Пирамида сервиса и сервис-дизайн: опыт Лаборатории Wonderfull в построении лучшего пользовательского опыта

Как проектировать конкурентоспособные сервисы? Какие методы и инструменты применять на каждом этапе разработки? И что делать, если сервис запущен, но нуждается в улучшении? Эти вопросы волнуют бизнес и профессионалов в сфере User Experience. В июне–июле 2022 года команда Лаборатории Wonderfull приняла участие в серии мероприятий, посвященных сервис-дизайну, где рассказала о своем опыте использования пирамиды сервиса в проектировании системы услуг. Делимся с вами нашими идеями, подробным гайдом, канвасами и кейсами.

Пирамида сервиса и сервис-дизайн: опыт Лаборатории Wonderfull в построении лучшего пользовательского опыта

Что такое сервис-дизайн: понятие и мифы

Сервис-дизайн (сервисное проектирование) – область знаний и практики, а также набор инструментов, которые помогают создавать позитивные впечатления для пользователя при общении с продуктом или услугой. Формирование этой области практики в отдельное направление связано с необходимостью «курировать» различные точки контакта и компоненты процессов оказания услуг в организации.

Часто понятие сервис-дизайна связывают только с областью оказания услуг, с гостиничным или ресторанным бизнесом, а также с «человеческим» фактором в практике оказания услуг. Но это не так. Раскроем 3 мифа, которые сопровождают эту область практики.

Миф 1. Сервис – это про людей

Да, но не только: современные сервисы на 80% зависят от возможностей цифровых платформ и качества цифровой инфраструктуры. Цифровая грамотность, знание и понимание компонентов IT-ландшафта в организации – основа сервис-дизайна.

Миф 2. Сервис-дизайн – это что-то про дизайн

Да, но не только: это область знаний и практики, которая в большей степени имеет отношение к организации бизнес-процессов в области клиентского опыта. То есть сервис-дизайн – это еще и цифровые технологии в сочетании с политическим лидерством CX в организации.

Миф 3. Клиентский опыт можно улучшить без трансформации бизнес-процессов

Нет, работа с клиентским опытом – это глубокая и системная работа по пересмотру корпоративной культуры и того, как организация делает свой бизнес. Невозможно исправить впечатления пользователя или сервисные процессы, если бизнес-процесс и «подводная» часть сервиса остаются неизменными.

Романтика сервис-дизайна, как и любой новой дисциплины, привлекает нас чем-то креативным, своей идеей улучшить опыт людей, сделать мир чуточку совершеннее. Но эта миссия требует, в первую очередь, сильного политического лидерства для того, чтобы трансформировать процессы внутри бизнес-модели компании, пересобрать их на основе потребностей и особенностей клиентского опыта

Мария Сташенко, основатель Лаборатории Wonderfull

Инструменты диагностики и проектирования клиентского опыта в WL

Построение хорошего сервиса невозможно без специального инструментария, причем это не только цифровые платформы, но и «аналоговые» методы. В Лаборатории Wonderfull мы активно используем глубинные интервью и карты стейкхолдеров на этапе погружения в опыт пользователя. На шаге анализа позитивных и негативных элементов сервиса применяем карты пути клиента (CJM) и карты разрывов (Gap Map). Предлагать изменения нам помогает карта омникального опыта и Service Blueprint.

Подробный разбор методов – <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdtcenter.ru%2Flibrary&postId=464788" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">в библиотеке</a> «Центра дизайн-мышления» в Москве 
Подробный разбор методов – в библиотеке «Центра дизайн-мышления» в Москве 

Пирамида сервиса как ключ к успешной разработке

Особняком в этом перечне стоит такой инструмент, как «Пирамида сервиса». Почему? Во-первых, она полезна командам на разных этапах сервисного проектирования. Во-вторых, она качественно отрабатывает в симбиозе с другими базовыми инструментами. Но обо всем по порядку.

Пирамида сервиса – это инструмент, который помогает представить ваш «сервис» в виде пирамиды, состоящей из 4-х базовых уровней. Мы активно используем его не только для анализа исследовательских находок, но и для генерации идей в процессе проектирования нового сервисного решения.

