Зачем компании нужен ребрендинг. Разбираем на примере NOKIA

NOKIA впервые за 60 лет провела ребрендинг — фирменный стиль изменился радикально для такой большой компании и я хотел добавить свои пять копеек про это. Я не буду обсуждать эстетику нового стиля (с ней все хорошо), а хотел немного раскрыть логику таких изменений.

Новый логотип на здании штаб-квартиры компании в Эспоо
Новый логотип на здании штаб-квартиры компании в Эспоо

Ребрендинг — это не просто красивые картинки, а инструмент визуальной поддержки новой стратегии компании. Он стоит очень дорого и обычно не берется с потолка, потому что арт-директор так захотел — у него есть четкая задача поддержки изменений.

И есть два варианта изменений — эволюционные (оптимизация процессов и сервиса, актуализация ценностного предложения и продуктовой линейки) и революционные (кардинальная перестройка бизнеса и позиционирования).

Соответственно, новая айдентика будет нести в себе один из двух посылов.

В первом случае: «Мы идем в ногу со временем, слышим вас, наши дорогие клиенты и хотим быть максимально с вами на одной волне» — обычно такой посыл выражается в рестайлинге, обновлении стиля, «закруглении углов», скажем так. Она обычно становится просто свежее и современнее — как и сама компания в видении менеджмента.

Многие клиенты этих изменений могут даже не заметить, поскольку новая айдентика, как правило, просто встает в общий визуальный ряд со всем, что их окружает и выглядит как норма.

А во втором случае, когда компания претерпевает серьезные изменения и меняет стратегию, вектор развития, ей нужно сказать, «мы теперь совсем другая компания» — и айдентика получается с бОльшим отрывом от текущего состояния (степень этого «отрыва» определяется амплитудой изменений в бизнесе: продукте, целевой аудитории, видении будущего).

Пример NOKIA как раз из второй категории — компания уже 10 лет не занимается мобильными телефонами (продала его Microsoft), а люди до сих пор её так воспринимают. Поэтому новая айдентика так сильно отличается от привычной нам Connecting People — чтобы разорвать эту взаимосвязь.

Мемы в комментариях приветствуются!
Мемы в комментариях приветствуются!

Можно еще привести пример Сбера, который проходил оба сценария изменений — эволюционных и революционных.

В 2009 году, с приходом Германа Грефа и обновлением стратегии на улучшение сервиса и качества услуг, банк провел рестайлинг. Новый стиль прямо говорил: «мы остаемся банком, но теперь он будет современным».

Изменение логотипа Сбербанка
Изменение логотипа Сбербанка

В логотипе видно, что он стал просто «свежее»: цвета чуть мягче, знак подвернули как был лицом к человеку, поработали с засечками букв в логотипе. Довольно минорные, но важные изменения — они работают на подсознательном уровне и такой бренд выглядит «дружелюбнее».

А вот ребрендинг 2020 года выглядел куда более радикально: тут и изменение логотипа, и знака, и даже названия. Пройти мимо этих изменений уже довольно сложно — перестают стыковаться привычные связи в голове и начинают возникать какие-то новые.

Резюмирую. Ребрендинг — инструмент поддержки изменений в компании. Чем сильнее изменения — тем сильнее новый стиль будет отличаться от текущего (иногда доходит до смены названия).

Если вам интересны подобные заметки о маркетинге и управлении — подписывайтесь на мой блог в Телеграме.

22
5 комментариев

Пишу этот комментарий с телефона Nokia.

Ответить

Всё намного проще.
Посмотрите на фасад.
Что видите?
Ага!
Нет форточек.
Некуда выбрасывать деньги.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Нокиа 3310 все еще считается тупым оружием случай зомби апокалипсиса!

Ответить

Почему автор пишет о редизайне, но называет его ребрендингом? Ребрендинг это не обновление айдентики. Это другой процесс изменений в компании, который может (или необязательно) затрагивать визуальное оформление.

Ребрендинг — это адаптация бренда к изменениям рынка и аудитории. Во время ребрендинга может меняться идеология бренда, его позиционирование и восприятие.

Если пишите о «ребрендинге», то и пишите о «ребрендинге». А не о том что компания сменила логотип и всё поменялось, мы теперь другие.

Ответить