Аналитический маркетинг, продолжение.

Есть мнение, что маркетинг это про какой-то большой шаг, когда компания дорастёт, укрепится и уже обрастёт бэкграундом. Я считаю, всё с точностью наоборот. Маркетинг — это про старт. Маркетинг — это про понимание продукта, его оценку покупателем и возможность повлиять на ситуацию прежде, чем она успеет навредить бизнесу.

Мы начали собирать аналитику, когда бизнесу было уже больше трёх лет. Надо было раньше, но что есть то есть. Систем сбора достаточно: платные, бесплатные, сложные и юзер-френдли. Собирать можно через кассы, банки, ручной привод или CRM-системы. Выбрать есть из чего. Советовать конкретные не буду. Если интересно — пишите в комментариях, отвечу лично.

Системы можно полелить на два типа: не персонализированные и персонализированные.

Первые собирают глобальные данные (Big Data). Например, идентифицируют данные вашей банковской карты и по ней понимают, как часто покупатель под условным номером 477 654 ходит в магазин, сколько денег оставляет. Такие системы используют крупные сети.

Второй тип — персонализированный. Он больше подходит малому и микро бизнесу или компаниям с высоким чеком и персональным сервисом.

У себя в Кондитории мы собирали минимум данных. Никакого напряга для клиента, никаких анкет, отталкивающих данных. Менеджеры просто спрашивали, есть ли у гостя наша карта и предлагали её завести. Записывали имя и номер телефона, таким образом, делали накопления. На повторном визите или через один могли уточнить «У вас случайно не сегодня день рождения?». Объясняли это особыми скидками именинникам. Часто гость сам был не против вписать ещё дату своего рождения. Плюсом мы самостоятельно фиксировали сумму чека, частоту покупок, количество заявок. Получалась простая, но достаточно информативная аналитика.

Актуальность собранных данных резко возросла в 2020 году, в период первой пандемии и локдауна. Тогда, на падающем рынке, с помощью анализа наших клиентов и прямой с ними коммуникации, нам удалось непросто не потерять доход, но и вырасти.

От мая 2019 к маю 2020 году рост составил 23%.

От мая 2019 к маю 2021 — 47%.

Вообще, расти на падающем рынке одна из задач бизнеса. Ценность аналитического маркетинга как раз и состоит в том, что когда у тебя что-то идёт не по плану, ты обращаешься к собранным данным и принимаешь взвешенные решения.

Начать дискуссию