Интерес к SEO, изменения в технологиях разработки и трудовая миграция. Вопросы о digital-рынке в условиях кризиса
Все мы сейчас находимся в неопределённости. Как дальше действовать, снижать ли рекламную активность, что будет дальше? У digital-рынка сейчас много вопросов. Специалисты агентства Медиасфера постарались ответить на некоторые из них.
Какие отрасли бизнеса могут усилить в ближайшее время маркетинговую активность?
Рост спроса на импортозамещение и продолжительные его перспективы повлекут за собой сильный интерес к рекламным каналам со стороны b2b-компаний. Это спровоцирует перегрев каналов, например, контекстной рекламы, поэтому стоимость заявки будет расти. Сейчас имеет смысл запустить контекстную рекламу и собрать сливки, пока конкурентность умеренная.
Далее можно в качестве рекламного канала рассмотреть SEO, так как оно более привлекательно с точки зрения стоимости лида. В период увеличенного спроса на b2b-направления ваш сайт может быть первым, кого увидят в выдаче потенциальные партнёры.
Интерес к SEO возрастёт у средне- и низкоконкурентных тематик. Владельцам бизнесов будет выгоднее вместо запуска контекстной рекламы на свой сайт в большем объёме провести грамотную разовую SEO-оптимизацию, чтобы быстро попасть в ТОП-10 и получать дополнительные переходы с органической выдачи.
Напомню, что оптимизация страниц снижает стоимость клика по объявлению на аукционе контекстной рекламы. В период сдержанного распределения бюджетов провести работы по снижению стоимости переходов на ваш сайт с объявлений будет очень кстати.
Повышенный спрос на рекламные каналы, а также увеличение стоимости переходов с каналов интернет-маркетинга приведёт к тому, что потеря этих заявок будет дорого обходиться компании. Для направлений, по которым сильно вырастет спрос, например, потребительские товары, электроника: чтобы пользователи не уходили с сайта из-за неудобных форм или непонятной навигации по сайту рекомендую провести юзабилити-аудит и внедрить важные для конверсии доработки. Так у пользователей при взаимодействии с вашим сайтом будет меньше негатива, снизится количество брошенных при заполнении форм. Соответственно, у вас будет больше заявок/заказов с сайта.
В целом, если вы давно хотели улучшить свой сайт — сейчас самое время работать над тем, чтобы максимально выжимать из воронки посетителей заявки по всем возможным инструментам.
Рынок разработки — на что упадёт и вырастет спрос с точки зрения стеков технологий и языков программирования?
Предполагаю, что глобальных изменений в технологиях разработки не будет, по крайней мере, в ближайшее время. У бизнеса есть работающие сайты, о сохранении и поддержке которых стоит задуматься в первую очередь. На мой взгляд, компании будут отдавать предпочтение доработке существующих сайтов, а не запускать глобальное обновление ресурсов, перераспределяя бюджет на рекламу. Ожидаю, что скорее вырастет спрос на техническую поддержку.
Мы же, как разработчики, в данной ситуации продолжим использовать общепринятые технологии вёрстки и программирования, обеспечивая работоспособность существующих ресурсов, насколько это возможно в текущих реалиях. Будем стараться минимизировать риски: если сайты хранятся на иностранных серверах, сохраним локальные копии — в случае блокировки сможем оперативно развернуть ресурс.
Могут возникнуть сложности с сайтами, которые используют популярную в Европе CMS Wordpress. Есть определённый риск для сайтов, работающих на базе конструктора Tilda. Могут быть как кратковременные ошибки, так и более длительные отключения. Ожидаем перебои в работе Figma, Axure и так далее. Самым простым шагом для решения этой проблемы станет VPN.
В случае сбоев не стоит паниковать — сообщайте об ошибках вашим разработчикам. Уверена, что обходные пути и решения всегда можно будет найти, а при массовой проблеме будет работать коллективное мышление, что позволит применить весьма нестандартные, а порой и очень неожиданные варианты.
Есть ли риск, что из страны начнут уезжать специалисты высокого уровня? Специалисты из каких профессий могут оказаться наиболее заинтересованы в миграции?
Если говорить о сфере интернет-маркетинга и технических специалистах digital, то, на мой взгляд, переезд специалистов может быть обусловлен только двумя факторами – работа в зарубежных компаниях, которые перевозят своих сотрудников (пример Miro, Google) и наличие в «личном» портфеле иностранных проектов и опыта. Вероятнее всего первыми мигрируют IT-разработчики, поскольку такие специалисты ценятся на международных рынках больше всего.
Если высококлассные специалисты начнут мигрировать, сколько времени может понадобиться, чтобы ситуация на рынке труда в их сферах стабилизировалась?
Если действительно предположить, что на рынке пропали все специалисты высокого уровня, то надо понимать о какой сфере идет речь. Например, на агентском рынке digital-услуг «выращивание» новых высококлассных специалистов происходит сильно быстрее, поскольку они работают с большим количеством разных проектов, но даже тут, путь от джуна до сеньора, даже в супер интенсиве, займет не меньше 2-3 лет. В сферах, где интенсивность получения новых знаний ниже, думаю, до 5 лет.