Мотивация менеджеров по продажам

Тщательно проработанная система мотивации менеджеров по продажам позволит увеличить количество сделок получать большую прибыль. Реализовать ее можно несколькими способами.

Мотивация менеджеров по продажам

Если ты хочешь узнать точки роста в своем отделе продаж и получить пошаговый план роста бизнеса в 2 раза, то записывайся на бесплатную индивидуальную диагностику отдела продаж.

👉 Записаться на диагностику 👈

Содержание

Что значит мотивация сотрудников

Каждый владелец бизнеса заинтересован, чтобы его сотрудники перевыполняли поставленный план и работали с максимальной самоотдачей. Система мотивации позволяет сделать труд менеджера максимально продуктивным. В качестве стимула можно использовать материальные и нематериальные поощрения, а также систему наказаний. Правильная комбинация позволяет:

  • увеличить показатели бизнеса;
  • повысить прибыль предприятия;
  • выработать командный дух у членов коллектива;
  • опередить лидеров;
  • собрать в команде ценных сотрудников.

Благодаря слаженной работе отдела продаж будет преуспевать вся компания.

Для чего нужна стимуляция сотрудников

Система стимуляции сотрудников подразумевает не только денежные и нематериальные поощрения. В некоторых случаях приходится прибегать к штрафам и санкциям.

Рассмотрим пример:

Сотрудник компании достиг той суммы дохода, которую считает для себя достаточной. Далее он просто выполняет план и не работает над повышением количества сделок. Если речь идет о производстве товара, такая ситуация вполне допустима. Однако если по этому принципу работает продажник, компания недополучает прибыль. Не увеличивается число закрытых сделок и не появляются новые клиенты.

Избежать такого развития событий поможет система мотивации, включающая как бонусы, так и штрафы. Эффективным решением будет также соревнование между отделами или сотрудниками.

Чтобы ваши менеджеры по продажам выполняли планы - отправьте их на курс "Продавец-ракета", где они научатся эффективным переговорам и легко поднимут показатели.

Мотивация менеджеров по продажам

Какие цели и задачи у мотивации

Предприятие может ставить разные цели:

  • увеличение продажи товаров и услуг премиального класса;
  • представить на рынке новую линейку продуктов;
  • увеличить прибыль за счет размера среднего чека;
  • выстоять в условиях экономического кризиса.

От поставленной цели зависит и система мотивации сотрудников отдела продаж. К примеру, если необходимо увеличить объемы продаж, вводится бонусная система оплаты. Отдельные доплаты вводятся за продажу премиальных продуктов.

Схема стимуляции зависит от того, какие задачи выполняет менеджер:

  • за привлечение новых клиентов устанавливают минимальный оклад за выполнение плана и платят щедрые комиссионные за новые контракты;
  • тем, кто работает с уже собранной клиентской базой, платят стабильный оклад.

Виды стимуляции сотрудников

Материальные формы поощрения сотрудников включают:

  • выплату премиальных и бонусов в зависимости от количества сделок;
  • трудоустройство с социальным пакетом;
  • оплата страховых полисов, в том числе ДМС;
  • компенсацию расходов на ГСМ, мобильную связь и пр.;
  • оплата отпуска, доступ к занятиям в спортивных залах и фитнес-клубах бесплатно или со скидкой;
  • обучение за счет фирмы.

Используется также нематериальная стимуляция активности работников:

  • плавающий график с возможностью брать выходные в удобное время;
  • поддержка наставников;
  • перспективы карьерного роста;
  • внедрение корпоративных идеалов и миссии — это помогает сделать работу важной и осмысленной.

Создать эффективную систему мотивации для сотрудников поможет курс “Арсенал РОПа”. С его помощью можно эффективно руководить коллективом и добиваться высоких показателей в работе.

Почему может не сработать мотивация

Зачастую стимуляционные схемы оказываются неэффективными, так как в них недостает нескольких важных компонентов.

