Про плохой и хороший дизайн

– Зачем усложнять? Я вот скачал себе Canva на телефон, взял шаблон и за 5 минут замутил готовый дизайн.

– Не понимаю зачем эти ваши Фигмы, Фотошопы, у меня разноцветные фильтры в Инстаграме.

– Монтаж в Final Cut? Это что такое, у меня CupCut, там есть прикольные эффекты и блестки.

– Зачем нанимать дизайнера, если можно зайти в Midjourney?

Сложно объяснить таким людям почему всё это — вообще не про дизайн. Да, мы живем в то время, когда любой ребенок может вести свой блог в модном оформлении, а картинки генерирует нейросеть. Но разговоры о том, что дизайнеры больше не нужны – глубокое заблуждение. И вот почему:

Дитер Рамс — немецкий промышленный дизайнер, ведущий дизайнер фирмы Braun, представитель минимализма в промышленном дизайне.
Дитер Рамс — немецкий промышленный дизайнер, ведущий дизайнер фирмы Braun, представитель минимализма в промышленном дизайне.

Безусловно, для быстрого создания привлекательной картинки без навыков владения профессиональным софтом, отлично подойдут различные сервисы с шаблонами для соц. сетей, простенькие фоторедакторы и мобильные приложения. Но результат работы в таких сервисах нельзя назвать уникальным продуктом – это лишь калька с чужой идеи, навязанной как «эталонный» стиль. В действительности же, дизайн – это куда более сложное понятие, которому насчитывается менее 2 сотен лет. До этого люди использовали иные термины, однако их суть отличается не так значительно.

Дизайн – это не только красивая картинка, но и инструмент для решения различных задач. Это сложный и многогранный процесс, требующий знаний, внимания, опыта и творческого подхода. Чтобы показать наглядно значение дизайна в современном мире, достаточно разобрать 10 принципов хорошего дизайна Дитера Рамса и провести аналогию с тем, что предлагают шаблонные сервисы.

Хороший дизайн – инновационный.

Дизайн цикличен и непостоянен. Во многом это происходит благодаря новым технологиям и инструментам, которые продвигают человечество вперед и ускоряют прогресс. Новые возможности порождают новые продукты, нуждающиеся в дизайне. Первый утюг, первый компьютер, первый телефон – все эти изобретения разрабатывались с учетом специфики и их свойств с нуля. Бестактное применения одного готового кейса ко всему порождает абсурдные неюзабельные вещи. Именно это и получается у тех, кто использует готовые решения.

Первое карманное вычислительное устройство – калькулятор Braun ET44. Разработан Дитером Рамсом в 1977 году.
Первое карманное вычислительное устройство – калькулятор Braun ET44. Разработан Дитером Рамсом в 1977 году.

Яркий пример: так называемый стиль а-ля «модный бутик». Если вы хоть раз заходили на Behance, то наверняка видели подобные работы. Тонкий шрифт с засечками, пастельные тона, блестки, шум на фото и излишний минимализм. Для рекламы парфюма такой вариант смотрится гармонично, но когда это распространяется на кофейни, булочные, супермаркеты, рекламу онлайн-курсов, товары для дома… Во всей этой однотонной массе теряется индивидуальность, а главное – предназначение продукта.

<i>Пример ребрендинга крупных компаний из мира моды. У вас еще не рябит в глазах?</i>
Пример ребрендинга крупных компаний из мира моды. У вас еще не рябит в глазах?

Хороший дизайн делает продукт полезным.

Возьмете в руки ваш телефон. Посмотрите на его форму, эргономику. Каждая кнопка и элемент в нем для чего-то созданы и у этого есть одна цель – принести пользу покупателю. Когда продукт начинает обрастать «ненужными» вещами, он становится непрактичным и бесполезным в использовании. Ярким примером можно считать выход первого iPhone, в котором была всего одна кнопка «Домой», в то время как конкуренты выглядели громоздкими вычислительными машинами с 9-кнопочной клавиатурой, различными функциональными клавишами, переключателями и джойстиками. Прошло 16 лет и результат очевиден.

Именно бесполезными украшательствами и славится плохой дизайн. В нашей стране это даже породило народный мем – Русский Беханс. Это квинтэссенция рюшечек, иконок, вычурной игры со шрифтами и вульгарных цветов. Хорошо ли это? Кому-то определенно такое нравится и на свою нишу найдется свой клиент, но ожидать высоких результатов и отклика не стоит.

Спасибо <a href="https://vc.ru/u/176033-oleg-lupikov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Олегу Лупикову</a> и <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F102130705%2Frusskij-behans-nashe-vse&postId=727611" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Валентине Кузиной</a> за наглядную демонстрацию Русского Беханса
Спасибо Олегу Лупикову и Валентине Кузиной за наглядную демонстрацию Русского Беханса

Хороший дизайн – эстетичен.

Продукт должен приносить удовольствие и заставлять возвращаться к нему снова и снова. Эта идея породила множество как действенных, так и абсурдных практик по привлечению и удержанию клиента. Но зачастую все сводится к тому, что продукт должен быть сделан качественно и тщательно продуман. Прежде чем показать результат миру, нужно учесть множество факторов, проанализировать рынок, выявить целевую аудиторию, обозначить специфику этой аудитории, простроить CJM (пользовательский путь) , предусмотреть множество вариантов использования продукта. Иногда ключ к победе требует предугадать самые неочевидные случаи применения дизайна. Наверняка вы знаете историю компании BonVita, выпустившей серию шампуней в форме различных овощей и фруктов, после чего их продажи значительно выросли. Качество и внимание к деталям во многом гарантирует больший интерес пользователя к продукту, ведь с каждым новым прикосновением клиент будет ощущать эстетическое и практическое удовлетворение.

