Отраслевые решения 1С

Рассказываем о том, что такое отраслевые решения 1С и какой функционал в них есть

В ТОП отраслей по выручке в России из года в год традиционно входят: торговля, как основа всего, дальше идут производство, добыча полезных ископаемых, строительство, транспортировка и хранение, то есть логистика, транспортная и складская, энергетика. Для автоматизации бизнес-процессов в каждой отрасли существуют так называемые отраслевые решения 1С.

Отраслевые решения – это продукты фирмы «1С», направленные на максимальное соответствие потребностей в автоматизации. Их еще называют специализированными решениями. Исходя из основного названия можно догадаться, что эти программы написаны под определенные отрасли экономики: сельское и лесное хозяйство, производство, ТЭК, строительство, образование, культура, здравоохранение и многое другое.

При этом стоимость разработки и внедрения эффективной системы автоматизации на базе готового отраслевого решения «1С» значительно ниже, чем доработка типового решения «1С» под нужды заказчика или создание конфигурации с нуля. Отраслевые решения учитывают особенности конкретной сферы деятельности, включая различные внутриотраслевые регламенты и необходимые стандарты.

Это не значит, что типовая линейка продуктов «1С» не подходит для данной отрасли экономики, это значит, что у отраслевых решений функционал формировался конкретно под отрасль для решения специфических задач определенных сфер деятельности. И чем бы не занималась компания, у фирмы «1С» всегда найдется программа для ведения учета.

Состав приобретаемого отраслевого продукта немного отличается от приобретения программы из типовой линейки.

У отраслевых решений есть основная поставка и дополнительные лицензии, при этом дополнительные лицензии еще сопровождаются отраслевыми лицензиями (т.е. два набора лицензий).

«1С-Совместно» и «1C:Совместимо»

Есть решения, которые просто вы можете сами написать и назвать его отраслевым, но в действительности фирма «1С» сертифицирует отраслевые решения. И есть такой статус решения, как «1С-Совместно». Это наиболее качественные решения, которые проверены фирмой 1С, которые рекламируются на сайте фирмы «1С» и правообладателем которых является сама фирма «1С».

Ранее существовали только решения, называемые «1C:Совместимо». Это означает, что партнер разрабатывает решение, и фирма «1С» проверяет его на соответствие определенным правилам, которые прописаны у фирмы 1С, как стандарты качества типовых решений.

Почему 1С решила делать новый статус «1С-Совместно»? Дело в том, что бывает так, что дали статус 1C:Совместимо решению, а партнер его забросил, перестал сопровождать, или просто уволился специалист, и уже непонятно, кому это делать, или качество стало падать.

И чтобы поддержать качество решений, 1С создал статус «1С-Совместно». Оно означает, что на это решение права принадлежат фирме 1С, а партнер занимается сопровождением, внедрением и получает процент от любого проданного решения фирмы 1С.

Эти решения перечислены в каталоге на сайте 1С, поэтому при выходе очередного решения «1С-Совместно» выходят информационные письма, все партнеры знают, что есть такое решение, и это решение может продаваться через партнерскую сеть.

Любая фирма-франчайзи может купить решение «1С-Совместно», которое сделала другая фирма-франчайзи, с хорошей скидкой, аналогичной типовым решением фирмы 1С, и поэтому это выгодно и партнерам, и производителям решения.

Минусом для партнера можно считать то, что партнер, должен понимать, что авторские права будут принадлежать фирме 1С. Если он не будет сопровождать это решение на нужном уровне, фирма 1С может забрать это решение себе на сопровождение или передать на сопровождение другому партнеру.

Также существует статус «1С-Совместно. Лучший продукт».

Каждый год проводится конкурс, в котором фирма 1С определяет лучшие продукты в определенных отраслях и дает статус «1С-Совместно. Лучший продукт года». И это очень почетный статус. Естественно, клиенты понимают, что вот именно этот продукт нужно покупать, а не какой-то другой, потому что в действительности совместных решений в одной отрасли может быть несколько.

Отраслевые решения 1С для самых распространенных отраслей

Давайте рассмотрим некоторые отраслевые решения на практических примерах.

Рассмотрим 3 основных вида бизнеса современных предприятий: производство, торговля, услуги.

Производство – традиционно этот вид считается самым сложным, т.к. требует от предпринимателя наибольших усилий и затраты ресурсов.

Торговля – самый распространенный вид бизнеса на сегодняшний день.

Услуги – относительно молодой вид бизнеса. Сейчас он находится в России на стадии развития. Различные салоны красоты, фитнес-центры, парикмахерские, юридические фирмы и риэлторские конторы — это лишь малая часть сферы услуг.

Производство

Отраслевые решения 1С для сферы производства представляют собой комплексные программные продукты, специально разработанные для автоматизации бизнес-процессов данной отрасли. Они включают в себя модули, позволяющие контролировать и управлять всеми аспектами производственной деятельности – от планирования и закупок до учета и анализа результатов.

Одним из основных преимуществ отраслевых решений 1С для сферы производства является возможность интеграции со всеми участками предприятия. Они позволяют автоматизировать не только операционные процессы на производстве, но и управленческую деятельность, что значительно повышает эффективность работы предприятия.

Ключевые функциональные возможности отраслевых решений 1С включают:

· Планирование производства: создание оптимального графика работы, расчет потребностей в материалах и ресурсах.

· Учет материалов: контроль за поступлениями, списаниями и остатками материалов на складе или в процессе производства.

· Управление заказами: отслеживание статусов заказов, контроль за сроками выполнения и своевременная доставка готовой продукции.

· Анализ результатов: формирование отчетов о производственной деятельности, анализ эффективности использования ресурсов и прибыльности проектов

Основная программа в этой сфере - это «1С:ERP Управление предприятием».

Но помимо 1С:ERP есть много специализированных решений. Это, например, молокозавод, алкоголь, выпуск напитков, рыбопереработка, мясокомбинат, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, птицефабрика, металлургия, переработка отходов, фармпроизводство, химия, полиграфия, сельскохозяйство, железобетонные изделия и многое-многое другое.

В качестве примера рассмотрим пару решений из разных и очень специфичных подотраслей.

Полиграфия

Полиграфия – это очень развитая отрасль, это не только и не столько книги и журналы, это, прежде всего, упаковка. Вся упаковка товаров, реклама – это всё полиграфия.

Итак, в сфере полиграфии распространена конфигурация «Полиграфия 2. Модуль для 1С:ERP, 1С:КА, 1С:УТ», которая может использоваться совместно с другими отраслевыми решениями, разработанными на базе конфигураций: «ERP Управление предприятием», «Комплексная автоматизация» и «Управление торговлей. Редакция 11», образуя единую комплексную информационную систему предприятия. Это решение заменяет также снятые с продаж в 2019 г. продукты «1С:Оперативная печать», «1С: Широкоформатная печать».

Рассчитать плановую себестоимость издания: проанализировать все затраты, выявить отпускную цену издания и принять решение о прибыльности выпуска того или иного издания можно с помощью «1С:Издательство».

Птицеводство

Разработаны специальные решения не просто для сельского хозяйства, а именно для птицеводства.

«1С:Предприятие 8. ERP Управление птицеводческим предприятием» предназначен для автоматизации процессов управления и организации учета на птицеводческих предприятиях яичного и бройлерного направления замкнутого цикла, инкубаторно-птицеводческих станциях, в многоотраслевых холдингах, имеющих птицеводческие предприятия, на птицефабриках и птицеводческих комплексах. Решение позволяет организовать эффективный учет на птицеводческом предприятии, вести развернутый учет процессов инкубации, выращивания молодняка, осуществлять учет мясопереработки и т.п., а также формировать необходимую регламентированную и специализированную отчетность, в том числе отчетность АПК.

«1С:Птицеводство. Модуль для 1С:ERP» — отраслевое решения для автоматизации птицеводческих подразделений многоотраслевых холдингов, основным видом деятельности которых не является птицеводство, разработано на технологической платформе «1С:Предприятие 8.3».

Отраслевое решение «1С:Бухгалтерия птицефабрики» предназначено для автоматизации регламентированного и отраслевого учета на птицеводческих предприятиях яичного и бройлерного направления замкнутого цикла, на птицеплемрепродукторах, на инкубаторно-птицеводческих станциях, в многоотраслевых холдингах, имеющих птицеводческие предприятия. Конфигурация «Бухгалтерия птицефабрики» разработана на основе типовой конфигурации «1C:Бухгалтерия предприятия» и позволяет организовать эффективный учет на птицеводческом предприятии.

