Управление сервисной IT-компанией: набор рекомендаций для управления простоями и проектного сопровождения в аутстаффинге

24 ноября IT-кластер ARDA провел презентацию отраслевого стандарта для компаний, работающих по аутстаффинг-модели. В рамках презентации состоялась панельная дискуссия с участием экспертов рынка заказной разработки. В этом материале собраны ключевые тезисы из обсуждения.

Почему важно управление простоями и проектное сопровождение

Одно из ключевых преимуществ аутстаффинга перед наймом или даже классическим аутсорсингом — это скорость подбора и подключения людей к проекту. Чтобы обеспечить эту скорость, на стороне поставщика обязательно должны быть внедрены соответствующие процессы.

В основе управления простоями находится реестр свободных ресурсов — это таблица, которая отображает, какие специалисты, когда и на каких условиях могут подключиться к проекту. Документ содержит ссылки на резюме специалистов. Эти документы должны поддерживаться в актуальном состоянии.

Начало сотрудничества и онбординг специалиста тоже состоит из набора обязательных этапов — установочной встречи, проверки доступов, настройки окружения, создания тестового коммита и т.д. Вся информация о проекте должна поддерживаться в актуальном состоянии на стороне поставщика на протяжении работы.

Помимо этого необходима процедура офбординга специалиста при завершении проекта или замене. Наличие этих процессов позволяет существенно сократить коммуникационные и операционные издержки на всех этапах оказания услуги.

Зачем индустрии стандарты

В классическом аутсорсинге заказчик платит за результат, и исполнитель сам решает, как его достичь. В аутстаффинге заказчик платит за процесс — ответственность за результат остается на заказчике, а обеспечение дисциплины — на поставщике. По этой причине аутстаффинг проще стандартизировать, чем аутсорсинг.

Услуга нуждается в стандартизации, так как в одну проектную команду могут подключаться специалисты от нескольких поставщиков одновременно. Чем синхроннее этот процесс, тем меньше административной нагрузки ложится на заказчика, а значит, и сама модель становится эффективнее.

Во время кризиса стандартизация услуги особенно актуальна, так как компании хотят минимизировать риски, связанные с привлечением сотрудников в штат.

Консолидированный рынок со стандартизированными подходами к оказанию услуги поможет заказчикам оценить все преимущества аутстаффинга перед традиционным наймом.

Управление сервисной IT-компанией: набор рекомендаций для управления простоями и проектного сопровождения в аутстаффинге

Состав стандарта

Стандарт — это готовый набор рекомендаций, направленный в первую очередь на компании, которые планируют запустить услугу, но также будет полезен и тем, кто уже практикует такой формат.

Релиз 1.0 был посвящен теме учета времени сотрудников, и подробнее о нем мы писали в предыдущем материале.

Два новых релиза стандарта включают в себя 13 документов, которые охватывают следующие темы:

  • Общие принципы управления простоями и проектного сопровождения

    Правила бенч-менеджмента, актуализации информации о проекте и т.д;

  • Схемы бизнес-процессов

    Обновление резюме, онбординг и офбординг, развертывание ПО;

  • Чек-листы
    Что нужно запросить перед стартом проекта и при его завершении;
  • Шаблоны документов
    Рекомендации по оформлению CV, реестра ресурсов, карточки проекта.

Стандарт доступен всем членам ассоциации. Это первая версия, и участники могут вносить свои предложения по доработке и улучшению документов стандарта или стать полноценными контрибьюторами.

Ключевые тезисы из презентации

Презентация стандарта прошла в формате панельной дискуссии. Модератором выступил руководитель кластера Артем Салютин, CBDO Work Solutions. Далее приведем главные тезисы и цитаты экспертов-участников.

Многие сервисные компании ведут свой реестр ресурсов. В этом документе заказчик может легко отобрать подходящих кандидатов по ключевым параметрам (стек, ставка, опыт), не открывая резюме.

В основном реестр публикуется в виде google-таблицы, но некоторые разрабатывают собственное решение:

Нам не хватало аналитики, поэтому мы создали свою систему для хранения резюме. Теперь сейлз может посмотреть, перешли ли по ссылке или нет. Какой партнер заинтересован, какой канал работает, а какой нет. Можем посмотреть аналитику за весь период публикации или за последнюю неделю, и это очень помогает.

Алексей Сорокин, CEO SoftLex

Мы пробовали создать маркетплейс для аутстаффинга. Но как показала практика, подбор специалистов — сложный, многоступенчатый процесс, который требует много ручной работы. Поэтому мы перепрофилировали свое решение в бесплатный каталогизатор резюме.

Андрей Морозов, CEO Firecode

Реестр выполняет функцию витрины, но полноценным инструментом продаж не является. Предложение подбирается под конкретного клиента. Это касается как подбора по требуемому уровню кандидатов, так и стоимости. Однако это не мешает включать в документ дополнительные условия для усиления предложения.

У прямого поставщика ресурсов больше возможностей для маркетинговых ходов, чем у агентства-посредника. Можно предлагать скидки на определенные конфигурации команд, динамическое дисконтирование от размера команды и т.д. Даже если этого нет, часто можно договориться, так как простой специалистов обходится дороже частично упущенной прибыли.

Андрей Лядков, CEO Staff-Hub

В реестр ресурсов заносятся не все сотрудники компании, а только те, кто уже находится в простое, либо освобождается в ближайший период. При этом очень важно держать реестр в актуальном состоянии.

