Банк "Тинькофф" заблокировал мой счет физического лица без объяснения причин по 155-ФЗ

Немного предыстории и вводных данных:
- Как физическое лицо пользуюсь дебетовой картой, вкладами и другими продуктами банка Тинькофф более 4 лет.
- Имею брокерский счет у российского брокера, у которого есть лицензия ЦБ РФ, счет открыт более 3 лет назад. Не называю брокера, дабы не сочли за рекламу.
- Пополнение брокерского счета производилось в рублях и долларах только с помощью перевода через банк "Тинькофф". Все необходимые документы при пополнении брокерского счета прикладывались.
- Так как сейчас требуются наличные деньги (идёт строительство дома), то в течение января-февраля 2022 года вывела с брокерского счета 525 тысяч рублей (в 3 операции) с небольшим интервалом. После вывода денежных средств сняла часть в банкомате Тинькофф, часть отправила супругу.

14 февраля мне приходит следующее письмо от банка:

Здравствуйте.

Закон обязывает подтверждать документами некоторые действия со счетом. Нам нужно уточнение по некоторым банковским операциям. Пожалуйста, до 17.02.2022 пришлите в ответ на это письмо:

- Информацию, осуществляются ли криптообменные операции? 1. Если осуществляются: - С какого периода? - Документы, подтверждающие происхождение денежных средств, на которые изначально была приобретена криптовалюта? - Документы, подтверждающие уплату налогов согласно поданной декларации (платежные поручения/банковские чеки) - Нотариально заверенные скриншоты из личного кабинета криптовалютных бирж, позволяющие однозначно идентифицировать их принадлежность Вам (видны ФИО, реквизиты карт и т.д.). По возможности, направьте оригиналы этих документов по почте России на юридический адрес Банка - Нотариально заверенную справку о верификации личного кабинета/аккаунта криптобиржи. По возможности, направьте оригиналы этих документов по почте России на юридический адрес Банка - Нотариально заверенные скриншоты выписки по счету криптовалютных бирж, позволяющие однозначно идентифицировать сумму, дату и отправителя платежа. По возможности, направьте оригиналы этих документов по почте России на юридический адрес Банка - Нотариально заверенные скриншоты из личного кабинета контрагента (покупателя/продавца) криптовалютных бирж, осуществившего покупку криптовалюты, позволяющие однозначно идентифицировать их принадлежность к покупателю (видны ФИО, реквизиты карт и т.д. По возможности, направьте оригиналы этих документов по почте России на юридический адрес Банка - Заверенный нотариально или Банком чек перевода или выписку по карте отправителя по сделке продажи криптовалюты с отражением информации о ФИО отправителя

2. Если не осуществляются: - Разъяснения об экономическом смысле совершаемых операций по поступлению и расходованию денежных средств по счету физического лица в АО «Тинькофф Банк» - Документ, подтверждающий Ваш доход (справка 2-НДФЛ, декларация о доходах 3-НДФЛ, и иные документы) - Документы, указанные в назначении входящих платежей за период 3 календарных месяца и обосновывающие поступления денежных средств от третьих лиц (Договоры займа, трудовые и иные договоры и т.п.). - Документы, подтверждающие происхождение денежных средств (Выписка, 2-НДФЛ и т.д.)

Мы запрашиваем документы на основании 115-ФЗ.

Команда Тинькофф

Так как я никогда не занималась криптовалютами и не имею ничего с этим связанного, то сразу подумала, что банку "не понравились" мои 3 операции по выводу с брокерского счёта. В связи с этим, составляю такой ответ:

Здравствуйте.

1. Нет, криптообменные операции не осуществляются.

2. Поступление денежных средств осуществляется с помощью перевода от супруга, близких родственников и вывода денежных средств с брокерского счета. Уведомление об открытии счета и Заверенная копия заявления о присоединении находятся в прикрепленных файлах. Также прикрепляю 2-НДФЛ декларации за 2019 и 2020 годы. За 2021 год декларация будет готова только в марте.
Расходуются денежные средства на переводы близким родственникам, бытовые покупки.

Дайте знать, если требуются дополнительные уточнения.

С уважением, Елизавета Крюкова.

К письму соответсвенно я прикрепляю 4 документа:

  • Уведомление об открытии счета
  • Заверенная копия заявления о присоединении
  • 2-НДФЛ декларация за 2019 год
  • 2-НДФЛ декларация за 2020 год

Согласно декларациям мой доход составил в разы больше суммы, которую я вывела с брокерского счёта. Налог соответсвенно уплачен, так как брокер является налоговым агентом. Данная информация подтверждена в документах.
Не дождавшись ответа в течение 2 дней, написала письмо с просьбой уточнить статус рассмотрения моего вопроса и может что-то дополнительно необходимо уточнить?
Последовал ответ банка:

Здравствуйте!

К сожалению, по результатам проверки вам установлены ограничения, рекомендовано закрытие счета.

При распоряжении от вас на закрытие счета, средства переводятся на ваш счет в другом банке.

Деньги на счете соответственно оказались заблокированы, никакие операции не могу провести. Возникает непонимание: в чем я провинилась перед банком? Какие конкретно операции вызвали данную блокировку и что же в итоге я нарушила?

Послала письмо с уточнением в банк:

Добрый день,

Так как так получилось, что пользуясь более 4 лет банком мне закрывают счет даже без объяснения причины и операций, которые оказались сомнительные?
Мне кажется, я подтвердила документально, что вывод средств осуществлялся только с брокерского счета, а траты были бытовые (магазины и оплата ЖКХ).
Есть ли возможность внести необходимые уточнения и все же продолжить сотрудничество с банком?
Я искренне не понимаю, что могло повлиять на такое решение и надеюсь на ваш ответ.

Ответа от банка пока нет..

Уважаемый банк, к которому у меня всегда были только положительные отзывы и рекомендации, как мне получить вразумительный ответ, что же я нарушила? Я могу объяснить абсолютно все операции по моему счету, предоставить любые необходимые документы.

11
8 комментариев

Здравствуйте.

Мы проанализировали операции по вашему счету и установили, что некоторые из них попадают под критерии, описанные в «Положении № 375-П о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Обращать внимание на положения Центрального Банка мы обязаны в связи со 115-ФЗ.

Мы запросили у вас документы, чтобы разобраться в ситуации. Когда получили их и провели расследование, приняли решение об ограничении дистанционного банковского обслуживания. Пересмотреть свое решение не готовы.

Ответить

Пошла косьба. Тинькоф решил за любой вывод наличных блокировать. А потом уже разбираться что и как.

К- клиентоориентированность

1
Ответить

Так и я очень хочу разобраться, мне кажется просто вышло какое-то недопонимание. Написала в ЛС.

Ответить

Приветствуем. Без каких-либо причин ограничения не вводим. Хотели бы разораться в ситуации, подскажите ФИО с датой рождения в ЛС.

Ответить