{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Про «Оппенгеймера»

Сходил в кино на новый фильм Кристофера Нолана и три часа напрягал мозги больше, чем на экзаменах в универе. Не хочется кидать клише, но Нолан — гений. Попробую без спойлеров объяснить вещи, которые меня зацепили, и за что можно считать фильм «Оппенгеймер» шедевром:

Тяга к науке и правде

Нолан показал свое влечение к науке еще в фильме Интерстеллар. Тогда он работал над сценарием вместе с группой приглашенных ученых и требовал максимальной реалистичности всех тех явлений, происходивших по сюжету в космосе и на других планетах. Так он показал в фильме Кротовые норы, изображение Черной дыры и смог описать самым наглядным образом состояние внутри четвертого измерения. Спустя несколько лет после выхода Интерстеллара мир впервые в истории увидел фотографию настоящей Черной дыры. И «задумка» Нолана оказалась невероятно близка к правде.

В "Оппенгеймере" Нолан вновь подтвердил свою компетентность. Вначале фильм закидывает зрителя научными теориями и формулами, погружает в мир квантовой физики, в моментах помещая в процесс размышлений на темы возможности цепной реакции сжигания всей атмосферы планеты, гениальности открытий Эйнштейна и упреков в его сторону о том, что он сам не способен осознать, какой ящик Пандоры он открыл. Но самое эффектное – сцена взрыва Тринити не была смоделирована компьютерной графикой, а воспроизведена вживую.

Финальный месседж

Слова Эйнштейна Оппенгеймеру в финале картины – одна из ключевых идей всего сюжета. Речь идет о том, что общество настоящего гения не принимает, осуждает, наказывает за инакость, а когда понимают, что он достаточно настрадался, — награждают и восхваляют. Но делают это не для него, а для себя, в утешение. Это настолько сильно и ярко показано в фильме, что создается ощущение собранного пазла. У меня в возникла ассоциация с цитатой Довлатова «Они любят только мертвых». Чтобы стать великим, нужно страдать, а желательно умереть, тогда история расставит все на свои места.

Гениальная сцена секса

Пока все остальные режиссеры пихают постельные сцены для перчинки и чтобы взбодрить зрителя, Нолан показал целую палитру чувств и эмоций в одной сцене. Страсть, отчаяние, боль утраты, стыд измены, угнетение и полная беспомощность, вписанная одним кадром в глаза, движения и тела героев. Не буду раскрывать все подробности, но это выглядит больно, колко, потрясающе.

Визуальное разделение фильма

Режиссер нарезал линию сюжета на мелкие кусочки и перемешал их между собой. Прием не новый, особенно для такого любителя поиграть с временными рамками, как Нолан. Поэтому мы параллельно наблюдаем прошлое и будущее, а для лучшего понимания фильм делится на цветной и черно-белый формат. Монохромная лента может мелькать минутными кусочками, но дает понять, что уже случилось, а чему только предстоит свершиться.

Актеры

В съемках приняли участие известные и уже любимые актеры из команды Нолана. Но некоторые из них совершили в этом фильме настоящий творческий прорыв. Так, Роберт Дауни Младший должен получить Оскар за свою роль, потому что наконец-то он выбрался из роли плейбоя-филантропа-миллиардера Тони Старка, чем он отталкивал во всех последних фильмах. Здесь он настолько качественно сыграл роль изощренного мстителя, что Мстителям в цветных трико до него еще слишком далеко. Внезапно и буквально незаметно из расфокуса в сюжет влился герой Рами Малека и я был обрадован его роли разоблачителя, перевернувшего линию сюжета. Впечатлило появление Гари Олдмана в настолько сильном перевоплощении, что его сразу и не узнать. Приятно, что Нолан сохраняет любимый каст со времен Темного рыцаря.

Напряжение

Если вы хотите посмотреть "Оппенгеймера" из-за взрывов, бомб и экшена, то вам надо идти на "Неудержимых". Здесь это так не работает. В основном в кадре нам показывают одни и те же локации, бесконечные диалоги на допросе, горы неудобных вопросов, пассивная агрессия со стороны противников главного героя и моральное давление на зрителя. Длительные паузы в напряжении обрываются внезапными вспышками гнева, искр и выплесков боли. Всё в совокупности дает эффект куда более мощный, чем облако дыма и огня. Напряжение накапливается к финалу картины, когда не можешь терпеть и сжимаешься в кресле, но выпускается наружу с цепной реакцией вместе с эпилогом. Выдержать такое состояние на протяжении трех часов может не каждый. И да, если у вас эпилепсия или повышенная чувствительность к внезапным шумам и вспышкам, этот фильм точно не для вас.

История

В отличии в российских новоделов, Нолан не кричит об исторической достоверности и не вешает на уши «правду и ничем кроме правды». Автор дает зрителю возможность обдумать и осмыслить увиденное, сделать выводы самостоятельно, однако подбрасывает в огонь размышлений маленькие дровишки исторических фактов, раз за разом показывая тех или иных деятелей порой в самом непримечательном свете. Так в одной из сцен в списке защитников и сторонников Оппенгеймера случайно промелькнул некий Ф.Рузвельт – и зритель понимает, о ком идет речь. Совершенно обыкновенным дедушкой показан Альберт Эйнштейн, в наше время ставший именем нарицательным. А в фильме он живет свою простую человеческую жизнь, гуляет, кидает камушки в воду. Изящно обыгрывается знаменитая фраза из диалога с президентом Трумэна:

– Мне кажется, что мои руки испачканы кровью.

– Так возьмите салфетку и вытрите ее.

Говорят, этот диалог был выдуман. Но Нолан показал его метафорично, президент просто достал платок из нагрудного кармана.

Примечательно еще то, что в 1945 году была основана ООН, а Оппенгеймер боролся за принятия коллективных решений политических споров, международного сотрудничества и всех тех принципов, которые и легли в основу системы ООН. И то, что сейчас во всем мире кажется непоколебимым и святым, тогда считалось недопустимым. И Нолан отлично показал это в фильме.

Судьба человечества в руках человека

Одна из мыслей, которая нитью пронизывает весь сюжет фильма – система строится на отдельных личностях. Несколько раз зрителю показывают простых людей — с изъянами, травмами, желаниями. Кто-то не может побороть унижение в свой адрес и таит месть долгие годы. Кто-то решает не взрывать город с мирным населением, потому что там они отдыхают с женой в отпуске. Кто-то придумывает новую угрозу нации и затевает холодную войну.

Все события, движущие мир, будь то ужасные взрывы или великие открытия — созданы обыкновенными людьми. Жалкими, беззащитными или ущербными, но гениальными. Эта идея стара как мир, но всё так же действенна.

Как вам Оппенгеймер? Делитесь в комментариях своими впечатлениями. Если вам понравилась статья, пожалуйста, оцените ее и подпишитесь на мой Telegram-канал. Спасибо!

Нолан гений?
Однозначно!
Я так не считаю
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
2 комментария
Алексей Полунин

Про черную дыру ток задумка была на Нолана, а Кипа Торна (нобель 17 года). Книжка - Интерстеллар, наука за кадром. Если вы например читали Краткую историю времени и не смогли продвинутся дальше вселенной, представленной во времени мнимых чисел - то вот в самый раз зайдет. Рекомендамос!

Ответить
Развернуть ветку
yefnv
Автор

Да, про Кипа читал, я имел ввиду, что Нолан смог это из теории вывести на экран и показать наглядно, как оно выглядит

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда