Please don't stop the music: рассказываем о музыке в ресторанах

Почему так важно музыкальное сопровождение в ресторане/кафе/баре? Как организовать? Кому за это платить?

Please don't stop the music: рассказываем о музыке в ресторанах

Почему важно?

В 1934 году бывший военный Джордж Оуэн Сквайр предложил включать в пассажирских лифтах музыку. Небоскрёбы тогда только появлялись, американцы ещё не привыкли к долгим подъёмам в замкнутых кабинках, и музыка должна была их отвлечь. Так появилось понятие аудиомаркетинга, когда музыка, влияя на настроение клиента, помогает бизнесу заработать.

В ресторанном бизнесе музыка влияет на скорость клиентооборота и востребованность определённых позиций из меню, сглаживает напряжение от ожидания блюда или в очереди за столиком. И даже меняет восприятие вкуса.

Существует 17 музыкальных жанров и бесчисленное множество поджанров, каждый из которых имеет своих почитателей и несёт мощный эмоциональный заряд. Музыка может очаровать и расположить к заказу, а может оттолкнуть, если включить её слишком громко, использовать некачественную запись или жанр, который не отвечает обстановке. Поэтому крайне важно составить для ресторана индивидуальный плейлист.

Please don't stop the music: рассказываем о музыке в ресторанах

Как организовать?

Нельзя просто поставить две колонки в разных концах зала и надеяться на «общий» звук. В одном конце ресторана люди не расслышат собеседника, в другом будут слышать только хруст своего салата. Если в заведении много окон, колонки лучше расположить в направлении от стёкол и использовать в отделке помещения материалы, которые поглощают звук: ковролин, мягкую мебель, текстиль. Также на рынке есть компании, которые занимаются установкой акустики для кафе под ключ.

Please don't stop the music: рассказываем о музыке в ресторанах

Что ставить?

«Я люблю вашу еду, уважаю вас, обожаю ваш ресторан, но вашу музыку я просто ненавижу. Ваша еда так же хороша, как Императорская вилла Кацура, но музыка похожа на Trump Tower». Обратился композитор и лауреат «Оскара» Рюити Сакамото к владельцу своего любимого заведения на Манхэттене. Его крик души даже опубликовал The New York Times, констатировав: раздражающая музыка — достаточный мотив не вернуться даже в очень хорошее заведение.

Треки должны быть грамотно скомпилированы: каждая последующая композиция плавно вытекает из предыдущей, они сочетаются стилистически, логически и тонально. Национальные мотивы стоит использовать только в случае, если вы хотите подчеркнуть атмосферу заведения — например, в ресторане этнической кухни. Сетевым заведениям лучше иметь одинаковый плейлист: это формирует характер бренда и повышает его узнаваемость. Например, Starbucks поддерживает атмосферу своих кафе джазовыми композициями. Неудачным выбором специалисты по аудиомаркетингу считают русскую музыку. Когда понимаешь, о чём песня, невольно задумываешься и отвлекаешься, теряешь вкусовые ощущения. Не стоит включать телевизор и «гонять» музыкальные каналы.

Please don't stop the music: рассказываем о музыке в ресторанах

В ресторане

Беспроигрышным решением для ресторана считается нейтральный, легкий и деликатный lounge (лаунж). Направление возникло в качестве ровной и мягкой фоновой музыки для бизнеса и быстро обросло всевозможными ответвлениями (new-age, chill-out, ambient, progressive, nu-wave, downtempo, deep-house).

В кафе

Главный музыкальный стиль для оформления кафе – это всё тот же lounge и его многочисленные «дочки». Не рекомендуется включать для фона мейнстримовые композиции, звучащие из каждого утюга, в том числе русскоязычную эстраду и динамичную танцевальную музыку. Дабы не распугать потенциальных клиентов, не делайте из музыкального сопровождения разножанровый винегрет, смешивая фанк, блюз и диско.

В баре

В месте, где всегда шумно, а алкоголь льется рекой, будут уместны все разновидности рока – от классического до альтернативного. Никакого лаунжа, диско или дискотеки 90-х. Лучше dance punk, rockabilly или ska punk, под которые хочется пританцовывать у барной стойки или сцены (если в пабе есть площадка для выступлений), когда включают живой звук.

В кофейне

Выберите мелодии, способные оставаться незаметными и ненавязчивыми, но украшать саму кофейню и жизнь заглядывающих в нее людей. Лучше всего для этого подходит лёгкая электроника – deep house или acid jazz. Это танцевальные направления, но со слабым ритмом, поэтому пускаться в пляс под них не хочется. А вот сесть за столик и хорошо провести время, заказывая кофе и кексы, – с удовольствием. Подходящими вариантами для музыкального меню кофеен считаются jazz house и minimal, а по вечерам – downtempo.

Please don't stop the music: рассказываем о музыке в ресторанах

Кому платить?

1. Можно заключать прямые контракты с лейблами. Это дешевле всего, потому что не придётся переплачивать посредникам, но придётся повозиться. Если вы не знаете, кому принадлежат права на тот или иной трек, проще всего узнать это с помощью банального Shazam: внизу страницы обычно указан лейбл. Нужно назначить переговоры с представителями и прояснить цену, по которой они передадут права на музыку. Сложность в том, что у некоторых композиций могут быть десятки авторов, а каждый раз, когда вы захотите обновить плейлист, нужно будет оформлять новые договоры.

2. Можно платить ежемесячные отчисления в организации коллективного управления правами — аккредитованные Минкультом Российское авторское общество (РАО) и Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Первое управляет правами авторов произведений, второе — правами исполнителей и изготовителей фонограмм.

Please don't stop the music: рассказываем о музыке в ресторанах

Как не нарушить авторские права?

Как правило, нарушения обнаруживаются в ходе проверок. Инспекторы под видом обычных посетителей записывают композицию, которая играет в заведении, на диктофон или мобильный, затем просят предоставить документы, доказывающие легальность её воспроизведения. Официальное основание может быть только одно — договор. Если договора нет, инспекторы составляют претензию. Подтвердить законность нужно в течение 30 дней, иначе — иск в суд по ст. 7.12 КоАП РФ за нарушение авторских и смежных прав. Правообладатель вправе потребовать компенсации от 10 000 рублей до 5 млн рублей. Нужно помнить, что РАО и ВОИС — общественные организации, а не госорганы, властных полномочий у них нет, требовать заплатить штраф на месте они не могут.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию