Жизненный цикл проекта — это последовательность этапов, через которые проходят проекты от инициации до завершения независимо от их специфики. Этапами часто ещё называют фазами проекта, которые являются набором взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из промежуточных или окончательных результатов проекта.Четкое понимание этих фаз позволяет менеджерам и руководителям максимально эффективно контролировать проекты. Целью жизненного цикла является создание простой в использовании структуры для руководства и управления проектами.Жизненный цикл проекта является важнейшим элементом системы управления проектом, поскольку позволяет:- чётко структурировать процессы подготовки проекта и принятия управленческих решений;- устанавливать ответственность за промежуточные и конечные результаты;- определять процедуры своевременного внесения изменений в проект в зависимости от достигнутых результатов.5 Жизненных Циклов ПроектаСуществует 5 основных этапов ЖЦП, которые используются во всех проектах вне зависимости от специфики:Инициация;Планирование;Реализация;Контроль и мониторинг;Закрытие.Далее рассмотрим каждый этап подробнее и поговорим какие инструменты проектного менеджмента используются в каждом блоке.ИнициацияВ ходе Инициации проекта исследуются предпосылки реализации идеи проекта, оцениваются вводные, цели, требования, делается первоначальная оценка реализации, готовится первичная оценка стоимости проекта.Инструменты:- Паспорт/устав проекта/Project charter;- План управления стейкхолдерами.Таким образом, этап инициации можно закрывать только после того, как будет подготовлен и согласован с ключевыми стейкхолдерами Паспорт проекта.ПланированиеНа этапе Планирования ведётся детальная проработка всех технических и организационных аспектов реализации проекта, разработка проектной документации, детальных планов и бюджета проекта.Инструменты:- WBS проекта;- Матрица требований;- Матрица RACI (Помогает определить зоны ответственности команды проекта и стейкхолдеров);- Scope работ над проектом;- План-график работ (RoadMap);- Бюджет проекта;- План коммуникаций с клиентом и командой проекта (Сommunication plan);- Оценка рисков (Risk assesment).Каждый из инструментов выше, после заполнения и проработки, нужно также согласовать со стейкхолдерами проекта.РеализацияОсновная фаза проекта, в ходе которой создаётся конечный продукт проекта.Основные управленческие задачи и решения, принимаемые в ходе фазы:а) привлечение и интеграция исполнителей и ресурсов, необходимых для реализации проекта;б) анализ и утверждение промежуточных результатов проекта;в) принятие решение о переходе к последующим фазам реализации или к фазе завершения проекта;г) принятие решений о внесении изменений в проект и планы реализации.Инструменты фазы (для данной фазы важно не создавать и согласовывать, а управлять ранее созданными инструментами):- Управление изменениями;- Управление стейкхолдерами;- Управление коммуникациями;- Управлением План-графиком работ;- Управление рисками;- Управление командами;- Документирование хода реализации.Этап является самым дорогим и длительным для проекта, поэтому чем лучше будет проведена работа на первых двух этапах, тем проще для PM-а пройдёт стадия Реализации.МониторингФаза предполагает, что PM-у необходимо постоянно следить за тем, чтобы команда следовала первоначальному плану и выполняла работы в срок. В основном работа направлена на поддержание коммуникации с командой и со стейкхолдерами.Инструменты ( в основном встречи и мероприятия, которые были зафиксированы в План коммуникаций с клиентом и командой проекта (Сommunication plan)):- отчёты о ходе проекта/выполнения работ;- презентации проекта для заказчика, руководителя и других заинтересованных лиц;- ежедневные стендапы;- еженедельные или ежемесячные совещания;- встречи для представления результатов проекта и их обсуждения.Этап Мониторинга аналогично этапу Реализации будет легче проходить для PM-а, если хорошо была проведена подготовка Инициации и Планирования.ЗакрытиеОсновными задачами фазы являются выполнение финального тестирования продукта проекта и сдача/приёмка результата проекта с заказчиком.Инструменты:- План-график работ (проверить, что все работы были выполнены);- Архивация проектной документации;- Передача продукта заказчику с необходимой документацией и инструкциями;- План передачи и поддержки продукта после передачи- Закрытие и согласование закрытия с заказчиком.Завершающий этап, который нужно также проработать тщательно с заказчиком, чтобы не возникла необходимости переорганизовывать проект. ЗаключениеРазделение проекта на пять отдельных фаз, которые называются жизненным циклом проекта, поможет PM-у и команде разумно расходовать время и ресурсы, что повышает шансы на успех проектов любой величины и сложности.Естественно, существуют разные вариации ЖЦП, но в целом по смыслу особых отличий нет. Не важно как называется конкретная фаза, важно, чтобы менеджер понимал по какому принципу функционирует любой проект.