Well-being во времена перемен

Анастасия Зыкова, старший менеджер по благополучию компании «ВымпелКом».

2022 год преподнес новые вызовы для ментальной устойчивости людей. Тревожный новостной фон, постоянные изменения, беспокойство за настоящее и будущее – все мы сегодня столкнулись с новой реальностью. В условиях турбулентности именно инструменты wellbeing-программы могут помочь сотрудникам обрести точки опоры и устойчивости. Но, по опыту нашей компании, важно встроить их в новый контекст – об этом мы и поговорим в этой статье.

Дать сотрудникам поддержку может в первую очередь лидер компании –

и здесь особенно важно идти в унисон с открытыми коммуникациями топ-менеджера. А в идеале (как в нашем случае) - именно с таких коммуникаций и начать.

Сохраняем спокойствие

Следующий наш шаг – активизировать направление ментального благополучия.

Не просто напомнить о возможности бесплатной консультации у корпоративного психолога (а число обращений выросло вдвое) , но предложить и другие форматы психологической помощи. Например, горячую линию с вопросами по ментальному здоровью. Так, сегодня мы получаем вопросы сотрудников на выделенную почту, привлекаем экспертов и публикуем ответы в специальном телеграм-канале в виде постов и подкастов.

Не все сотрудники готовы обращаться к психологу на индивидуальную консультацию. Для многих поддержкой станет вебинар с психологом – например, на тему эмоций и взаимоотношений в непростое время (мы назвали его «Бережно друг к другу») . Этот вебинар наш корпоративный психолог разрабатывала уже с учетом новых реалий и возникающих сложностей межличностных коммуникаций.

Поддержка руководителей

Когда люди сталкиваются с постоянными изменениями и испытывают тревогу, поддержка руководителя и атмосфера в команде становится важной точкой опоры, помогает сохранить мотивацию и продуктивность. Именно поэтому мы решили выстроить отдельный стрим программы благополучия – поддержка руководителей.

Чтобы подготовить максимально полезные мероприятия в этой части, мы провели экспрессопрос и спросили у лидеров:

> Какие сложности во взаимодействии с сотрудниками у тебя сейчас возникают?

> Какая помощь (информация) требуется в работе с твоей командой?

> Как уже сейчас тебе удается позитивно влиять на настроение своей команды?

Мы отправили одно письмо, опрос шел всего два дня – но на него откликнулись 26% руководителей в компании (с учетом численности это очень хороший response rate) . Сейчас на основе обратной связи executive-коуч и корпоративный тренер билайн университета готовит вебинар «Как поддержать своих сотрудников во времена перемен». На нем мы планируем поговорить о том, как помочь сотрудникам справиться с тревогой, как перейти из тревоги и страха в продуктивную плоскость, как поддерживать вовлеченность коллег. Уже имеющийся опыт поддержки команды, которым поделились руководители в ходе опроса, мы упакуем в специальную подборку советов.

НОВЫЕ смыслы В контенте

Нет смысла делать вид, что ничего не происходит – нужно быстро корректировать well-being-календарь программы благополучия под новые реалии. У нас комплексная программа благополучия, которая затрагивает все ключевые аспекты качества жизни сотрудника: здоровье, карьера, финансы, отношения и причастность к жизни общества. Мы адаптировали контент и мероприятия направлений под ситуацию. Например, довольно быстро стало очевидно, что запланированный Дискуссионный клуб по лайфхакам инвестиций проводить нет смысла: в текущей ситуации привычные инструменты попросту перестали работать. Гораздо более актуально поговорить о грамотном финансовом поведении в условиях неопределенности – поэтому мы быстро нашли внешнего эксперта, собрали вопросы коллег, провели конструктивную и поддерживающую беседу.

Другой пример – инструменты для проявления социальной ответственности сотрудников компании. На эту весну мы планировали новую волну продвижения возможностей интеллектуального волонтёрства — и в нынешней ситуации это обрело новый смысл. В условиях нестабильного мира помощь другим — это не только необходимая помощь тем, кто в ней нуждается. Это возможность направить свои мысли и энергию в русло созидания.