Торговля

Одними из наиболее востребованных отраслевых решений 1С являются программные продукты для сферы торговли. Эти решения позволяют автоматизировать все процессы, связанные с управлением торговым предприятием.

В состав таких решений входят модули для учета товарного запаса, поставок и закупок, продаж и клиентского обслуживания. Благодаря интеграции с онлайн-платформами и электронными кассами системы 1С позволяют осуществлять оперативный контроль над всеми этапами торгового процесса.

Отраслевые решения 1С для сферы торговли также включают возможности для анализа данных и формирования отчетности. Аналитические инструменты позволяют выявить тренды и прогнозировать спрос на товары, что помогает оптимизировать закупки и управление складом.

Кроме того, системы 1С поддерживают работу с различными видами расчетных документов и форматами электронных обменов, что обеспечивает эффективное взаимодействие с поставщиками и партнерами.

Отраслевые решения 1С для сферы торговли являются надежными и удобными инструментами, которые помогают оптимизировать бизнес-процессы и повысить эффективность работы любого торгового предприятия.

В этой отрасли есть универсальное решение для любого торгового предприятия. Это «1С:Управление торговлей 8».

Для небольших магазинов розничной торговли идеально подходит «1С:Розница 8», в ней есть специализированный интерфейс кассира, подключается различное торговое оборудование.

В 1С:ERP тоже есть торговля. Есть еще такие решения, как, например, «1С: Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)», то есть УТ плюс CRM. Решение «1С: Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)» специально создано для торгово-сервисных компаний, которые строят систему управления бизнесом в соответствии с концепцией CRM.

Но есть и специализированные решения для отдельных видов торговли. Например, это салоны оптики, аптеки, торговля алкоголем, в которой нужно учитывать акцизы, ЕГАИС и прочую специфику, одежда и обувь и др.

Автозапчасти. Тоже отдельная система, потому что есть централизованная база данных автозапчастей, по принципу какие запчасти к каким автомобилям существуют.

Для мобильной торговли сделаны специально мобильные приложения.

Аптеки

«1С:Розница 8. Аптека» – готовое отраслевое решение для автоматизации аптек и аптечных пунктов. Применяется для автоматизации розничных продаж лекарственных препаратов и сопутствующей продукции в аптеках и аптечных пунктах, ведения оперативного учета по сериям лекарственных препаратов, контроля фальсификации и сроков годности, правил ценообразования, предельных наценок на жизненно-необходимые и важные лекарственные препараты (ЖНВЛП).

Подходит как для автоматизации одиночных аптек, так и аптек, входящих в торговые сети.

Какая же там специфика? Вот вам пример типичный, почему отраслевое решение важно именно для определенных отраслей.

Поддержка онлайн-касс? Это есть и в основной рознице. И справочная информация, маркетинг, управление запасами, складом, это все есть и в рознице, это все нужно для аптеки. Но в «1С:Розница 8. Аптека» есть своя специфика.

Во-первых, обмен с федеральной государственной информационной системой ФГИС:МДЛП.

Во-вторых, серийный учет лекарственных препаратов, то есть лекарственные препараты учитываются по сериям. Помимо серийного учета есть еще и маркировка. Для учета жизненно важных лекарственных препаратов есть отдельная схема учета.

Некоторые аптеки занимаются производством лекарственных форм, поэтому в конфигурации «Аптека» реализован учет производства лекарственных форм при помощи документа «Изготовление лекарственных форм», в котором указываются:

- Рецептурная пропись;

- Наименование производимой лекарственной формы;

- Количество изготавливаемой лекарственной формы;

- Составляющие (перечень лекарственных препаратов, идущих на изготовление лекарственной формы);

- Сумма дополнительных расходов.

В решении реализована возможность загрузки номенклатуры с ИТС-медицина. Для чего это нужно? Например, приходит в аптеку поставка аспирина. Аспирин делится на виды в зависимости от производителя и ценовой категории, потому что есть дорогой, есть дешёвый и т.д. Вот загрузка номенклатуры позволяет правильно принять поступившее в аптеку лекарство.

