Unit экономика в пищевом производствеОдин мой знакомый ментор попросила рассказать как устроена unit-экономика у нас в бизнесе.⠀Давайте разберем. Модель бизнеса - производство готовой еды и десертов и продажа ее В2В клиентам.В нашем случае можно разглядеть несколько типов юнитов.⠀Первый тип юнита - сама выпускаемая продукция.⠀Каждая единица имеет вполне конкретные показатели.⁃ Сырьевая себестоимость (Food Cost)⁃ Производственная себестоимость (Production Cost)⁃ Операционные затраты (Operation cost)⠀На каждом из этапов расчета по указанным метрикам мы можем проверить насколько позиция проходит по целевой марже в наш бюджет.⠀Самый важный момент - это принять внутреннюю методику расчета этих метрик.⠀Показатель сырьевой себестоимости - это технологическая карта со всеми потерями и расходом сырья, которое мы несём в процессе производства, то ту обычно сложность может быть одна - это подсчет себестоимости в реальном времени.⠀Цены на сырье могут меняться каждый день, и на складах может одновременно находиться сырье по разной закупочной стоимости.⠀Поэтому показатель в идеале должен иметь средневзвешенный расчет. Делать такие расчеты руками не представляется возможным. Важно иметь подходящую IRP систему. Мы используем IIKO.⠀С производственной себестоимостью мы решили следующим образом:⁃ мы определили статьи затрат, которые относятся к производству продукции⁃ посчитали эти затраты в % отношении к выручке и зафиксировали этот показатель в бюджете.⠀Можно конечно же провести долгий расчет по нормированию производства на каждую единицу производимой продукции. Но это будет актуально на больших производствах, где есть замкнутые производственные циклы, которые между собой не пересекаются.⠀Операционная себестоимость формируется по аналогичному принципу с вышеописанным процессом производственных затрат.⠀Таким образом мы можем принимать решение о норме наценки и работе с себестоимостью каждой единицы.⠀Второй тип юнита - клиенты.Тут все уже очень просто, если первую часть unit-экономики, описанную выше, посчитали.⠀К клиенту применяется сплит продаж по продукции и уже оттуда автоматом подтягиваем все данные по метрикам.Таким образом складывается экономика клиента и его валовая маржа (gross margin первого уровня).⠀Ну а дальше внутри клиента формируется второй уровень затрат⁃ стоимость привлечения клиента (Customer Acquisition Cost)⁃ Затраты на сопровождение клиента (Commercial Cost)Считать их можно либо в виде % от выручки, но лучше делать сегментацию клиентов и распределять затраты по когортам.⠀Отсюда легко появляется операционная маржа клиента (или когорты, если хотите).⠀Дальше уже можно крутить модель в разных ракурсах.⠀Мы укрупнили первый сектор до групп выпускаемой продукции для нашей бюджетной модели.⠀А вместо клиентов в этом году решили использовать сегменты клиентов по видам продаваемых продуктов.⠀Вот такая у нас unit-экономика.