{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Советские форматы организации "коллективного мышления"

Уфа. 22 октября 2014 г. В одном зале соревновались сразу 200 команд, в составе которых одновременно играли 1170 знатоков.

Деловые игры 1930-х годов
Коммунарские методики коллективных творческих дел (КТД)
Орлятский круг
Что? Где? Когда?

Деловые игры 1930-х годов

В июне 1932 г. сотрудники исследовательской группы пуска новостроек советской промышленности Ленинградского инженерно-экономического института супруги Мария Мироновна Бирштейн и инженер, автор книги “Показатели планирования и учета эффективности социалистической рационализации производства”, участник движения “научной организации труда” Тимофей Павлович Тимофеевский (1902–1990) провели первую в СССР и, как сейчас считается, первую в мире деловую игру «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного Лиговского завода пишущих машин в пусковом периоде».

Фердинанд Карлович Шварц, Мария Мироновна Бирштейн, Тимофей Павлович Тимофеевский (30-е годы)

Игра продолжалась 2 дня, в ней участвовали 24 человека. Организационное руководство проектом было возложено на Фердинанда Карловича Шварца.

Мария Мироновна Бирштейн (конец 1930-х)

Следующая игра была подготовлена Марией Бирнштейн в Ленинградской академии текстильной промышленности им.С.М.Кирова и называлась «Срочный перевод ткацкой фабрики “Красный ткач” на другой ассортимент» и была проведена в декабре 1936 года в течение 5 дней (30 часов).

В 1937 была разработана и проведена деловая игра по перестройке швейной фабрики на основе стахановского движения и получения в связи с этим задания по повышению производительности труда на фабрике на 200%.

В 1939 группа советских игротехников провела деловую игру по быстрой перестройке машиностроительного производства завода «Пневматика» в связи с реконструкцией.

Всего к началу Второй мировой войны М.М.Бирнштейн разработала почти тридцать деловых игр.

Мария Мироновна Бирштейн (1902–1992)

Редактор современного популярного международного журнала о теории и практике игр в образовании и бизнесе Simulation & Gaming David Crookall отмечал, что это «является значительным достижением даже сейчас, и совершенно невероятным в то время и в той стране».

Яков Михайлович Бельчиков, Мария Мироновна Бирштейн. "Деловые игры"

В воспоминаниях Наталии Николаевны Бызовой-Фадеевой (1892–1985), сохранившихся в архиве Леонтия Бызова, есть записи о дружбе Тимофея Павловича Тимофеевского с Леонтием Алексеевичем Бызовым и его супругой.

Слева направо: Р.Ф. Жуков, Т.П. Тимофеевский, М.М. Бирштейн. Фото конца 1980-х гг.

Коммунарские методики коллективных творческих дел (КТД)

В течение двух лет с 1956 г. по 1958 г. философ, историк педагогики, на тот момент завсектором педагогических учебных заведений ЦК ВЛКСМ Игорь Петрович Иванов (1923-1992) и созданная им группа "Союз энтузиастов" (СЭН) разрабатывает в Советском Союзе методику коллективной организаторской деятельности, коллективного планирования и коллективного подведения итогов.

Большое влияние на идеи Иванова оказали исторические документы о деятельности общественных объединений в стране в первые годы советской власти и, прежде всего, история скаутов, материалы о репрессиях над скаут-мастерами, педагогический опыт А. С. Макаренко, неопубликованные работы Н. К. Крупской. На практике методики СЭНа вместе с И. П. Ивановым берутся реализовать Людмила Глебовна Борисова (1931-2004) и Фаина Яковлевна Шапиро, организовав в 1959 г. "Коммуну юных фрунзенцев".

Людмила Глебовна Борисова и Игорь Петрович Иванов (Ленинград, декабрь 1960 года) 
Фаина Яковлевна Шапиро (1927-1985)

СЭНовцы и "фрунзенцы" при поддержке журналиста "Комсомольской правды" С. Соловейчика завезли в 1962 г. сначала в "Орленок", а затем распространили по всей стране такие форматы групповой работы, как "Лагерный сбор" (в бизнесе теперь это называется "выезд на корпоратив"), "Орлятский круг" (одна из абсолютно уникальных разновидностей групповой рефлексии), "Коллективные творческие дела" (сейчас бы это назвали Collective Problem Solving Creative Design) и др.

Энциклопедия коллективных творческих дел 

В первой смене в "Орленке" отдыхал 11-летний будущий чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Л.Г.Борисова стояла у истоков создания советских физмат-школ в Новосибирском академгородке. В общей атмосфере тотальной лжи и неэффективности Советского Союза идеи "коллективных творческих дел" не только оказались не востребованы в сфере управления и в промышленности (в отличие, например, от США, где отработанные на детях скаутские методики напрямую брались бизнес-сообществом), но и быстро атрофировались и забылись в системе общего образования и подготовки кадров в связи с ликвидацией комсомола и пионерской организации.

