Как это устроено? Starbucks

Кофе, охрана окружающей среды и музыкальный лейбл. Как устроен бизнес лидера среди кофеен — Starbucks?

Основатели Starbucks: Зев Сигл, Джерри Болдуин, Гордон Боукер
Основатели Starbucks: Зев Сигл, Джерри Болдуин, Гордон Боукер

Как всё начиналось?

По легенде название сети произошло от имени персонажа романа «Моби Дик», Старбека. Прежде чем утвердить выбранное наименование, один из основателей провёл исследование, в ходе которого выяснил, что начинающиеся с сочетания букв «с» и «т» слова лучше запоминаются потенциальными клиентами.

Торговая марка появилась на свет в 1971 году, в городе Сиэтл. Её основателем считают трёх людей – Джерри Болдуина, Гордона Боукера и Зева Сигла. Компания сделала ставку на качество сервиса с кофе и не прогадала, заняв по Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК) лидирующие позиции среди ресторанных заведений. К слову, в 70-е годы американцы не питали большой любви к кофе.

Как это устроено? Starbucks

Традиции Starbucks

В Starbucks стремятся следовать традициям, возникшим при основателях. Важным направлением считается персонализация. Чтобы бариста могли беспрепятственно общаться с посетителями, в 2000-х гг., когда кофемашины стали слишком крупными, пришлось переделывать барные стойки. Арендодатели часто получают всего $1 в год за сдачу помещений. Особенно часто такую политику используют в неблагополучных районах. Клиенты приходят за фирменной атмосферой даже при неудачном расположении заведения. Благодаря повышению проходимости арендодатель может увеличить стоимость съема помещений. Важная особенность: узнаваемость бренда стремятся повышать ненавязчиво. Делают это с помощью аксессуаров с фирменными логотипами.

Маркетинг — неотъемлемая составляющая

Компания создает имидж предприятия, которое всё делает не ради получения прибыли, а для комфорта посетителей. Такой подход повышает лояльность клиентов. В кофейнях продаются термокружки, украшенные логотипом бренда. С их помощью Starbucks обеспечивает себе бесплатную рекламу. Клиент будет использовать емкость регулярно для приготовленных самостоятельно напитков, продемонстрирует стакан друзьям или коллегам.

Сам кофе

Высокое качество кофейного зерна собственной обжарки сохранилось со времен, когда Starbucks был магазином. Говарду Шульцу пришлось решать ряд проблем с управлением компанией, чтобы принципы основателей не были нарушены. В результате был разработан собственный метод получения кофе-порошка, позволивший избежать проблемы потери аромата и вкуса.

«Именные» стаканы

Идея писать на стаканах имена посетителей зародилась в Starbucks. Такая персонализация способствовала повышению лояльности среди клиентов. Бариста должны также громко позвать покупателя, когда его напиток будет готов.

Как это устроено? Starbucks

Бизнес-модель Starbucks

Мы привыкли, что крупные компании работают по франшизе. Но только не Starbucks. Понятия «франшиза» у Starbucks не существует. Компания предпочитает работать по индивидуальной схеме, где каждый потенциальный партнёр обсуждается на совете региональных директоров. Существует ряд особенностей бизнеса Starbucks:
— индивидуальное рассмотрение заявок на сотрудничество из любого уголка мира;
— Американская и Европейская локации приоритетно продвигают торговую марку путем ребрендинга уже готовых сетей кофеен. Получаемые комплексы работают по форме совместного предприятия;
— доступ к франшизе Starbucks со стороны частных инвесторов сильно ограничен. Насчитывается не более 10 случаев, когда владельцы бренда разрешали частнику вести бизнес от лица компании, и то, счастливчиками стали очень известные личности в мире бизнеса;
— став партнёром компании, человек заключает не франшизный контракт, а классическое соглашение на права использования торговой марки, закупку оборудования, передачу технологического процесса изготовления + размер ежемесячного взноса.

Как это устроено? Starbucks

Охрана окружающей среды

В 1999 году Starbucks запустила программу «Grounds for your Garden» («Земля для вашего сада») с целью сделать свой бизнес экологически чистым. Отработанная кофейная гуща предоставляется желающим для компоста. Хотя в этом участвуют не все магазины и районы, покупатели могут обратиться в местные магазины и тем самым положить начало этой практике.

В 2004 году Starbucks начала сокращать размеры бумажных салфеток и магазинных мешков для мусора. В 2008 году Starbucks заняла 15-е место в списке 25 лучших партнёров по чистой энергии агентства по охране окружающей среды США за приобретения в области возобновляемых источников энергии.

В июне 2009 года в ответ на запросы о чрезмерном расходе воды Starbucks переделала оборудование для полоскания. В сентябре 2009 года магазины в Канаде и США, управляемые компанией, успешно ввели новые системы сбережения воды соответствующие стандартам здравоохранения. Молоко разных сортов наливается специальной ложкой, которая остаётся в кувшине, ёмкости для полоскания заменены на кнопочные дозированные краны. По сообщениям, это позволит сберечь ежедневно по 570 литров воды в каждом магазине.

Как это устроено? Starbucks

Музыка

«Hear Music» является торговой маркой концепции розничной музыки Starbucks. Компания «Hear Music» была создана в 1990 году. В области залива Сан-Франциско были открыты несколько розничных точек. В 1999 году компания «Hear Music» была приобретена компанией Starbucks. Спустя три года, в 2002 году, компания выпустила оперный альбом Starbucks, представив таких артистов, как Лучано Паваротти. В марте 2007 вышел альбом Пола Маккартни «Memory Almost Full». Таким образом, Маккартни стал первым артистом, выпустившим альбом на лейбле Starbucks. Торжественный выпуск альбома стал значительным «некофейным» событием для Starbucks в первом квартале 2007 года. Сейчас с лейблом сотрудничают Sia, Джеймс Тейлор, Sonic Youth, Джонни Митчелл, Пол Саймон.

2 комментария

Ужастны кофе

1
Ответить

Возможно, но прибыль в 4,2 миллиарда долларов за 2020-2021 г. это не отменяет :)

Ответить