Подробный конспект выступлений спикеров конференции Ural Digital Weekend
Как вывести агентство из кризиса: чистка команды и продуктов, пересборка коммерции и быстрая проверка гипотез
Спикер: Руслан Ишмухамедов, совладелец EvAPPs
Продолжительность: 22 мин.
Ссылка на доклад: Youtube Spectr
Когда в 2018 году меня пригласили в EvAPPs, у компании были следующие проблемы:
- оборот 2-3 млн руб/мес на 20 разработчиков;
- максимальный убыток компании 2+ млн руб;
- максимальная задержка ЗП 2 месяца;
- продажи не системные и не прогнозируемые;
- модель работы — аутсорс;
- есть 1 американский клиент;
- бенч 9-10 разработчиков, что составляло половину команды;
- низкий моральный дух команды.
Для меня это был интересный вызов. К текущему моменту мы пришли к следующим результатам:
- оборот 24+ млн руб/мес;
- в штате 40+ разработчиков + 40 партнерских разработчиков;
- компания стабильно прибыльна и растет в обороте x2 в год;
- задержек ЗП нет, идет активный найм;
- сильный отдел продаж: 1 РОП, 5 продавцов и 3 закупщика ресурсов;
- модель работы: аутстафф своих и партнерских разработчиков;
- бенч не более 2-3 человек;
- высокий моральный дух.
С чего начали?
Провели как внешний аудит, так и внутренний. В рамках внешнего аудита изучили рынок, ЦА и конкурентов. В рамках внутреннего — персонал, финансы и процессы, текущую клиентскую базу.
В результате пришли к выводу:
- нужно настроить продажи — это основная точка роста;
- сфера аутстаффинга не занята плотно и есть место для быстрого развития;
- нет бизнес-процессов и работающей фин-модели;
- нет маркетинга и PR.
Что сделали
У команды в активе было два плохо продаваемых продукта: доставка еды и личный кабинет дилера. Провели исследование по затратам, ЦА, объему рынка и т.п. и пришли к выводу, что продукты надо закрыть.
Старый отдел продаж не соответствовал моим ожиданиям, и я начал его менять. Часть людей ушла сразу, часть убрал самостоятельно. В итоге отдел продаж был полностью перезапущен с нуля.
За 3-4 месяца протестировали гипотезу по модели аутстаффинга. Рынок дал быстрый отклик о высоком спросе на аутстафф, средний срок заключения сделки 3-7 дней. Клиентов можно искать холодным обзвоном, при нехватке можно докупать разработчиков у партнеров. В итоге, аутстаффинг стал основной моделью компании.
Выводы
- спасение убыточного агентства очень интересный и полезный опыт;
- делайте аудит компании, продуктов и коммерции: часто именно коммерция ключ к выходу из кризиса;
- не бойтесь создавать новые отделы продаж вместо старых: часто это проще, чем модифицировать старые;
- не бойтесь «резать» продукты, если они бесперспективны;
- тестируйте гипотезы и запускайте новые продукты/направления.
Честно про управленческий учет в компании с сотнями сотрудников: этапы становления, подводные камни, результаты
Спикер: Ольга Вязовикова, финансовый директор 65apps
Продолжительность: 42 мин.
Ссылка на доклад: Youtube Spectr
Бизнес это про деньги, а управленческий учет их делает управляемыми.
OCF (Operating Cash Flow) — операционный денежный поток характеризует успешность бизнеса и возможность его развития в дальнейшем. Этот показатель говорит о том, насколько эффективно компания управляет своими ресурсами. Зависит от двух факторов: повышение операционной прибыли и снижение оборотных средств.
Если операционная прибыль увеличивается за счет увеличения выручки или снижения расходов, то изменение структуры оборотного капитала зависит от структуры активов. Уменьшают капитал и негативно сказываются на операционном денежном потоке незавершенное производство, задолженность клиентов, авансы поставщикам. Хорошо влияют на капитал работа с предоплатой, привлечение займов и кредитов. Тогда бизнес становится устойчивее, и вы привлекаете меньше оборотных средств.
Эволюция УУ
Первоначально управленцы ведут таблицы с приходами-уходами денежных средств и контролируют остатки на счетах. Затем добавляются прогнозные показатели по выручке и постоянным затратам. Метод быстро внедряется и позволяет быстро оценить состояние бизнеса, но есть ограничения. Для него нужен хороший классификатор статей движения денежных средств. Он должен позволять разделить стоимость производства и затраты на продажи и управление.
Следующий шаг развития — это отделение результатов отгрузки от результатов оплаты. На этом этапе возникает показатель выручка по отгрузке и начинает контролироваться дебиторская задолженность. Компания начинает понимать какой у нее цикл оборота своей дебиторки, то есть через какое время возвращаются средства. На основе этого показателя просить отсрочку у поставщиков.
На третьем этапе происходит применение метода Direct Costing. Это когда мы в себестоимость включаем только прямые затраты, а все остальное уходит на продажи и управление. Именно на этом этапе у нас разделяются понятия «маржа» и «операционная прибыль». Обычно на этом этапе происходит разделение ответственности менеджеров за маржу и отдельно за операционную прибыль.
В 65apps до конца 2019 года вели учет кассовым методом. Потом появился запрос на детализации потока, и мы попытались внедрить «ПланФакт», который не зашел, так как ответственными были бухгалтера, и для них это была еще одна система. В 2020 году сделали повторный подход к учету, в этот раз всё получилось.
Инструменты для сбора и анализа данных
Обычно инструменты эволюционируют вместе с ростом компании. Всегда начинаются с электронных таблиц Excel или Google Docs. Далее решения на основе «1С Бухгалтерия» и «УНФ». Затем внедряются специализированные облачные сервисы («ПланФакт», «Финолог», Adesk) или ERP-системы комплексной автоматизации (SAP / 1С).
Как внедрять управленческий учет
- определяем потребителей управленческой информации;
- выбираем драйвера внутри компании, желательно с готовыми компетенциями, либо обучаем его;
- изучаем текущую обстановку:
— оргструктура бизнеса, текущие процессы и существующие метрики;
— текущая структура данных и способы их консолидации в отчеты; - составляем план движения.
На основе нашего опыта план был бы такой:
- определяемся с объектами учета — Клиенты/Партнеры/Объект продаж;
- разрабатываем классификаторы для учета ресурсов компании - Статьи ДДС/Статьи расходов/Номенклатура прочая;
- делим затраты на постоянные и переменные и выбираем базу для распределения постоянных затрат;
- определяемся с оргструктурой и ЦФО;
- выбираем контролируемые показатели;
- определяемся с форматами отчетов;
- выбираем инструменты;
- запускаемся;
- наблюдаем / корректируем;
- описываем, что получилось.
Как показал наш опыт, лучше сначала внедрить, а потом уже описать.
Показатели для IT-отрасли
К основным показателям относятся выручка, маржинальный доход, коммерческие издержки, операционные издержки, операционная прибыль и прибыль после начисления амортизации, а также чистая прибыль. Эти показатели мы считаем как в целом на компанию, так и на единицу продукта. У нас это час работы.
Ко второй группе у нас относится оборачиваемость дебиторской задолженности, остаток дебиторской задолженности к среднемесячной выручке, оборачиваемость кредиторской задолженности, уровень незавершенного производства к выручке. Эти показатели позволяют улучшить обеспечение бизнеса денежными средствами.
К нефинансовым показателям относится фонд доступного рабочего времени и коэффициенты утилизации времени (базовый / коммерческий / оплаченный).
Могут ли консультации, нетворкинг, менторство и конференции ускорить рост агентства: риски, ограничения, лучшие и худшие практики
Спикер: Алексей Раменский, Tagline/agency2agency, управляющий партнер
Продолжительность: 58 мин.
Ссылка на доклад: Youtube Spectr
Я заинтересован, чтобы агентства росли быстрее. Ситуация на нашем рынке уникальная — мы конкурируем не друг с другом, а боремся с некомпетентностью заказчика или с неразвитостью цифровых продуктов.
Я вижу большую взаимосвязь между тем, как развивается компания, и к чему она в итоге приходит. Большинство основателей совершенно не так представляет влияние своих решений на результат. При этом есть пути, которые более-менее точно приводят к нужному результату.
Люди не знают, чего они хотят, и не знают, как это делать. Чаще всего хорошо работает схема, когда ты сначала впитываешь знания про то «как», а уже потом понимаешь «зачем». И так несколько раз. Благодаря тому, что наш рынок не сильно конкурентен, то всегда можно спросить у более опытных коллег и они расскажут. Менее опытные порой не спрашивают ничего в силу своего тщеславия.
Я также провел много M&A-сделок и хорошо вижу, как те или иные решения влияют на капитализацию компании. Чтобы у вас работало так же, как у других чаще всего это просто надо скопировать. Это правда не дает покоя творческих людям, так как в нашей стране почему-то принято считать разработчиков творческими людьми. И эти люди не хотят проверять гипотезы, делать из них выводы.