Орлятский круг

Орлятский круг - чудесная и крепкая традиция детских лагерей.
В орлятском кругу можно начинать день и в нем же его заканчивать, делиться проблемами, успехами, неудачами. Он скрепляет ваш отряд дружескими чувствами, помогает разобраться в себе и в людях. В орлятском кругу нельзя быть грустным, ведь именно здесь ты чувствуешь плечо друга, и весь отряд сплочен в единое целое. Все ребята с теплотой и любовью вспоминают орлятские круги и даже поют о них песни…

В былые времена, в старинные годы… Давным-давно… Жили на берегу моря люди. Это было племя красивых и сильных людей, любящих жизнь и красоту, любящих друг друга… Но ничто не длится долго. Пришла война. Пришла необходимость всем мужчинам уйти воевать. А как же любимые женщины, матери, сестры, дочери? Не забрать их с собою… И тогда все мужчины, чтобы не мерзли их любимые, сложили посреди пещеры свои горящие сердца. И ушли… Ушли воевать, защищать свой дом, свои семьи. Сердца горели ровным и теплым огнем. Но ворвался злой ветер, и начал тушить сердца мужские. И тогда женщины, дочери, матери, сестры встали в круг вокруг горящих сердец и загородили их от ветра. Много они простояли, но защитили сердца от ветра. А когда мужчины вернулись домой, то были встречены своими любимыми. И вот с тех пор повелась традиция — вставать в круг, который и назвали впоследствии “Орлятским”. Встают в этот круг только самые близкие друзья. Встают не просто так. Встают, чтобы поговорить, пообщаться. Сказать друг другу что-то самое сокровенное, самое важное.

“Легенда об орлятском круге” (начало 1960-х)

Вечером в отрядной комнате на вечернем отрядном круге все стоят вокруг ярко горящей свечи. Ребята рассказывают по очереди, что интересного и увлекательного произошло за проведенные дни смены, обсуждение событий текущего дня, подведение итогов, «вечерняя» песня и «Спокойной ночи».

Круг у костра

Что? Где? Когда?

Зимой 1975 г. в СССР театральный художник-постановщик Владимир Ворошилов (1930–2001) выпустил в телеэфир игру “Что? Где? Когда?”.

Игра соединила в себе принципы мозгового штурма и количество участников, как в Buzz session (Phillips 66) — 6 человек. Начавшись, как игра и театральное действие, за которой наблюдали миллионы телезрителей, точно так, как предсказывали теоретики игры начала ХХ века, зрители стали приходить в залы, чтобы перестать быть наблюдателями и становясь главными действующими лицами.

Сейчас международная ассоциация клубов ЧГК объединяет 96 клубов интеллектуальных игр из 76 городов и регионов 20 стран мира. Только в официальном рейтинге в клубе числятся 17 тысяч команд и около 100 тысяч игроков. В 1989 г. появилась спортивная версия, во время которой все команды играют в одном зале.

В 2009 московский предприниматель Леонид Эдлин вместе с известным знатоком ЧГК Максимом Поташевым масштабировал формат ЧГК до еженедельных (!) массовых мероприятий, в которых одновременно принимают участие 20–40 команд, собирая на Интеллектуальные вечеринки E-Xecutive “60 секунд” в московском кафе до 200 человек, размышляющих над постановочными игровыми вопросами.

Несмотря на то, что вопросы в игре “Что? Где? Когда?” не имеют никакого отношения к повышению эффективности промышленного производства и развитию общественной жизни страны, они оказывают огромное влияние на формирование культуры совместных обсуждений и дают надежду на появление большого количества людей, способных к коммуникации друг с другом.

Игра "60 секунд" 

Я начинал работать с В.Я.Ворошиловым над передачей “Что? Где? Когда?”, когда была просто идея создать новую телевикторину. А в результате получилась уникальная (запатентованная) телепередача, не имеющая аналогов в мире, которая живет уже 39 лет

Виктор Зарецкий, один из участников методологического движения 70-х

Петр Щедровицкий вспоминал, как В.Ворошилов приезжал к Г.П.Щедровицкому и советовался с ним относительно организации телеигры и эффективных форматов коллективной работы в малых группах.

В детстве я тоже играл в “Что? Где? Когда?” 👇

Технология проведения стратегических сессий

Со стороны может показаться, что нет никакой разницы между всеми этими «тренингами», «мозговыми штурмами», инновационными играми, «мировыми кафе», «проектно-аналитическими» и «фасилитационными» сессиями, «воркшопами», «тимбилдингами» и «форсайтами».

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда