Концепция (Visual) Think Assistance - способ эффективно "подумать об другого"

Мыслить в одиночку всегда было сложной задачей. Некоторые философы даже считают, что индивидуального мышления в принципе не существует. Человек, осмысляя что-то, ведет внутренний диалог. С собой, с оппонентом, с цивилизационным наследием. Сегодня мыслить одному в разы сложнее, т.к события в мире выбивают из рабочего состояния даже самых способных сохранять концентрацию на предмете.

Для меня очевидно, что сейчас важно уметь поддерживать друг друга в мышлении. На практике я получаю десятки отзывов, что мышление с участием ассистента, способного структурировать и поддерживать мыслящего, повышает его эффективность. Но это не просто, т.к в большинстве мы не привыкли мыслить совместно, а уж тем более помогать другому осмыслять что-то.

В компаниях привычной формой совместного мышления можно считать мозговые штурмы, критические разборы, сессии с обратной связью, проработки вопросов по коммуникативным протоколам и фреймам, в публичном пространстве – дискуссии и дебаты. Особо продвинутые знают о сократических диалогах, но иногда боятся этого формата, как боялись современники самого Сократа. Совместные форматы мышления несут в себе целый ряд психологических ловушек, из-за которых думать об кого-то оказывается не так эффективно, как хотелось бы.

Концепция (Visual) Think Assistance - способ эффективно "подумать об другого"

По большей части проблемы сводятся к тому, что мыслить в присутствии других небезопасно. Для кого-то небезопасно выходить с сырыми, недообдуманными и недооформленными идеями, для кого-то показывать свои зоны незнания и сомнения, для других – раскрывать свой стиль мышления, внутреннюю кухню осмысления задач.

Меня было интересно найти такой способ поддержать человека или группу в мышлении о развитии, который поможет им делать это максимально ясно, эффективно и вовлеченно и в тоже время безопасно и комфортно. Я изучала как проводят сессии в разных подходах: коучинге, психологическом консультировании, фасилитации, модерации, экспериментировала с визуальными практиками, работой с инфографикой и различными подходами к структурированию материалов. Так появилась концепция помощи в мышлении Think Assistance и взаимопомощи в мышлении Think Partnership.

Работа в подходе Think Assistance направлена на то, чтобы человек, назовем его мыслитель, прояснил свои собственные мысли и имел свободу развить их. Это работает через создание безопасного пространства за счет присутствия и помощи другого человека - ассистента в мышлении. Ассистент работает через особый подход к слушанию, фиксации хода размышления и поддержке вопросами и обратной связью, что позволяет человеку свободно развивать свою идею и при желании – не только исследовать содержание идей, но и рефлексировать особенности своего мышления.

Ассистент поддерживает процесс мышления, стараясь помочь мыслителю нащупать, оформить, развить его собственную идею. Задача ассистента - предоставить форму и пространство, но не вносить свое содержание или отношение, которое может увести мыслителя от его позиции. Ассистент помогает мыслителю выработать свою позицию по вопросу.

Think Assistance не профессия и не функция в команде, это состояние человека - ассистента, поддерживающего мыслителя. В этот момент ассистент является «водителем» или «экраном». Пассажир говорит куда ехать и как хотелось бы провести время в поездке, водитель согласует маршрут и предоставляет средство движения. Будучи экраном ассистент фиксирует и отражает ход мышления, структурирует его в форме, наиболее подходящей мыслителю.

Ассистент помогает мыслителю буквально увидеть поле его мышления о ситуации, проблеме, задаче, понятии. Увидеть целостно и рассмотреть в деталях, двигаться внутри этого поля и исследовать и структурировать особенности предмета размышления до тех пор, пока не сложится инсайт. Визуальная поддержка является обязательной частью практики Think Assistance.

Но для того, чтобы помогать человеку раскрываться, быть вовлеченным и сфокусированным, гибким, креативным и критичным к своим мыслям ассистенту нужно обладать целым рядом компетенций. О карте компетенций ассистента расскажу в следующей заметке.

А пока приведу ключевые ценности подхода

● Мышление, ориентированное на результат

● Ценность самого процесса размышления, как части жизни человека или команды

● Свобода мыслить о чем угодно

● Идеи ценны на любой стадии зрелости

● Безоценочное принятие личности

● Содержание и характер мышления оценивает сам мыслитель

● Право мыслителя определять ход размышления и направление помощи

● Визуальная опора и моделирование, возможность менять мысли на ее основе

● Конструктивность обратной связи

● Партнерство без соавторства

Роль мыслительного ассистента, Think Assistant изначально была описана как специализированная, обладающая особыми компетенциями. Но мне стало интересно, как могут раскрываться креативные и новаторские команды, которые возьмут за основу коммуникации подход Think Partnership. Его суть в том, чтобы каждый член команды обладал компетенциями мыслительного ассистента так, чтобы любой участник мог поддержать другого в мышлении. Какой может быть команда, где в культуре принято открыто, безопасно и целенаправленно думать об другого?

Если вам близки эти идеи, вы уже практикуете взаимоподдержку в мышлении или работаете в таком ключе с коучем, наставником, ментором, и если вы хотите сделать этот процесс более технологичным и усиленным визуально – напишите мне. Найдем в чем посотрудничать.

1
Начать дискуссию