Коммуникации — это обмен сообщениями или любые взаимодействия между людьми. В рамках проектной деятельности коммуникации — это процесс передачи информации, позволяющий участникам проекта и стейкхолдерами эффективно взаимодействовать и решать рабочие задачи. Даже если, Менеджер Проекта идеально составил проектную документацию, запланировал работы и высчитал сроки и бюджеты, провал в коммуникациях с исполнителями и заказчиками может затопить любой проект.Виды коммуникаций в проектеМенеджеры Проекта на этапах планирования, реализации и контроля тратят на коммуникации с другими участниками проекта до 90% рабочего времени. При этом способы передачи информации со стороны PM-а очень разнообразны. Предлагаю рассмотреть наиболее часто встречающиеся:стартовая встреча проекта (kickoff meeting);презентация проекта для заказчика, руководителя и других заинтересованных лиц;ежедневные стендапы (daily stand-up);еженедельные или ежемесячные совещания (check-ins) ;встречи по этапам работы: на них обсуждают прогресс, риски и дальнейшие действия (status update);встречи для представления результатов проекта и их обсуждения (status update with senior leaders);ретроспективы — обсуждение ошибок за период работы над проектом (retrospective).Как видим, существует множество мероприятий, которые направлены на поддержание коммуникаций и информационного информирования участников проекта. Из-за большого количества множества мероприятий у Менеджера Проекта возникает потребность в управлении коммуникациями.Что такое управление коммуникациями, как составить план коммуникацийУправление коммуникациями в проекте — это постоянный процесс сбора, распространение и контроля получения информации между участниками проекта.В ходе планирования коммуникаций Менеджер Проекта должен понять: кто, какую информацию, как часто, каким способом и для каких целей будет отправлять и получать, а также кто будет отвечать за своевременность, надёжность и полноту данной информации.План коммуникаций должен определять:- получателя коммуникации (внешний или внутренний стейкхолдер, команда проекта или отдельные участники проекта);- типы каналов коммуникации (стартовая встреча проекта (kickoff meeting), презентация проекта для заказчика, руководителя и других заинтересованных лиц, ежедневные стендапы (daily stand-up) и т.д.);- регулярность проведения (ежедневно, еженедельно, раз в месяц и т.д.);- ответственного за конкретную коммуникацию (если это проведение еженедельной сверки с клиентом, то кто проводит её);- виды коммуникации (e-mail, чаты, живые встречи);- цель проведения и ожидаемые результаты встречи (сверить этап проекта, предоставить результаты клиенту и т.д.)Выше приведены основные пункты, без которых невозможно составить рачий план коммуникаций, конечно по желанию можно добавить доп. информацию, если видите в этом смысл.Прикладываю шаблон от Google Project Management: docs.google.comGoogle Sheets: Sign-inКоммуникационный план составлен, что дальше?После составления плана, необходимо его в рамках результата этапа планирования проекта согласовать со стейкхолдерами и другими участниками проекта. Важно на этом этапе получить подтверждение, что вопросов нет и ответственные за коммуникации обязуются выполнять свою часть работы. В случае эскалации план коммуникации используйте для напоминания о договорённостях.Далее уже на этапе реализации и контроля, PM-у необходимо своевременно выявлять и устранять любые проблемы в коммуникациях между участниками проекта, при необходимости вносить и корректировать процесс коммуникации.Также к задачам Менеджера Проекта стоит добавить:- периодическая проверка выполнения плана коммуникаций;- оценка степени удовлетворённости стейкхолдеров качеством предоставления информации;- анализ проблем взаимодействия, причин проблем, сбоев, неполноты или ненадёжности информации;- анализ запросов на изменение и трансформации системы коммуникаций.ЗаключениеРабота с коммуникациями на проекте является одним из важнейшим навыком в кармане Менеджера, так как любой проект представляет собой мероприятие, в котором задействовано больше количество людей. Без обеспечения прозрачной системы коммуникации никто не будет понимать, что происходит с проектом ни участники, ни ключевые стейкхолдеры.План коммуникации позволяет PM-у в рамках одного документа визуализировать и согласовать с участниками процесс обмена информации на протяжении всего проекта.