Отпуска желательно согласовывать заранее, и вносить эту информацию в реестр. Это поможет заказчику заранее планировать загрузку подключаемого разработчика.

Если в ближайшие 2-3 месяца запланирован отпуск, то мы это указываем в таблице. Если у человека проект закончился, а новый ещё не начался, то мы просим его взять отпуск раньше, чтобы минимизировать переключения.

Алексей Цыкарев, CEO Spectr

Аналитика ресурсов также влияет на принятие решений по оценке уровня специалиста. В ряде компаний сотрудника увольняют, если он регулярно не проходит собеседования. Если до собеседований дело не доходит, то это повод пересмотреть само резюме: добавить описание проектов, образование или другие данные.

Чтобы избежать хантинг специалистов, нужно ответственно подойти к оформлению CV.

Рекомендуется не указывать фамилию полностью, достаточно первой буквы. При этом не прибегать к численно-буквенным идентификаторам при внешней коммуникации.

Профессионально сделанное деловое фото в резюме положительно влияет на конверсию, но при этом и по фотографии можно найти контактные данные специалиста.

Иногда заказчики в процессе отбора кандидатов могут запросить ссылку на примеры кода разработчика. Сервисные компании обычно предоставляют код только в крайнем случае, так как с этим связан ряд проблем: код, как правило, относится к коммерческим проектам и не принадлежит поставщику, а по ссылке на публичный репозиторий можно получить контактные данные разработчика.

Надо понимать, что 80% задач — это горящие задачи, они довольно тривиальны, и там не до красоты кода. Поэтому примеры кода слабо отражают квалификацию специалиста. Это работает только как фильтр, чтобы сузить воронку если кандидатов слишком много.

Андрей Лядков, CEO Staff-Hub

Когда резюме отправлено в несколько мест одновременно, могут случиться конкурирующие продажи. Чтобы разработчика не позвали на несколько проектов одновременно, приходится ограничивать предложение и давать фиксированное время на обратную связь.

В прошлом году у разработчика могло быть за день 2-3 собеседования. В итоге стали фиксировать время на предоставление фидбека и ставить на паузу другие собеседования. Последние полгода спрос и предложение выровнялись, и проблема возникает реже. При продаже через партнеров также следует выяснять подробности проекта, чтобы резюме специалиста не ушло одному и тому же заказчику от разных агентств.

Алексей Цыкарев, CEO Spectr

Несмотря на то, что услуга аутстаффинга не предполагает проектного управления, и сотрудник встраивается в процессы заказчика, поставщик услуги должен обеспечить максимально комфортные условия для старта и завершения работ.

Первичный сбор информации для онбординга начинается еще на этапе пресейла: выяснение информации о проекте, стеке, процессах, составу команды; сбор информации об ответственных лицах со стороны заказчика, требованиях к отчетности, условиям оплаты и т.п. Это помогает на старте обратить внимание на потенциальные проблемы и отработать ожидания заказчика.

В зависимости от ваших процессов и используемых инструментов, каждый из этих пунктов должен быть расписан и покрыт инструкциями. Не во всех случаях можно полностью формализовать процесс, но эти документы будут помогать определить потенциальные риски.

Сам онбординг в основном сводится к проверке доступов к задачам и коду. Все остальное, как правило, выясняется в рабочем процессе на этапе продажи и проверки работоспособности формата услуги. Аутстаффинг подходит не всем заказчикам, а у некоторых заказчиков свои внутренние процессы, под которые придется подстроится.

Андрей Лядков, CEO Staff-Hub

Рекомендуется вести карточку проекта со всей информацией по процессам, ответственным лицам, проектным артефактам. Каждый раз, когда возникает вопрос по одному из пунктов, сотрудник всегда может обратиться к карточке проекта и не отвлекать команду заказчика на решение административных вопросов.

Поставщик несет ответственность за дисциплину исполнителей, но не всегда это можно делать в полной мере, так как у поставщика редко есть возможность заглянуть в проектный чат и убедиться, что нет проблем. Для этого желательно иметь внутренние проверки с исполнителями.

Чтобы можно было предупредить конфликтную ситуацию, мы проводим еженедельные срезы. Все исполнители собираются с менеджером, проговаривают сложности или делятся успехами. Так мы можем примерно представить, насколько хорошо идет контракт.

Алексей Сорокин, CEO SoftLex

Завершение работ на проекте является такой же важной задачей, как и все остальные. К сожалению, не все заказчики заблаговременно сообщают о завершении, и можно оказаться в неприятной ситуации, когда вас ставят перед фактом. Защищаться от потерь можно, прописав соответствующие пункты в договоре, но также важно работать с ожиданиями заказчика.

Регламентированная процедура офбординга позволяет отследить признаки того, что проект близится к финалу, и запустить процесс плавного вывода специалиста, а также договориться о формате и объеме консультаций для передачи знаний последующим участникам.

Чтобы получить доступ к документам и не пропустить предстоящие мероприятия, вступайте в Ассоциацию Развития Digital-Агентств ARDA. Если ваша компания занимается заказной разработкой, то у вас есть возможность познакомиться с единомышленниками и расширить сеть деловых связей внутри отдельного сообщества на базе ассоциации. Подробнее узнать о миссии и ценностях IT-кластера можно здесь.

17
1 комментарий

Спасибо за материал. Стандартизация нужна, упрощает жизнь и повышает качество

1
Ответить