Почему дети лгут? (анализ исследований, лонгрид)

Почему происходит ложь и какой цели служит такое поведение, десятилетиями интересовало исследователей и клиницистов. В частности, за последние два десятилетия было проведено множество исследований, посвящённых возникновению и развитию лжи как нормативного поведения, связанного с развитием когнитивных способностей детей. Детская ложь развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте и связана с их теорией разума.

Для многих детей ложь становится возможностью установить социально-приемлемые для них отношения с родителями, сверстниками и учителями, когда по-другому установить такие отношения не представляется возможным. Да, это плохо, но в целом, в рамках детской психологии такое поведение детей считается нормальным. Случайная ложь часто встречается у детей в возрасте 6-8 лет и уменьшается по мере их взросления. Однако для некоторых детей "упорная ложь" входит в привычку, и это переходит уже из нормы в разряд проблемного поведения.

Упорная ложь у детей часто связана с другими признаками проблемного поведения: агрессией, правонарушениями, трудностями в социализации. Такая ложь является ранним индикатором развития поведенческих проблем в более взрослом возрасте. Дети, у которых доминирует импульсивный паттерн в поведении, используют ложь для поддержки этого состояния вместо того, чтобы естественно искать пути развития. При этом дети применяют обычно наиболее примитивные и часто совсем не эффективные формы лжи, ложь не становится более изощренной.

Исследования также показывают, что лишь 16% детей лгут для личной выгоды, остальные обманывают, чтобы скрыть некоторый проступок. 31% детей с деструктивными расстройствами поведения - обманывают. В одном исследовании учёные экспериментально изучали лживое поведение детей в возрасте от 5 до 14 лет, желающих скрыть мошенничество в компьютерной игре-викторине. Они обнаружили, что дети с более высоким уровнем поведенческих проблем чаще лгали, чтобы скрыть свое мошенническое поведение (т. е. использовали кнопку подсказки, чтобы увидеть ответ). Во втором исследовании они обнаружили, что ложь, о которой сообщают родители, в течение двухнедельного периода была выше у детей с более проблемным поведением.

Также способность к лжи у детей связана с уровнем интеллектуального развития. Обман наиболее характерен для детей со средним уровнем развития интеллекта и, чаще, с уровнем развития ниже среднего, для успешности лжи важно наличие развитого социального познания. Это неудивительно, учитывая, что для обмана требуется, чтобы люди одновременно держали в уме несколько точек зрения, скрывали информацию, которая, как им известно, является правдой, и создавали ложные утверждения, изображающие несуществующую реальность, предназначенные для того, чтобы внушить ложное убеждение другому человеку. При этом с дальнейшим ростом интеллекта дети все меньше используют обман в качестве адаптивного поведения. С другой стороны, дети с экстернализирующим (проблемным) поведением могут быть менее успешными в поддержании лжи, что требует когнитивных усилий, из-за дефицита их когнитивных способностей, хотя отличаются упорством в таком поведении.

Исследования показали, что понимание и моральная оценка лжи у детей появляются в дошкольном возрасте и быстро развиваются с возрастом, дети осознают, что это плохо. Например, исследователи Талрвар, Рено обнаружили, что моральные оценки детей различались, когда детям давали виньетки, которые различались по степени вреда, причиняемого другим ложью (или правдой), рассказанной главными героями истории. В частности, дети очень положительно относились к заявлениям с истинным признанием (где главные герои говорили правду о собственном проступке). Однако дети воспринимали настоящие сплетни (где главные герои говорили правдивые утверждения о чужом проступке, тем самым потенциально причиняя вред интересам другого) менее позитивно. При этом, остается неясным, каким образом детские моральные оценки лжи связаны с их собственным лживым поведением и могут ли индивидуальные различия объяснить какую-либо связь. Выявление этих потенциальных различий было бы весьма полезным для разработки соответствующих и эффективных мер, направленных на поощрение честности детей. Учитывая хронический характер лжи у детей с экстернализирующим поведением, важно изучить, как эти дети понимают и оценивают такое поведение.

Итак, ложь является одним из самых ранних предикторов проблем в развитии детей, однако мы еще достаточно мало знаем о механизмах ее запускающих. Важно отличать относительно нормальную эпизодическую ложь прежде всего у маленьких детей от паталогической, сопровождающейся часто и другими проблемами в поведении. Родителями следует понимать, что одними упреками упорную тягу ко лжи не искоренить, и истоки ее лежат глубже в проблемах социального взаимодействия детей и/или в проблемах их развития. Наконец, системное развитие интеллекта у детей приводит к сокращению использования лжи в качестве доминирующего способа решения проблем детьми.

Расскажите в комментариях, лгут ли Ваши дети и обычно по каким причинам?

Начать дискуссию