Нашему рынку не хватает умения прикладывать усилия в нужный момент и переключаться на что-то следующее при достижении пика. И главное понимать, что все, что вы делаете — кто-то уже делал до вас. Огорчает, что фаундеры набивают шишки сами вместо того, чтобы пользоваться заемным опытом.
Ты представляешь собой примерно то, что в среднем представляют люди из твоего круга общения — кто-то должен тянуть тебя наверх.
Порой, чтобы понять как расти, необязательно общаться с другими основателями — можно смотреть, как внутри клиента растут другие компании, и перенимать этот опыт. Такой компанией мне представляется Globus.
Чтобы, например, зарабатывать 100 миллионов, а не 20, нужно принимать такие решения, которые принимают люди, которые их уже зарабатывают.
Ресурсы (команда, связи, деньги, портфолио, клиенты) тоже важны, но вторичны, особенно в бизнесах с выручкой до миллиарда рублей.
Лучше всего выбирать тех, кто проходил тот же путь 2-3 года назад. Хорошо, если вы примерно одного возраста.
Чтобы быть интересным для ментора нужно:
- иметь живые деньги;
- быть готовым отдать долю;
- предоставить ментору критически важные услуги;
- быть полезным и интересным.
На большинство вопросов уже есть ответы. Но для получения ответа на некоторые из них нужно быть человеком с известностью и репутацией (хотя бы в узких кругах), поэтому находиться в изоляции не эффективно, даже если ты поклонник «своего пути».
Зачем нужны консультации и менторство, если все проблемы «в голове»?Затем и нужны — самые результативные консультанты чаще всего работают с ограничениями, страхами и над трансформацией привычек. Получать от консультанта «рыбу» в виде помощи с конкретными заказами и другой операционкой (а не «удочку») — не очень дальновидно в долгосрочном плане. Гораздо продуктивнее разобраться в том, как принимать решения в различных ситуациях и трансформировать себя под свои ключевые цели.
Сумбурные мысли после 2-4 лет программы менторства agency2agency:
- компании часто не знают, что им на самом деле нужно, и ставят перед собой и перед ментором мифические цели;
- никто не понимает, как построение финплана и отчета влияет на эффективность управления компанией и на ее рост;
- часто компании начинают считать, что они сами все придумали и достигли тех результатов, к которым привело менторство, и пытаются избавиться от ментора, потому что считают его ненужным;
- чем меньше фаундеров и чем понятнее отношения между ними, тем проще проводить важные управленческие решения;
- почти невозможно спрогнозировать, как компания будет реагировать на менторство;
- желание ментора повлиять на принятие стратегических решений или управление финансами компании компании часто воспринимают как агрессию и вмешательство во внутренние дела;
- фаундеры небольших компаний часто не понимают, зачем им платить себе дивиденды, и живут преимущественно на ЗП директоров, а 100% прибыли вкладывают то, что они считают развитием;
- компании, которые начинают сотрудничество с вопросов про то, что мы вот отдадим часть компании, а вы нас потом кинете обычно, не особо растут в партнерстве с программой, на протяжении работы сами не исполняют свои обязательства и в итоге молча сливаются;
- компании, которые более активно внедряют нас в свои процессы, привлекают к принятию решений, имеют более прозрачную отчетность и бОльший рост;
- чем глубже наше погружение в компанию, тем больше рост и изменения.
Норматив Раменского
- 5-10 постоянных клиентов (не 40, и не 200);
- выручка на одного клиента - 7-20% от общей выручки компании;
- средний размер годового контракта - 3+ млн рублей (10 - реально, 50 - бывает);
- норматив для проектов, которыми вы занимаетесь: доходность, маржинальность, удобство работы с клиентом, уровень прокачивания команды;
- основная точка роста выручки компании - сотрудник или связка сотрудников, благодаря которым клиент может вырасти внутри вашего агентства и масштабировать свой проект;
- забывайте про лиды, знайте свое позиционирование, активно его доносите, заходите к конкретным клиентам самостоятельно - не нужно ничего ждать;
- производящий сотрудник продается с коэффициентом не меньше 4 почти фултайм при аутсорсе и 2,5-3 при аутстаффе;
- не существует регионально заказчика (кроме редких исключений);
- нужно прокачивать и мотивировать сотрудников на проектах (очень сложно нанимать и учить на чистом аутстаффе).
Секретная активность от Алексея Раменского
Модератор: Алексей Раменский, Tagline/agency2agency, управляющий партнер
Продолжительность: 50 мин.
