее, быть убедительным и впечатлить, а не утомить аудиторию, вряд ли удастся.

Расскажите о команде

Инвесторы, которые готовы инвестировать на стадии идеи или прототипа, когда работающего продукта еще нет, в первую очередь вкладывают в людей, а не в бизнес-идеи. Для них важно видеть тех, кто сможет с ними идти дальше, и понимать, что они делают. Значит, в вашей команде должны быть специалисты, которые уже имеют экспертизу в том, чем они будут заниматься.

Совет: учтите этот момент и сделайте максимальный акцент на компетенциях членов команды.

Рассказывайте истории

Важно презентовать свой проект не сухими фразами, а ярко и интересно.

Классно, когда в презентацию включена короткая, но привлекательная история: с ее помощью проще передать эмоции и привлечь внимание

Поскольку мой проект был связан со сдачей домов в аренду, я рассказал о том, как мы с родителями, путешествуя по Германии, столкнулись с такой проблемой: туристам в этой стране сложно забронировать места в туристических зонах. Так родилась идея проекта строить временные дома.

Дело в том, что там есть большое количество владельцев земель, которые приобрели или получили их в наследство, но никак не используют, при этом платят налоги.

Решение я увидел в том, чтобы превратить эти площади в прибыльный бизнес, поставив на земельных участках временные дома, оборудованные специально под сдачу на Airbnb.

Обозначьте целевой рынок и способы привлечения клиентов

Чтобы представить свой рынок, постарайтесь создать образ идеального клиента, а также описать первоначальный охват, который вы пытаетесь получить.

Поясните вашу стратегию привлечения: расскажите, как вы планируете найти клиентов, каких вложений это потребует и т. п. Эта информация имеет значение для инвесторов, но ее часто упускают из виду.

Совет: важно оставаться честным и не преувеличивать, утверждая, что ваше решение будет полезно всем без исключения.

Объясните, что отличает вас от других

Расскажите, в чем исключительность вашего решения на рынке и почему вам стоит доверять.

Например, создайте яркую диаграмму, демонстрирующую основные отличия своего продукта или идеи от тех, что предлагают конкуренты.

Совет: предоставьте любые данные, подтверждающие высокий спрос на вашу бизнес-идею.

Доход и бизнес-модель

Это важная часть презентации для инвесторов — услышать, как вы планируете зарабатывать деньги и каким видите проект через год, 5 или 10 лет.

Совет: представьте прогноз бюджета вместе с кратким планом устойчивого развития проекта.

Оставьте контактные данные

Этот пункт тоже нередко упускают из виду.

Указать данные — адрес электронной почты, номер телефона (личный или компании), любые ссылки на социальные сети и т. п. — стоит в на одном из слайдов.

Будьте готовы отвечать на вопросы

Хотя всегда приветствуется какая-то особая технология, как показала практика, главное — продемонстрировать, что вы хорошо владеете темой, можете убедительно обосновать наличие проблемы и предложить условное решение.

Благодаря этому опыту я знаю, как подавать идеи инвесторам, на что делать акценты и на какие вопросы стоит заранее иметь ответы.

Начать дискуссию