Способом поддержать сотрудников, напомнить об инструментах wellbeing-программы стал радиоэфир Билайн FM 5 марта, который по первоначальной задумке должен был быть посвящен теме весны, энергии и вдохновения. В итоге запланированную тему мы оставили, но сфокусировались на поддержке и объединении сотрудников. Мы пригласили в эфир экспертов по здоровью, питанию, психологии и финансам, чтобы с помощью разных инструментов помочь коллегам сохранить ресурсное состояние.

Островки стабильности

Есть такие аспекты качества жизни, которые и сейчас сохранили свою актуальность (а для кого-то стали еще более важными) – например, здоровье и семья.

Мы намеренно продолжаем регулярность мероприятий по этим темам: встречи с психологом родительского сообщества, лекции на тему питания и головной боли, вебинары по возможностям ДМС занимают свое место в well-being-календаре и встречают популярность у сотрудников. Это помогает создавать островки стабильности и укрепляет ощущение, что жизнь продолжается, что в любые времена важно заботиться о себе и своих близких.

ОПОРА НА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

Один из действенных инструментов программы благополучия в нашей компании – это сообщества. А в новых реалиях это еще и важные точки опоры. Мы не только продолжаем регулярное взаимодействие в профессиональном сообществе BeeEXPERT, Кино- и Книжном клубе, экосообществе BeeGREEN, но и вовлекаем коллег в поддерживающие обсуждения. В BeeGREEN, например, обсудили терапевтический эффект от комнатных растений, маленьких огородов на подоконнике. В части сообществ, кстати, особую актуальность приобретает BeeEXPERT — программа для сотрудников билайн, которые хотят и готовы делиться своей экспертизой внутри компании и за ее пределами.

Причем это не просто база вебинаров от сотрудников компании. Это сообщество профессионалов своего дела, которые вместе развивают свой личный бренд и навыки презентации, при помощи наставников и друг друга формулируют свою экспертность и находят оптимальный способ поделиться опытом. Мы запустили сообщество в начале февраля, по графику продолжали организовывать встречи и сейчас уже готовимся к первому выпускному.

Уверены, что в новых реалиях программа имеет еще больший потенциал. Времена у нас очень непростые. Но именно они, как фотопленка, проявляют искреннюю заботу компании о сотруднике. И как нам кажется, задача wellbeing команд – соединять бизнес-задачи и запросы сотрудников, гибко адаптировать содержание и акценты, и, в конечном счете, помогать коллегам сохранять фокус, быть полезными и вместе достигать больших целей.

Автор: Анастасия Зыкова, старший менеджер по благополучию компании «ВымпелКом»
Источник: журнал «Льготы и бенефиты»

Комментарии руководителя всероссийского проекта «Health Balance» Ивана Рыбакова:

- Я абсолютно согласен, что комплексный подход и создание сообществ может быть очень эффективным инструментом поддержки сотрудников.

На мой взгляд, отличным примером программы, которая позволяет помочь создать сообщество и сформировать эффективный инструмент психологической поддержки внутри компании может быть программа «Первой психологической помощи» или «Mental health buddies».

Такие программы позволяют развивать 2 типа навыков: создание сообщества и оказание первой психологической помощи коллегам (психологический коучинг).

Важно, что такая программа должна включать не только помощь для преодоления стресса, но и первую помощь при депрессии, тревожных расстройствах и даже профилактику суицида.

Работники, прошедшие обучение по таким программам, смогут:

выявить человека, который страдает от ментального заболевания или злоупотребления психоактивными веществами, и оказать первую психологическую помощь – на 67 % эффективнее;

снизить уровень стресса, профессионального выгорания – на 56 % эффективнее;

выявить человека, склонного к суициду – на 36 % эффективнее;

активно и не осуждающе выслушать человека, испытывающего дистресс – на 41 % эффективнее;

оказать первую психологическую помощь на рабочем месте – на 59 % эффективнее

повысить эффективность помощи коллегам на рабочем месте – на 49 %;

выявить и скорректировать заблуждения в отношении ментальных заболеваний – на 58 % эффективнее;

Повысить уровень психоэмоционального благополучия у работников – на 34 %.

Начать дискуссию