Как создать PR на ровном месте. История архитектора Нормана Фостера

Лондонские доки, 1960-е
Лондонские доки, 1960-е

1967 год, Лондон. Архитектор Норман Фостер только недавно организовал со своими партнерами бюро Foster+Partners, но им все никак не удавалось получить сколько-нибудь заметные контракты — были только небольшие дома и квартиры — все по друзьям и знакомым.

И тут Фостер узнаёт о том, что в порту Лондона докеры объявили забастовку из-за ужасных условий труда и судовладельнцы озабочены тем, чтобы решить эту проблему.

Фостер напросился на встречу с владельцем норвежской компании Fred Olsen, чтобы обсудить проект. Оказалось, он хотел построить в дальнем углу порта какое-нибудь здание со столовыми и душевыми.

Фостер, понимая, что ему нужен более заметный объект, стал объяснять владельцу, что если здание разместить так далеко от места разгрузки судов, то уставшие рабочие будут только еще больше злиться из-за того, что им после смены придется тащиться 20 минут до душевых.

Вместо этого Фостер предложил сделать вставку между складами — прямо рядом с местом разгрузки кораблей — так, докерам не пришлось бы далеко ходить.

Вдобавок, Фостер предложил разместить в здании помещения для рабочих и офисных сотрудников, что было новацией того времени, но могло пойти на пользу в вопросе сближения с рабочим классом и устранения неравенства.

Владелец эту идею одобрил, но теперь Фостеру нужно было найти способ выделиться еще и визуально. И он придумал сделать первый в Англии полностью стеклянный фасад — на фоне индустриальной застройки и водной глади он выглядел бы очень свежо, как с воды, так и с земли.

Но была одна проблема — в Англии не было фабрик, которые могли бы произвести для него такой фасад и систему креплений. Фостер, еще до подписания контракта, полетел в США к производителю таких панелей, разузнал технологию производства и привез её в Англию.

Так Foster+Partners получили первый проект по сути из ничего — сами себе придумали классный проект, который дал старт их грандиозной карьере.

Но на самом деле, эта история была бы неполной без эффектного пиара вокруг проекта.

Ведь мало было сделать классный проект, его нужно было эффектно подать — как бы Фостер не выкручивался, это все равно оставалась рабочая столовая с душевыми в порту, куда ходят только грузчики. Бюро нужно было заявить о себе.

И тут Фостер сделал фантастическую вещь — вот этот снимок для местного архитектурного журнала:

Fred Olsen Amenity Center, Foster+Partners, London, 1967
Fred Olsen Amenity Center, Foster+Partners, London, 1967

Я так и не нашел автора этой фотографии, но если бы фото было ч/б, я решил, что это кто-то из Magnum — так круто снимают только они.

В этой фотографии просчитана каждая деталь: диагональная композиция, уходящая за горизонт; отражение кранов в стеклянном фасаде; контраст стекла и металла; холодный утренний свет и солнечный блик в объективе.

И самое главное — в центре кадра три архитектора, которые уверенной походкой направляются к выходу из порта, в город и как бы говорят тем самым: «Лондон, мы пришли». Они молоды и полны сил, одеты в стильные плащи, которые развеваются на ветру — прям мурашки. Огромная сила и потенциал.

Если проследить за Фостером, у него очень четко выстроен образ в медиа, и я думаю, что силу брендинга он осознал именно в этом проекте

Rene Burri, Magnum, San-Paolo, 1960
Rene Burri, Magnum, San-Paolo, 1960

Полагаю, Фостер использовал в качестве референса фотографию швейцарца Рене Бурри из Magnum, которую тот сделал в Сан-Пауло (Бразилия) в 1960 году.

Удивительно, как им удалось воспроизвести столь же мощную энергетику при несравнимо меньшем масштабе!

Если вам интересны подобные истории о маркетинге и развитии бизнеса — подписывайтесь на мой телеграм-канал

22
Начать дискуссию