Если в обычном магазине когда приходит новый товар, вы должны считать штрих-код, занести в базу этот товар как новый и присвоить ему этот штрих-код. Но для аптек создана специальная база номенклатуры с уже готовым штрих-кодом. Вы его загружаете, и когда вы считываете препарат, даже если он у вас ещё не продавался, он уже у вас есть в базе, потому что он есть в специальной номенклатурной базе.

Сфера услуг

Современные решения «1С» для сферы услуг оптимизируют весь комплекс работ по планированию, оказанию и анализу выполнения услуг, помогая удержать уже имеющихся клиентов и эффективно привлекать новых, что является основной задачей организаций этой сферы.

Выбор подходящей системы зависит от конкретных потребностей организации.

Внедрение ПО «1С» решает следующие задачи:

· Сокращение времени на выполнение рутинных задач.

· Анализ и учет потребностей клиентов.

· Контроль финансовых показателей организации.

· Контроль эффективности оказания услуг и оперативное получение обратной связи от клиентов.

· Планирование акций и формирование бонусной программы лояльности клиентов.

· Внедрение гибкой системы мотивации и расчета с персоналом.

На отдельных примерах рассмотрим, какие преимущества получает организация, занимающаяся оказанием услуг населению, при внедрении соответствующего ПО «1С».

Складская логистика

«1С-Логистика:Управление складом» — это система автоматизированного принятия решений и позволяет повысить эффективность его работы, а именно:

- оптимизировать использование площади склада;

- сократить затраты на хранение товара на складе;

- сократить время проведения всех складских операций;

- сократить количество ошибочных складских операций;

- повысить точность учета товара;

- избежать потерь, связанных с ограниченным сроком реализации товара;

- уменьшить зависимость от «человеческого фактора».

Подходит для складов любого размера и типа: от небольшого склада-магазина до крупного распределительного центра или склада готовой продукции промышленного предприятия в самых разных отраслях.

«1С:WMS Логистика.Управление складом» — это система, предназначенная для автоматизации управления всеми процессами на складах в режиме реального времени. В системе возможен учет одного физического склада. Если нужно работать на нескольких, необходимо создавать несколько информационных баз с возможным обменом между собой дублирующейся информацией.

«1С:WMS Логистика. Управление складом» предназначена для управления процессами складской грузообработки в режиме реального времени, а именно:

- получения актуальной информации об остатках товара на складе в режиме онлайн;

- оптимизации товарных потоков на складе;

- управления и оптимизации приемки, размещения, перемещения, отбора, отгрузки и прочих складских операций;

- контроля работы складского персонала.

В управлении складом очень много особенностей:

· Разгрузка, то есть приехала машина, её надо разгрузить

· Идентификация, то есть что это за товар привезли, его нужно отсканировать, принять

· Маркировка, то есть мы должны отштрихкодить пришедший товар, это, с одной стороны, маркировка, а ещё есть маркировка, которая сейчас со стороны государства ведется, нужно учёт маркировки делать по некоторым видам товаров.

· Контроль качества, как при приёмке, так и при отгрузке. Мы должны проконтролировать, что товар пришёл надлежащего качества.

· Сроки годности. По FEFO отгрузке «First Expired, First Out» товар уходит по срокам годности. Это означает, что в ячейках товары должны быть промаркированы таким образом, чтобы забрать сначала те, у которых срок годности кончается раньше. Соответственно, надо понимать, в какой ячейке те или иные товары лежат, потому что на них это не написано.

· Ячеечное размещение с чётким пониманием того, где какой товар лежит, какого срока годности, какой партии.

· Сертификаты – тоже нужен учет, каждая партия имеет свои сертификаты, и надо их тоже учитывать, если товар подлежит сертификации.

· Инвентаризация склада, радиометки – тоже широко распространенная сейчас тема, когда товары помечаются радиометками, можно инвентаризацию проводить намного проще в автоматизированном режиме.

· Тарификация, переоценка товара. Например, товар немного полежал на полках, он уже может по другой цене продаваться. Или он долго лежит, морально устарел, это часто бывает с оборудованием.

Склад – это особая тема для автоматизации, тем более с внедрением современных беспроводных технологий.