План продаж

План продаж — это документ, в котором отражены цели, стратегии и задачи отдела на определенный период, а также вероятные риски. Фокус внимания делается на величине полученной прибыли, в этом главное отличие от бизнес-плана.

План продаж показывает, каких показателей должна достичь компания. Кроме того, в этот документ вносят каналы связи и торговые позиции, которые нужно использовать в первую очередь.

KPI

Этот показатель отражает:

  • величину конвертации лидов в реальных покупателей;
  • размер дебиторской задолженности компании;
  • количество контактов с клиентами — новыми и постоянными;
  • количество офферов и пр.

KPI дает возможность оценить качество работы сотрудников отдела продаж. В зависимости от полученных результатов руководство назначает поощрения или штрафы для каждого сотрудника.

Мотивация менеджеров по продажам

Материальное поощрение

Сотрудники отдела продаж могут получать вознаграждение только за выполненные сделки. Однако чаще всего их заработная плата состоит из минимального оклада и премиальных, размер которых зависит от KPI.

Оплата формата оклад плюс проценты

Если сотрудник не смог закрыть ни одной сделки, он получает фиксированный оклад. За каждую продажу начисляются дополнительные проценты. Чем больше сделок завершено, тем больше вознаграждение сотрудника.

Плюсы такой схемы:

  • схема оплаты полностью прозрачна;
  • увеличение числа продаж, так как от этого зависит зарплата сотрудника.

Есть также несколько минусов:

  • конфликты среди сотрудников из-за соперничества за крупных клиентов;
  • нацеленность на собственные результаты может ухудшить обстановку в коллективе;
  • сотрудники избегают работать с невостребованными продуктами.

Оплата типа Оклад плюс KPI

Размер заработной платы зависит от показателей KPI:

  • выполнение плана по количеству холодных звонков;
  • перевод лидов в реальных покупателей;
  • величина среднего чека.

Необходимо брать в расчет самые важные и реально достижимые параметры, не более 2-3.

Достоинства такого формата работы:

  • KPI приносит пользу отдельным сотрудникам и компании в целом;
  • критерии можно менять в зависимости от общей стратегии и текущей ситуации;
  • повышается уровень продаж;
  • менеджеры напрямую заинтересованы в закрытии сделки и проведении платежа.

Возможные отрицательные моменты:

  • если показатели KPI чрезмерно высокие, это снижает мотивацию сотрудников;
  • менеджер не может повлиять на клиента, если последний не выполняет своих обязательств.

Нематериальные способы стимуляции

Способами поощрения могут быть не только деньги. Многие сотрудники стремятся к саморазвитию и достижению карьерных высот, ищут признания или хотят иметь свободное время.

Методы нематериального воздействия включают:

  • утверждение общей корпоративной идеи, дающей смысл сотрудникам;
  • корпоративные конкурсы и мероприятия, тимбилдинги — помогают сделать команду более сплоченной и стимулируют здоровую конкуренцию между сотрудниками;
  • наставничество — работа под руководством опытного коллеги помогает новичкам чувствовать себя в безопасности, быстро улучшать свои навыки и добиваться хороших результатов;
  • комфорт на рабочем месте — оснащенность удобной мебелью и оборудованием, удобная зона отдыха и пр.;
  • возможность подняться по карьерной лестнице;
  • обучение за счет корпорации и возможность профессионального роста. Компания может оплатить обучающие курсы, предоставить доступ к тренингам и вебинарам.

Такой подход защищает сотрудников от выгорания, повысит заинтересованность коллектива и, как следствие, увеличит эффективность работы.

Мотивация менеджеров по продажам

Как повысить результативность материальной стимуляции

Увеличить количество продаж и прибыль компании в целом можно с помощью инструментов материальной стимуляции сотрудников.

Замена фиксированного процента растущим

К примеру, коллектив отдела продаж выполняет план на 90%. Заинтересованности в более высоких показателях у сотрудников нет. Изменить ситуацию можно, заменив фиксированный процент с продажи на прогрессирующий. То есть процент от прибыли зависит от выполнения плана: при 70% продавец получит 2,5% от суммы, при 80% ему будет начислено уже 3% и т. д. При таком формате сотрудники будут заинтересованы в достижении все больших результатов и не станут останавливаться, просто выполнив план.

Фиксированный процент

В любой сфере имеются товары или услуги, не пользующиеся спросом. Выполнить план продаж по ним намного сложнее. Для стимуляции активности сотрудников вводится фиксированная выплата менеджеру с каждой реализованной позиции.

Бонусная система

Материального поощрения заслуживают не только закрытые сделки, но и дополнительные функции, выполненные сотрудниками. К ним относятся:

  • заполнение клиентских карточек;
  • ведение документации в электронном виде;
  • использование скриптов;
  • своевременная сдача отчетов.

Целесообразно выдавать бонусы за каждое выполненное действие. Однако сотрудник должен понимать: если работа не будет сделана, бонус ему не заплатят.

Супербонусы

Это способ мотивации особо успешных сотрудников, которые легко выполняют план на 100% и больше. Таким менеджерам платят повышенный процент, который устанавливает руководство. При этом подходе найдутся работники, способные выполнить план на 150%. Кроме того, будут выявлены лидеры, на которых смогут равняться остальные.

Система санкций

Причины для штрафов должны быть четко прописаны в трудовом договоре и уставе компании. К ним могут относиться:

  • нарушение требований дресс-кода организации;
  • несвоевременная сдача отчетов;
  • отсутствие ведения необходимой документации и карточек CRM;
  • частые опоздания на работу;
  • нарушение правил этики и субординации;
  • некорректное общение с клиентами, использование стоп-слов.

Распространенные ошибки при мотивировании сотрудников

Если введенная система мотивации не приводит к повышению результатов, следует проверить, нет ли ошибок в схеме.

Чрезмерно завышенные планки

Если в глазах сотрудников показатели плана выглядят недостижимыми, менеджеры не будут заинтересованы в выполнении и работать в полную силу. Все цели должны быть реальными, иначе лучшие продавцы могут уйти к конкурентам с более достижимыми требованиями.

Таким же эффектом обладает и общий план продаж для всего коллектива. Опытные умелые продавцы будут выполнять план за себя и тех, кто не хочет или не умеет работать. Это значительно демотивирует всю команду.

Невысокий процент вознаграждения

Если сумма премирования невысокая, у сотрудников не будет причин работать в полную силу.

Сложные схемы начисления бонусов

Если алгоритм начисления премиальных сложен и непонятен сотрудникам, они не будут заинтересованы в выполнении плана. Механизм должен быть простым и прозрачным, чтобы каждый сотрудник мог самостоятельно рассчитать свой потенциальный доход.

Не меняющаяся схема

Программы мотивации должны периодически меняться, чтобы не терять своей эффективности. При этом общая схема должна быть связана со стратегическим планом компании.

Мотивация менеджеров по продажам

Пример эффективной стимуляции и расчета премиальных

Схема поощрения выстраивается с учетом функций, которые выполняет сотрудник.

Для тех, кто работает с постоянными клиентами, оптимальным решением будет:

оклад + процент от суммы продаж за период + поправочные коэффициенты на выполнение KPI.

Менеджерам, занимающимся поиском новых клиентов, платят оклад и поправочные коэффициенты. Расчет проводят с учетом выполнения плана и количества отработанных заявок.

Рассчитывать размер премии можно с помощью Excel. Можно использовать простую и удобную формулу: Д = О + % х К.

Д - размер дохода сотрудника;

О - величина оклада;

% - процент от суммы продаж;

К - коэффициент выполнения плановых показателей.

Для сотрудников, ищущих новых клиентов, учитываются такие показатели, как число звонков и оформленных заявок.

Подписывайся на мой телеграмм канал

«Александр Кандеев - Фактор продаж»

Здесь о продажах, инструментах роста конверсии и денег в кассе 💸

Начать дискуссию