💥Огонь школьного образования

Не ошибусь, заявив, что проблема "эмоционального выгорания" - главная проблема "пролетариев умственного труда", не исключая, конечно, и программистов.

Простого решения этой проблемы не существует - даже не тратьте время на поиск решений в стиле "легким движением руки брюки превращаются ... в шорты!"

С другой стороны, один из самых эффективных (из известных мне) подходов состоит в том, чтобы выйти за узкие рамки задачи, чтобы увидеть, понять контекст шире. Помните задачу "как тремя прямыми соединить 9 точек?"

Эта статья - один из способов взглянуть на проблему "выгорания" с не совсем привычного ракурса, а именно со стороны школьного образования.

* * *

"Выгорание" - это термин, обозначающий состояние человека, которому не хочется делать даже то, что всем делать хочется и что ему раньше обычно делать хотелось.

Думаю, тонкий намек на толстый факт понятен.

А заодно мы дали определение термину "выгорания" - простое, понятное, запоминающееся. Работающее, в отличие от многословия большинства психологических текстов.

Плохо, что выгорание происходит не только в "этом самом" смысле, но и в более широкой, гораздо более важной для жизни области.

А именно в обучении.

Про "это самое" я больше не буду. Хотя предвижу возражения: "мол, ничего более важного для жизни, чем "это самое", быть не может, потому что именно благодаря "этому самому" жизнь и продолжается".

Это так, спору нет. Но я хочу поговорить о качестве жизни, а не о способах ее продолжения. Какой смысл продолжать то, что имеет "низкое качество", является браком?

Но и умничать я не собираюсь. Как начал с аллегории, так аллегорией и продолжу.

💥Огонь школьного образования

* * *

Очевидно, что образование сегодня буквально "наше все".

Уже в моем детстве значок - ромбик, который выдавали вместе с дипломом о высшем образовании, переводил человека в более привилегированный слой общества. Согласен, звучит не политкорректно. Зато это правда.

Сегодня качественное настоящее образование ... Даже не знаю, с чем можно сравнить разницу между хорошо образованными и остальными? Лучше всего разницей в "средней зарплате", это количественно. А качественно - словами из детской песенки с "Детского радио":

"Нам с тобой легко понять –

Это незачем считать!"

Как посчитать, каким аршином измерить внутреннее состояние человека, уровень его счастья?..

Выкипание, выгорание

Если чайник забыть на включенной плите, вода из него выкипит, а затем и сам чайник придет в негодность. Это и есть "даосская модель выгорания", о которой я как-то написал.

Выгорание, выкипание, полное истощение наступают, если какой-то ресурс из системы уходит и не восполняется.

Первый и второй законы термодинамики действуют и в человеческой психике.

Что может выкипеть у человека, засунутого в систему современного школьного образования? (О, Господи, и об об этом писал, правда очень давно. Я даже открыл (вместе с Архимедом) два закона школьного образования!)

У человека может выгорать только он сам.

Даосы говорят о разных видах энергии, начиная с самой дешевой, легко восполняемой через пишу дзин, и заканчивая не восполняемой из внешних источников энергии шень, но для этой статьи опустим подробности.

Важно - и это является фактом, что огромное большинство школьников класса примерно с седьмого отказываются учиться. То есть напрочь отказываются делать то, хочется делать любому здоровому человеку.

А если вы в этом сомневаетесь, то объясните, почему малые дети мучают вас непрерывно: "Давай играть!"

Ведь игра, как взаимодействие с миром из принятой на данный момент роли и есть обучение.

Из роли "повара куличиков" в песочнице, из роли "физика" на уроке физики, ЕГЭ по которой сегодня соглашаются сдавать лишь 16% - подумайте! А сдают фактически - вообще единицы.

Не восставшие из пепла

То есть не Фениксы.

В своих записях, относящихся к периоду, когда я создавал курс для родителей, надумавших перевести ребенка на "домашнее", я нашел вот такое данное:

"В голове процессы крайне энергоемкие. Грубо говоря. В 25 раз. "Воображать", решать задачи в уме исключительно труднее, чем на бумаге или на моделях."

Откуда это - не помню.

Да и непонятно, как эти "25%" измеряли. Важно, что умственная деятельность действительно очень и очень энергозатратная. Для работы ума нужен тот самый "шень", который не восполняется из внешних источников.

Если добавить к понятию "работа", которую совершает ребенок, обучаясь, понятие "мощность", "интенсивность работы", то получим качественную модель выгорания школьников.

Мне в бане дров не жалко, они сгорают в недавно переложенной печке пачками. Чем больше сожгу- тем лучше баня.
Мне в бане дров не жалко, они сгорают в недавно переложенной печке пачками. Чем больше сожгу- тем лучше баня.

Две вещи характеризуют современное образование:

  • абстрактность (смотрите выше о "25%")
  • Огромная плотность информации, которую вынужден усваивать ребенок в единицу времени.

"Усваивать" - неверное слово. Усвоение предполагает понимание, а понимание предполагает обучение от конкретного к абстрактному, не наоборот.

Современная школьная система напоминает мне прочитанную в детстве книжку Юрия Олеши "Три толстяка". Непомерное количество пищи, втиснутое в тело в единицу времени, приводит сначала к ожирению, потом к несварению, потом к нарушению всех энергетических функций организма и, наконец, к потери организмом способности переваривать пищу вообще.

Что за этим следует? Хм ...

* * *

Уверен, вы сможете умножить 578 х 373? На бумажке. Столбиком.

  • А как насчет того, чтобы сделать это в уме? А на скорость?
  • А если после каждой неудачной попытки вам будут капать на нервы, ставить "плохие отметки"?

А что, если определенное количество "плохих отметок" сделает всю вашу оставшуюся от обучения жизнь плохой, некачественной, а вас неуверенными? Или уверенными в том, что вы вообще мало на что годитесь, будучи неспособными справиться даже с такими вещами, с которыми "справляются все"?

Вот то-то и оно. И это "то-то и оно" называется по-умному "выученной, наученной беспомощностью".

"Состояние (выученной беспомощности) возникает после серии неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды или избежать их, для него характерны пассивность, отказ от активных действий, нежелание менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность." (Вики)

Весьма забавно и симптоматично, что "выученную беспомощность" теперь нгазывают"устаревшим психологическим термином". Как вы думаете, почему?

Я думаю потому же, почему плохое зрение перестали называть болезнью. Иначе пришлось бы признать больными 95% населения, в том числе половину младших школьников. Но болезнь - это отклонение от нормы ...

* * *

Очень трудно умно писать о простых вещах. Простые вещи привычные, поэтому приходится пробиваться через множество умственных установок, через густой и толстый слой "здравого смысла".

Выгорание - очень простая вещь. Ее проще не допустить, чем повторить опыт бессмертной птицы Феникс. Можно, если знаешь как, но это о о о очень трудно.

* * *

Про образование я писать "завязал" по многим причинам. Но если вы переведете эти примеры, концепции и метафоры на свою "обычную" жизнь, то сможете кое-что понять.

Почему вы перестали ставить цели, почему вам все труднее удается сдвинуться с мертвой точки и сделать хоть что-нибудь, что позволит избежать боли "за бесцельно прожитые годы".

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На комментарии (если что) отвечаю.

Начать дискуссию