Что происходит с наймом в IT весной 2022

Рынок IT каждый день меняется с калейдоскопической быстротой. То, что раньше работало на развитие и процветание, сегодня способствует деградации. То, что раньше определяло всю карьеру, сегодня лежит и мокнет под дождем.

Поскольку «военная операция» до сих пор продолжается, нельзя точно и окончательно сказать, как она повлияла на рынок найма в IT. Поэтому мы просто опишем ключевые события, которые коренным образом изменили внутреннюю структуру рынка, и сделаем аккуратные прогнозы.

Первая метаморфоза — исход компаний.

Кому-то хватило ресурсов переправить из России всю команду, кто-то помог релоцироваться части сотрудников, а остальных пока оставил: либо потому что они не могут уехать, либо потому что не хотят.

Некоторые компании смогли перенести за рубеж только сам бизнес и теперь ищут решения, как платить работникам в России. Один из вариантов — криптовалюта, но это вариант временный.

Вторая метаморфоза — отток айтишников.

Особенно призывного возраста. Правда, можно наблюдать и обратную тенденцию: часть специалистов все-таки возвращаются из-за рубежа. Это можно объяснить тем, что военное положение не ввели, следовательно, призыва нет, а жить вне России из-за санкций довольно непросто.

Важно учитывать, что не все зарубежные компании готовы нанимать русскоязычных специалистов. Особенно востребованы только эксперты сеньорного уровня с хорошим бэкграундом. Всем остальным, ради трудоустройства в англоязычную международную компанию, придется искать позицию ниже по грейду и зарплате. Но найти работу возможно.

Мы даже сделали бесплатный Telegram-канал, чтобы работодатели с международным бизнесом могли подыскать себе русскоязычных специалистов с высоким грейдом.

Третья метаморфоза — сокращение позиций.

Урезаются подсанкционные компании, потому что не могут полноценно функционировать, а также небольшие фирмы и стартапы, чья работа завязана на процессах или партнерах, которые попали под санкции.

Крупные компании тем временем сокращают необязательные должности — те, без которых и так справятся. Например, до кризиса рабочая сила обходилась дорого, так что большинство компаний вкладывали деньги в автоматизацию — роботов, искусственный интеллект. Сейчас человеческий ресурс дешевле, цели — другие, поэтому RND-проекты сворачиваются.

В приоритете только те специалисты, которые помогают развивать основу бизнеса: это точно разработчики, продакт-менеджеры и диджитал-маркетологи. Для каждой компании есть свои стержневые вакансии — в зависимости от потребностей и от того, что является ядром бизнеса.

Например, для крупного технологического банка тестирование — одна из ключевых задач, поэтому найм таких специалистов продолжится.

Но что касается других компаний: так ли сильно нужны тестировщики, если лишних денег нет, а настроить unit-тесты в силах и разработчик? Нужны ли продуктовые и маркетинговые аналитики, если цель сейчас не экспериментировать с гипотезами, а удержаться на плаву?

То есть если раньше развивался тренд на узкие специализации, то сейчас все временно схлопывается. Вырос спрос на сотрудников, которые могут переключаться между разными задачами и выполнять функции сразу нескольких специалистов.

Если раньше рынок ИТ-найма был кандидатским, и айтишники могли себе позволить перебирать офферы и гнуть пальцы, а рекрутеры — за ними носились, то сейчас все изменилось. Теперь это не рынок кандидата, а рынок работодателя. Если компания, вдобавок к нормальной работе, предлагает еще и релокацию, то к нему выстраивается очередь — и он даже может позволить себе выбирать.

11
Начать дискуссию