Технология проведения стратегических сессий
1. На первом этапе мы предлагаем группам нарисовать “объект управления” — предприятие, организацию, город или регион. Саму возможность постановки такой задачи я обсуждал с известным учёным, исследователем проблем развития городов Вячеславом Глазычевым в 2005–2006 г. г. Тогда казалось, что подобная установка обычному жителю «нарисовать город» лежит за пределами нормальных подходов к групповой работе.
Сейчас рисование предприятия или региона является нашей обычной практикой по анализу ситуации. При этом выделение на доске главных элементов, связей и процессов во всех группах происходит всегда по-разному.
Незрелое понимание, как устроен объект управления, ограничивается графическими метафорами цветка, дерева, вселенной, карты понятий и тп.
Зрелое понимание может быть выражено, например, как географическая карта с основными социально-экономическими классами и слоем управления.
2. На втором этапе необходимо проанализировать предназначение объекта не самого по себе, а как элемента внутри большой системы. «Город внутри региона», «город внутри страны», «предприятие внутри международной системы разделения труда». Как представить основные функции внутри действующей системы «as is»? Как провести функциональное зонирование территорий и прийти к пониманию своего места в мировой экономике?
3. На третьем этапе мы делаем «хайндсайт», чтобы разобраться, как появилось историческое предназначение города или текущая схема процессов предприятия и увидеть то, что ускользнуло на этапе анализа. Какие были важные события в истории «объекта управления» за последние 100 лет, какие люди, какие алгоритмы деятельности? Как это отражено в архитектуре, отчетности и т. п. , как это в итоге детерминировало существующее положение вещей. Иногда мы этот этап пропускаем, но для формирования целостной картинки необходимо договориться о прошлом.
4. Четвертый этап — форсайт (взгляд вперёд) . Здесь мы пытаемся рассказать друг другу, какие события могут произойти в ближайшие 20–30 лет в стране и мире, чтобы потом на этой контурной карте времени нарисовать своё собственное развитие. Карта форсайта заполняется четырьмя слоями — события, технологии, законы, индивидуальные траектории участников.
5. Пятый этап — рисуем набросок, как может выглядеть «объект управления» через 15–100 лет (зависит от размера объекта) . Какая идеальная модель города (предприятия) будущего могла бы устроить всех участников? Его функциональная и экономическая структура (базовые экономически эффективные производственные деятельности) , место в мировой системе разделения труда, социальная структура, конфессиональная, архитектура, снабжение, транспорт и т. п.
6. Шестой этап. Поиск места «объекта управления» в коммуникации по поводу будущего. Анализ возможностей и последствий вмешательства в естественный исторический процесс развития. Анализ бюджета.
7. Седьмой этап. Схематизация «объекта управления» — структура, связи, процессы, функции, материальный план «как есть» («as is») .
8. Восьмой этап. Слой управления. Выделение позиций, влияющих на развитие — потребители, инвесторы, конкуренты, новые и еще не существующие индустрии. Приведение организационной структуры в соответствие с функциональной. Игра — создание планов на 2–3–5 лет за позиции из списка.
9. Девятый. План работы на 2–3–5 лет. Проекты, контрольные точки, целевые показатели.
10. Десятый этап. Игра на карте будущего за выделенные позиции. Поиск общих точек для сотрудничества и реализации позитивного будущего. Встреча с неожиданностями.
11. Заключительный этап.
12. Рефлексия.
Обсуждение на всех этапах работы, обычно, занимает 15–20 минут и еще 10–15 минут — обмен мнениями. В самом простом формате сессия длится 10 этапов х 30 минут = 300 минут или 5 часов чистого времени, без перерывов и кофе-брейков. В более детальном формате на количество участников до 100 человек — 10 этапов х 60 минут = 600 минут или 10 часов (2 дня) .
Это краткое описание технологии, в соответствии с которой происходит коллективная работа в группах с любым интеллигибельным (постигаемым только разумом и не доступным органам чувств) сложным объектом. Такого рода схематизация всегда вызывает в группах проблематизацию, поиск нового языка и, как следствие, возникновение новых объектов и знаков в качестве средств (объективацию) .