Обучение в ИТ. Мифы про ИТ-образование и ответственность работодателя

Дефицит квалифицированных кадров на отечественном ИТ-рынке давно перестал быть новостью. Российские компании-разработчики активно затрагивают вопросы как недостаточности подготовленных специалистов на рынке труда, так и недостаточную квалификацию их подготовки образовательными учреждениями.

Обучение в ИТ. Мифы про ИТ-образование и ответственность работодателя

Сложно и дорого

Считается, что качественное ИТ-образование получают только в вузах, однако статистика показывает, что ИТ-направление не так уж популярно среди самих абитуриентов. Конкурс на бюджетное место в топ вузах пять-десять человек на место, а в региональных даже ниже – три-пять человек, тогда как на других направлениях (гуманитарные науки, медицина, юриспруденция и т.д.) конкурс может достигать 10-50 человек на место. Почему же выпускники не идут учиться в ИТ?

В первую очередь абитуриенты отмечают сложность обучения. Действительно, для успешной учебы на ИТ-направлении нужно хорошо владеть школьной программой по профильным предметам и серьезно увлекаться технологиями. При этом качество самого образования оставляет желать лучшего: по статистике лишь 50% выпускников ИТ-направлений могут найти работу по специальности. Как правило, их полученное образование не соответствуют требованиям работодателя, а для благополучного трудоустройства кроме, собственно, диплома, нужны личные проекты и знание современных технологий и инструментов, с которыми – в рамках существующего подхода к обучению – российские ВУЗы помочь не могут.

Еще одно препятствие для абитуриентов – страх и недоверие по отношению к информационным технологиям. В основном, неуверенность в современных ИТ характеризует представителей старшего поколения, однако именно они несут ответственность за выпускников и влияют на принятие решения о выборе направления. Помимо этого, в школах не уделяют достаточно внимания информатике и подготовке школьников к потенциальной карьере в ИТ.

Многих отталкивает и высокая стоимость ИТ-образования. В среднем обучение в российском вузе по направлению «Информационные технологии» будет стоить 155 тыс. рублей в год – для регионов со средним доходом 35 тыс. сумма довольно крупная. Безусловно, перспектива таких расходов отпугивает большую часть абитуриентов и их родителей.

Развеиваем мифы

Обучение на ИТ-направлении в вузе нельзя назвать самым простым, но сложность учебного процесса сильно преувеличивается. Да, 50% выпускников ИТ-направления не могут найти работу по специальности, однако, в целом, по всем остальным направлениям подготовки не могут трудоустроиться после выпуска целых 40%. Не стоит забывать и о том, что ИТ-специалисты – это не только программисты, но и тестировщики ПО, «электронщики», способные разбирать и чинить ИТ-оборудование, а также специалисты в области данных. То есть абитуриенты с желанием «войти в айти» вполне могут выбрать себе специальность с комфортным порогом вхождения и подходящим профилем.

Высокая стоимость и продолжительность традиционного ИТ-обучения в ВУЗе компенсируется большим количеством развивающихся boot-camps и других форматов краткосрочного обучения. Конечно, при поиске альтернативного обучения необходимо ориентироваться на отзывы выпускников, процент трудоустройства и компании, в которые трудоустраиваются выпускники после окончания курса. Помимо псевдо-курсов «Python за 3 дня» существует множество действительно профессиональных программ обучения, рассчитанных на длительный срок и глубокое погружение в мир ИТ. Отдельную нишу занимают бесплатные курсы от работодателей, которые по итогам прохождения курса готовы трудоустроить выпускников.

Растим кадры

Денис Синицын, директор тренинг-центра Ауриги, уверен, что проблему непопулярности ИТ-направления нужно решать со школьной скамьи:

Раньше ИТ-компании работали со студентами третьего-четвертого курсов университетов, которые не только определились с направлением образования, но и уже получили базовые знания в предметной области. Сейчас в этой нише наблюдается огромная конкуренция между работодателями, поэтому внимание ИТ-компаний должно распространяться и на студентов младших курсов, а то и старшеклассников. Важно прививать школьникам интерес к информационных технологиям, тем самым повышая популярность ИТ-профессий и статус компании как потенциального работодателя.

Денис Синицын

При этом нужно понимать, что вузы в России не являются единственным источником квалифицированных кадров. Точных цифр пока нет, но считается, что российские вузы сейчас выпускают лишь около 50-80 тысяч ИТ-специалистов в год, тогда как ежегодная реальная потребность рынка лежит в диапазоне от 150 до 500 тыс. Поэтому популяризация ИТ-специальностей должна быть ориентирована не только на школьников, но и на зрелых специалистов, имеющих непрофильное образование. Многие боятся переквалификации. Одно из наиболее серьезных препятствий заключается в том, что только люди с особым складом ума могут работать в ИТ. Многие до сих пор пребывают в заблуждении, что программирование — это своего рода магия, а не тренируемый набор практических навыков и знаний.

Также, к сожалению, многие ИТ-компании с подозрением относятся к кандидатам среднего и старшего возраста с начальным образованием в области ИТ. Работать с этими предубеждениями, как потенциального кадрового резерва, так и самих работодателей – это задача ИТ-компаний. Это требует проактивной позиции и избавления от вредных и ошибочных предубеждений.

Аурига уверена, что текущий кадровый дефицит в итоге заставит компании брать на себя роль куратора, помощника в принятии решения для желающих войти в мир ИТ. Ведь успешно освоить ИТ-специальность могут намного больше людей смежных (и не только) специальностей и решить проблемы кадрового голода. Для этого ИТ-компании должны брать на себя большую ответственность и демонстрировать готовность к экспертному сопровождению начинающих специалистов, независимо от их возраста и прошлого опыта.

11
Начать дискуссию