Может ли гражданин внести изменения в Уголовный Кодекс?

Кто может подготовить законопроект о внесении изменений в УК РФ?
Кто может подготовить законопроект о внесении изменений в УК РФ?

Изменения в УК РФ вносятся регулярно и в большом количестве. Так, в действующий УК РФ со дня его принятия в 1996 году внесено более 330 изменений, то есть в среднем свыше 10 изменений в год. В действительности по годам динамика изменения уголовного закона различается: так, за 2023 год было принято 18 Федеральных законов, которыми были внесены изменения в нормы как общей, так и особенной части УК РФ, кроме того в 2023 году было внесено одно изменение в УК постановлением Конституционного Суда России, признавшим неконституционной норму, содержащуюся в ст. 72 УК РФ. За неполный 2024 год на 17 октября внесено 8 изменений. Изменения вносятся как федеральными законами, так и постановлениями Конституционного Суда (на сегодняшний день принято 13 таких постановлений).

Если посчитать, сколько же поправок было внесено в конкретные нормы уголовного закона со времени его принятия, то количество легко перевалит за несколько тысяч. Одни изменения носили чисто технический характер, другие же предусматривали введение новых статей и даже глав (например, глав 15.1, 15.2 УК РФ) или исключение из УК РФ отдельных положений. Особенно активно Уголовный Кодекс РФ редактируется в последние несколько лет. С одной стороны, это оправдано и связано с изменчивостью преступности и постоянной эволюцией общественных отношений, но, с другой стороны, чрезмерно активная модернизация ведет к нестабильности уголовного закона. Складывается впечатление, что внести изменения в закон, запрещающий определенные действия в качестве преступных, а, следовательно, предусматривающий ограничение прав и свобод граждан, такие деяние совершивших, не составляет особого труда.

Кто формирует УК РФ?

В соответствии с ч.1 ст. 104 Конституции РФ, правом законодательной инициативы обладает ограниченный круг субъектов. В их числе, например, Президент РФ, Совет Федерации, правительство РФ, сенаторы РФ и депутаты Госдумы, также представительные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Институты гражданского общества, а также отдельные граждане такой возможностью не обладают.

Однако граждане могут «продвинуть» свою идею через посредника, например депутата. Он, исходя из положений ст. 8 3-ФЗ, обязан рассматривать обращения избирателей. Если та или иная поправка покажется ему целесообразной, депутат подготовит законопроект и внесет его в Госдуму. При этом существует ряд важных особенностей, предусмотренных ст. 8 64-ФЗ. Так, проекты федеральных законов об изменении УК РФ могут быть внесены только при наличии официальных отзывов Правительства РФ и Верховного Суда РФ. Корректировка Кодекса осуществляется исключительно отдельными федеральными законами; исключения составляют Постановления Конституционного Суда России, которые при признании ими отдельных положений уголовного закона неконституционными, имеют непосредственное действие.

Жалоба в Конституционный Суд

Если все судебные инстанции пройдены, исчерпаны внутригосударственные средства защиты, но гражданин все равно полагает, что применимый в его случае закон противоречит Конституции РФ, он вправе направить соответствующую жалобу в Конституционный Суд РФ. Сделать это необходимо в течение 1 года с момента принятия судебного акта последней инстанцией по делу, в котором был применен неконституционный закон (норма закона).

Граждане нередко просят КС РФ проверить конституционность тех или иных норм УК РФ, УПК РФ, УИК РФ, и часто несоответствия обнаруживаются. Например, 15 марта 2023 года Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление № 8-П, в котором признал ч. 3.1 ст. 72 УК РФ не соответствующей Основному закону, поскольку она не определяет порядок зачета времени лишения свободы при устранении судебной ошибки в определении места отбывания наказания.

Если КС РФ выявит факт противоречия какой-либо статьи УК РФ положениям Конституции РФ, судебные решения, принятые в отношении гражданина в рамках уголовного дела, подлежат пересмотру. Помимо этого, Конституционный Суд РФ обязывает федерального законодателя устранить правовые пробелы, то есть внести нужные изменения в Уголовный Кодекс РФ, а признанная неконституционной норма применению более не подлежит. Конституционный Суд РФ может признать норму уголовного закона неконституционной самой по себе, либо, как это в основном и происходит, в том неконституционном смысле, который придается этой норме на практике в связи с ее несовершенством или пробелом в законе.

Российская общественная инициатива

В 2013 году был принят Указ Президента № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива». Согласно его положениям, россияне старше 18 лет, зарегистрированные в ЕСИА, могут направить свои предложения по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления на сайт «Российская общественная инициатива». Размещению предложения предшествует его предварительная экспертиза, которая может длиться до 2 месяцев.

Если все в порядке, общественная инициатива размещается на проекте. Предложение считается поддержанным, если за него в течение 1 года отдано более 100 тысяч голосов. Далее оно направляется в экспертную рабочую группу в целях проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки соответствующего законопроекта. В состав комиссии включаются представители федеральных органов исполнительной власти, депутаты, сенаторы, члены Общественной палаты, представители бизнес-сообщества и общественных объединений.

В настоящий момент на сайте РОВ идет голосование за большое количество поправок в УК РФ. Среди них, например, принятие закона о снижении возраста уголовной ответственности, противодействии домашнему насилию, об ужесточении условий помилования для заключенных в условиях боевых действий и т.д.

Даже если инициатива наберет нужное количество голосов (что само по себе редкость), экспертная комиссия может отклонить предложение. Так случилось, например, с инициативой о введении уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников и иных лиц, обязанных представлять сведения о своих доходах и расходах. Комиссия посчитала, что за подобные нарушения лицо может быть привлечено к ответственности по другим статьям УК РФ (например, по ст. 286 УК РФ).

Таким образом, возможности граждан непосредственно влиять на содержание Уголовного Кодекса РФ сильно ограничены, а фактически сведены к нулю. Между тем, это полностью обоснованно как с точки зрения особенностей представительной демократии и необходимости обеспечения стабильности законодательства. Между тем, учитывая важность отношений, регулируемых уголовным законодательством, хотелось бы чтобы уголовный закон был менее подвержен изменениям, особенно положения его Особенной части, за исключением тех, наверное, которые связаны с гуманизацией, обозначены Верховным Судом России и успешно им реализуются.

Начать дискуссию