<i>Отзыв потенциальной покупательницы шампуня: "Ну ничего себе! И голову помыть могу, и..."</i>
Отзыв потенциальной покупательницы шампуня: "Ну ничего себе! И голову помыть могу, и..."

Хороший дизайн – понятен.

Возвращаясь к предыдущему пункту, повторюсь, что дизайнеру необходимо разработать продукт доступным массам. Локальные, закрытые или понятные одному лишь создателю вещи обречены на провал. Донести до максимального количества людей идею емко, просто и понятно – задача не из легких. Даже профессионалы со стажем не всегда справляются с такой задачей.

Хороший дизайн – ненавязчив.

Парни, вы издеваетесь? Я понимаю, что вам в вашем возрасте хочется просто расслабиться и наслаждаться жизнью. И не думать о деньгах, кредитах и растущих ценах в магазинах. У меня просто завален весь direct "Аяз, ты же миллиардер, дай денег, что тебе сложно? " Мне не сложно, но я не могу раздавать деньги просто так! Поэтому давайте поступим так.

Больше никакого спама, договорились? Хороший дизайн не терпит голодную и жадную рекламу, не кричит о себе из каждого утюга, не принуждает пользователя приобретать продукт. Хороший дизайн – тот, который клиент осознанно выбрал сам.

Вам тоже захотелось заполнить заявку на сайте этого приятного молодого человека?
Вам тоже захотелось заполнить заявку на сайте этого приятного молодого человека?

Хороший дизайн – честен.

Человечество пока еще не научилось открыто заявлять обо всех своих недостатках. И задача для маркетологов, рекламщиков и дизайнеров – показать продукт в лучшем свете, выделить положительные стороны и смягчить недостатки. Настоящее испытание возникает в тот момент, когда серьезные и значительные проблемы продукта пытаются самыми изощренными способами скрыть или же преподнести как уникальную черту. Здесь необходим баланс и «чутье», которое невозможно извлечь из недельных курсов в Фотошоп и по 15секундным гайдам в Инстаграме.

Хороший дизайн – долговечен.

Тренды сменяются все чаще, но классика неизменна. Это не значит, что всё должно быть однотипным и скудным, а лишь намекает увлеченным дизайнерам, что усложнять и изобретать новое стоит с осторожностью. Зачастую поиски уникальных решений приводят к искусственной наполненности дизайна, подкрепленной текущими тенденциями, которые устареют через год или даже через месяц. Многие небольшие компании в таких случаях сталкиваются с быстрым старением бренда и занимаются частым редизайном. Из-за этого страдает узнаваемость и доверие к компании, ведь частая смена позиционирования является тревожным звоночком к нестабильности и ненадежности компании.

<i>Однако, иногда клиент готов смириться с частыми "переменами" в дизайне. Но это уже совсем другая история...</i>
Однако, иногда клиент готов смириться с частыми "переменами" в дизайне. Но это уже совсем другая история...

Хороший дизайн продуман до мелочей.

Дьявол кроется в деталях – и это популярное выражение действительно эффективно. Продукт можно считать завершенным, когда он прекрасен со всех сторон и даже изнутри. Не стоит гнаться за временем и разрабатывать дизайн по секундомеру, как это делают обзорщики на YouTube, ведь за этим стоит множество незаметных с первого взгляда проблем. Если дизайнер выполнил проект и «избавился от него», упустив ключевые моменты и слабые места, их обязательно обнаружит нелояльный клиент, не готовый смириться с изъянами. Это может повлечь за собой череду отказов, поисков альтернатив, уходов к конкурентам.

Хороший дизайн экологичен.

Данный пункт относится больше к разработке конкретных товаров, нежели к веб или цифровой графике. Современный дизайн должен быть экологичным. Продукт может быть изъят, переработан и использован повторно в создании нового предмета. Из этого суждения можно извлечь полезные выводы в конкретных кейсах. Так, например, при печати бланков можно сократить количество чернил и бумаги при выборе оптимального формата и цветовой палитры. Это мы можем видеть уже сейчас на полках магазинов – как эти белые упаковки напитков.

<i>Не реклама :)</i>
Не реклама :)

Хороший дизайн – это как можно меньше дизайна.

Последнее правило как бы обобщает всё вышесказанное. Не стесняйтесь простоты. Не изобретайте велосипед. Не добавляйте лишнего в ваш дизайн. Не создавайте трудности для пользователя. Не увлекайтесь вниманием к мелочам. Не наполняйте дизайн всем, что требуют мимолетные тренды. Найдите свою аудиторию и прислушайтесь к ее запросам. Установите баланс между качеством и эстетикой. И тогда ваш дизайн можно будет назвать по-настоящему хорошим.

Про плохой и хороший дизайн

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой Telegram-канал, где я рассказываю о своих дизайн-проектах и новостях из мира технологий. А также загляните на мой сайт-портфолио!

1111
3 комментария

"Когда продукт начинает обрастать «ненужными» вещами, он становится непрактичным и бесполезным в использовании." - это точно! Хорошая статья

1

Для меня дизайн это икеа. Пока пока, дешёвый минимализм

1

Нейронка текст писала? Целое полотно бессмыслицы.