Ссылка на доклад: Youtube Spectr
В чем произошли основные изменения в феврале-марте у вас?
Сергей Костин (BSL): Изменения были в марте. Я хочу быть реалистом и я вижу, что объем рынка сокращается. У нас были и сокращения сотрудников и доборы, но я понимаю, что мои фантазии по росту пока не исполняются. В этом году скорее всего роста не будет.
Дмитрий Чистяков (Webest): У нас рост в рекламном юните за счет экспертизы по работе с отечественными рекламными площадками. Это ситуация стала для нас пинком, чтобы вырасти в людях.
Федор Селиванов (Creative): В 2021 году у нас была цель уйти от моноклиентизма, чтобы один из клиентов не занимал более 30% оборота. Выполнить не вышло, так как клиент рос постоянно. Но в феврале этот клиент сократился сам. Людей пришлось подсократить. Вырос бенч. С июня началось восстановление.
Виктор Рындин (Wemakefab): Мы поняли, что произошло что-то нехорошее в марте, когда практически весь аутстафф сократился. Аутсорс практически без изменений, но были заморозки или перенос старта работ. Летом началось оживление. В основном это аутсорс. Аутстафф тоже стал возвращаться, но ставки низкие пока.
Сергей Анчутин (Doubletapp): У нас значительная часть выручки валютная, и в марте нам было хорошо, а потом стало так себе из-за курса. Мы потеряли больше иностранных заказчиков, чем российских из-за того, что у них были русские инвесторы.
Ольга Вязовикова (65apps): У нас в марте были две волнительные недели, когда клиенты не понимали, продолжать разработку или сворачивать бюджеты. В итоге, мы потеряли одного крупного клиента, который ушел во внутреннюю команду. В апреле мы его заместили другим клиентом. Мы понимаем, что наш план вырасти в три раза рухнул. Нам пришлось убрать партнерские ресурсы и заменить своими. Сейчас мы прогнозируем рост в 10% от года к году.
Есть ли у вас план на ближайшие месяцы, который защитит вас от переменчивой среды вокруг?
Сергей Костин (BSL): Мы переориентировали наш бизнес-юниты на новые метрики. У нас стало больше именно финансовых метрик. Также мы активно проверяем гипотезы на иностранных рынках.
Дмитрий Чистяков (Webest): Стали активно развивать аутстафф-направление. В мобильной разработке стали применять кросс-платформенный стек. Особенно февральские события на нас не повлияли.
Федор Селиванов (Creative): Мы закрыли офис в Питере, и это была реакция на изменения. Сейчас мы выделяем экспертизу по HR в отдельный юнит и планируем предлагать услуги по подбору. Еще активно продвигаем свой учебный центр, что позволит снизить стоимость привлечения.
Виктор Рындин (Wemakefab): Мы осторожно попробовали расширить стек, но успехов не достигли. Мы снизили плановую рентабельность, что нам позволили больше вложить в маркетинг и PR, так как планируем больше активности делать на конечного клиента. Еще мы планируем запустить проект для рынка.
Сергей Анчутин (Doubletapp): Мгновенной реакцией на события был релокейт в Армению. Стало очевидно, что не стоит держать людей, не способных расти. Сократили расходы на внутренние проекты.
Ольга Вязовикова (65apps): Все изменения у нас были эволюционные и события февраля послужили триггером для быстрого их исполнения. Мы поняли, что продуктового направления у нас пока не будет. Начали осваивать восточное направление: Эмираты и Киргизия.
Опубликовали подробный отчет о конференции Ural Digital Weekend: https://vc.ru/dev/495749-podrobnyy-otchet-o-it-konferencii-ural-digital-weekend — там есть все записи докладов, презентации, фотографии, отзывы, планы на будущее
Не смогла пока дочитать до конца, но спасибо коллегам за материалы!!! Очень интересно. На само мероприятие попасть у меня не получилось, а жаль((( Поэтому +100500 к карме за такие материалы в статье!
Спасибо коллегам за такое скрупулезное саммари и просто титанический труд)
А вот здесь можно посмотреть антикризисную презентацию Руслана Ишмухамедова: https://docs.google.com/presentation/d/1Sx0rSARrlLfqy6rv8DryTWhZKmcQL1SZg10UsptyhYQ/edit#slide=id.gf469fad41f_0_12
Не прочитал. Но отметил на будущее)
Мощно. Масштаб работы внушает. В ходе рабочего дня нет времени такое прожевать, сохранил в закладки. Благодарю.
Какой формат прекрасный! Спасибо большое!
Объемно! Спасибо за труд)