В пирамиде сервиса – 4 уровня («Гигиенический», «Функциональный», «Эмоциональный», «Предиктивный»), которые расположены в порядке убывания степени их влияния на жизнеспособность продукта / услуги (вспомнили пирамиду Маслоу?). То есть каждый следующий уровень сервиса формирует более высокую ценность предложения и усиливает его конкурентоспособность на рынке.

Скачайте <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flab-w.com%2Fmethods%2Fservice_pyramid&postId=464788" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">оригинальный канвас</a> для работы 
Скачайте оригинальный канвас для работы 

Модель «Пирамиды сервиса» помогает сервис-дизайнеру сделать 3 важных вывода:

  • Невозможно создать более высокоуровневые решения для вашего пользователя, какой-то уникальный или «премиальный» опыт, если базовые гигиенические проблемы не решены. В любом сервисном предложении есть так называемый «гигиенический уровень», который меняется от времени ко времени. Не так давно доставка была редкой опцией, а сейчас новой нормой стала практически моментальная 15-минутная доставка товаров на дом. Задача владельцев сервиса – внимательно отслеживать происходящие на рынке изменения.

  • Чтобы создать классную услугу, нужно работать с данными. Значимый элемент высококлассного сервиса – возможность предсказывать поведение пользователей. Сильный компонент анализа данных, сбор и обработка детальной информации о клиенте, а самое главное – внедрение этих данных в регулярную практику обновлений сервиса помогут вам создать услугу, которая ведет клиента по карте пути и превосходит ожидания.

  • Без целостного представления об услуге в разрезе функциональных уровней (которое может «на одной странице» обеспечить для команды модель «Пирамиды сервиса») отправляться в проектирование сервиса будет непросто. Чем более четкое представление у вас имеется, тем точнее можно построить дорожную карту и оценить бюджет, который потребуется для сервисного проектирования.

Четыре шага к построению сервисной модели

Как инструмент «Пирамида сервиса» отличается простотой в использовании (не требуются специальные знания, может применять человек без специального бэкграунда) и наглядностью, что важно при анализе проблем и сканировании модели сервиса.

Для построения модели вашего сервиса с помощью «Пирамиды» понадобятся шаблон канваса и стикеры. Чтобы прийти к результату, достаточно выполнить 4 несложных шага: они описаны на иллюстрации и в тексте ниже.

Пирамида сервиса и сервис-дизайн: опыт Лаборатории Wonderfull в построении лучшего пользовательского опыта

1. Начните с «Гигиенического» уровня.

Подумайте, какие базовые запросы клиента закрывает ваш сервис, запишите их на стикерах и разместите на нижнем уровне пирамиды.

2. Переходите к «Функциональному» уровню.

Определите, какие расширенные, но связанные непосредственно с основными задачами опции есть в вашем сервисе. Работайте с канвасом аналогично нижнему уровню.

3. Приступайте к «Эмоциональному» уровню.

Ответьте на вопросы: «Что мы делаем для того, чтобы клиент пережил позитивный, а не просто нейтральный опыт?», «Почему клиенты нас запоминают?».

4. Завершите работу с канвасом «Предиктивным» уровнем.

Обсудите, способен ли текущий сервис опередить запросы клиента и предложить ему то, чего он хочет, но о чем обычно не думает?

При работе над кейсом для одного из интернет-магазинов цифровой и бытовой техники мы увидели колоссальный разрыв между ожиданиями клиента и реальностью, в которой существовала компания. На гигиеническом уровне были не закрыты, казалось бы, базовые вещи: это и удобный поиск товаров по фильтру, и бесплатная доставка, и регистрация по номеру телефона. Функциональный уровень также не соответствовал ожиданиям клиента. Уровни «Эмоциональный» и «Предиктивный» имели верные решения, но требовали внимания или доработки.

Во всех бедах компания винила отсутствие вау-эффектов, которые мы обычно наблюдаем на предиктивном уровне. Но невозможно заниматься верхними уровнями Пирамиды сервиса, когда базовые потребности клиентов не закрыты на гигиеническом уровне

Илай Бексултан, лидер UX-исследований в Лаборатории Wonderull

Для того чтобы проиллюстрировать схему работы с «Пирамидой сервиса», разберем кейс «Самоката» – российского сервиса экспресс-доставки продуктов питания и товаров для дома. Вот как будет выглядеть пирамида в этом случае.

Пирамида сервиса и сервис-дизайн: опыт Лаборатории Wonderfull в построении лучшего пользовательского опыта

Как использовать инструмент более эффективно

Выше мы рассказали о базовом, стандартном варианте работы с «Пирамидой сервиса». Разумеется, для достижения лучших и более эффективных результатов можно выбрать и продвинутый путь.

Первый способ – ввести маркирование стикеров с помощью цветов. Например, красный – «функция отсутствует», оранжевый – «функция требует доработки», зеленый – «функция реализована». Это позволит сравнить текущий вариант сервиса с тем, к которому вы хотите прийти, и оценить масштаб работы по улучшению.

Пирамида сервиса и сервис-дизайн: опыт Лаборатории Wonderfull в построении лучшего пользовательского опыта

Второй способ – соединить пирамиду сервиса с воронкой развития клиентов (Customer Development Funnel), которая была придумана командой Лаборатории Wonderfull во время одного из проектов в 2019 году. CustDev Funnel помогает на основе клиентских инсайтов сгенерировать идеи для развития существующего продукта. Зачем? Чтобы ответить на ожидания лучшего сервиса или продукта от пользователей.

Полное описание инструмента <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flab-w.com%2Fmethods%2Fcustomer_development_funnel&postId=464788" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">читайте</a> на сайте Wonderfull
Полное описание инструмента читайте на сайте Wonderfull

Канвас будет полезен для анализа 4 этапов пути клиента с позиции бизнеса:

  • Привлечение клиента

  • Сохранение клиента

  • Использование продукта

  • Совершение покупки

Объединенный канвас пирамиды сервиса и воронки развития клиентов выглядит так: горизонтальный разрез – уровни пирамиды, вертикальный – этапы пути клиента. Смотрим, какие элементы сервиса отвечают за каждый шаг в пользовательском опыте и насколько эффективно они работают (доходим ли мы до «Предиктивного» уровня или останавливаемся на «Функциональном» или даже «Гигиеническом»?).

Пирамида сервиса – это гибкий инструмент. Он самодостаточен в индивидуальном использовании и просто превосходен в комбинациях. Перепредумывая инструменты для конкретных задач, мы можем получить больше инсайтов для улучшения взаимодействия пользователя с продуктом и обеспечить максимально комфортный и позитивный опыт

Илай Бексултан, лидер UX-исследований в Лаборатории Wonderull
Пирамида сервиса и сервис-дизайн: опыт Лаборатории Wonderfull в построении лучшего пользовательского опыта

Наконец, третий способ – внедрить пирамиду сервиса в сервисную разработку по методологии дизайн-мышления. Design Thinking – это 6 этапов развития сервисов и услуг: эмпатия, фокусировка, генерация идей, выбор идей, прототипирование и тестирование. Пирамида сервиса будет полезна на трех из них.

Фокусировка предполагает обработку результатов подготовительных исследований и перенос информации на стикеры и рабочие шаблоны: заполняем пирамиду текущего сервиса, который предстоит развивать. Генерация идей – это придумывание решений для выявленных пользовательских проблем: из варианта «было» переделываем пирамиду в вариант «как будет». На этапе тестирования выявляем баги и заходим на следующий итерационный цикл, обновляя элементы пирамиды по мере продвижения к запуску обновленного сервиса.

Пирамида сервиса и сервис-дизайн: опыт Лаборатории Wonderfull в построении лучшего пользовательского опыта

Сервис-дизайн – сложное, но безумно интересное направление. Секрет успеха прост: выбирайте современные инструменты, чаще общайтесь с пользователями и тестируйте идеи, не бойтесь ошибок и захода на новые итерационные циклы.

Пирамида сервиса и сервис-дизайн: опыт Лаборатории Wonderfull в построении лучшего пользовательского опыта
Начать дискуссию