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство — это сложный многофункциональный комплекс, в котором представлено управление жилищным фондом, снабжение ресурсами (водой, электричеством и пр.), благоустройство населенных пунктов и многое другое. Поэтому для автоматизации процессов в данной отрасли представлены как модули для типовых решений, так и отдельные отраслевые решения с узкой специализацией.

«1С:Управляющая компания ЖКХ. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2» — отраслевое решение для автоматизации основных бизнес-процессов организаций, управляющих многоквартирными домами (МКД).

Продукт состоит из следующих основных функциональных подсистем:

- Учет жилого и нежилого фонда;

- Работа с жильцами;

- Благоустройство и ремонт.

«1С:Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК». Решение разработано на основе типового продукта «1С:Бухгалтерия 8» и предназначено для организации эффективного управления предприятий ЖКХ и ТСЖ малого и среднего уровня.

«1С:Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ» – современный программный продукт, автоматизирующий расчет начислений по квартплате, коммунальным услугам, а также бухгалтерский и налоговый учет предприятиями жилищно-коммунальной отрасли.

«1С:Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ» – это решение, которое максимально отвечает типовым задачам различных организаций сферы ЖКХ:

- управляющих компаний;

- товариществ собственников жилья;

- расчетно-кассовых центров;

- жилищно-эксплуатационных управлений;

- абонентских отделов поставщиков услуг (тепловые, газовые и электросети, водоканалы и другие) и сводит к минимуму возможные дополнительные затраты на внедрение, поддержку и доработку программы для расчета квартплаты, коммунальных услуг и ведения бухгалтерского учета в ЖКХ.

Решения по управлению теплосетями и водоканалом представлены широкой линейкой программ типа «1С:Предприятие 8. Управление тепловодоканалом 2» — отраслевого решения для автоматизации ресурсоснабжающих предприятий, оказывающих услуги теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения.

Фитнес-центры

Отраслевые решения 1С чрезвычайно разнообразны, и степень сложности освоения отраслевого решения также варьируется. Например, «1С:Предприятие 8. Фитнес клуб» предназначено для автоматизации управленческого и оперативного учета в фитнес центрах, фитнес клубах, велнес центрах, йога студиях, бассейнах, спортивных комплексах, оздоровительных учреждениях. Разработчиками были учтены результаты внедрения и эксплуатации конфигурации в более чем 850 предприятиях отрасли, поэтому решение позволяет:

· Сохранять детальную информацию о членах клуба;

· Использовать пластиковые карты для идентификации клиентов;

· Управлять видами членства и пакетами услуг;

· Вести учет посещений клиентов;

· Осуществлять запись на персональные и групповые тренировки;

· Работать с корпоративными клиентами;

· Управлять персоналом;

· Вести учет финансов;

· Проводить маркетинговые мероприятия

· И многое другое.

Страховые компании

«1С:Предприятие 8. Страховая компания» предназначено для комплексной автоматизации деятельности страховых компаний, в решении:

· Учитываются актуальные требования Центрального банка РФ, других регулирующих организаций.

· Ведется учет всех операций по ЕПС, ОСБУ.

· Упрощается подготовка к сдаче регламентированной отчетности, оформление счетов, договоров страхования и прочей документации.

· Содержатся типовые формы бланков строгой отчетности.

Отраслевое решение для страховых компаний дает возможность сохранять информацию обо всех заявках, клиентах, контрагентах, договорах.

Если вы решите внедрить «1С:Предприятие 8. Фитнес клуб», вам хватит одного вечера, чтобы понять, как это работает, потому что там ничего сложного. Если вы решите внедрить «1С:Предприятие 8. Страховая компания», вам обязательно нужен будет специалист по страхованию, который разбирается в автоматизации страховой компании.

В курсе аналитика 1С CORS Academy есть отдельные мастер-классы по автоматизации различных отраслей. Поэтому после окончания обучения на курсе у вас не будет проблем с тем, чтобы подобрать нужное отраслевое решение для конкретного предприятия.

© Илья Отькало

Подписывайтесь:

Канал руководителей IT компаний и подразделений, CIO, СDO, CDTO https://t.me/cio_channel

CIO. Сообщество IT руководителей https://vk.com/cio_club

информационно-развлекательные каналы GoodIT:

ВКонтакте: https://vk.com/goodit_channel

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда