Что такое трекинг?

Когда я говорю о своем роде деятельности, то часто нужны пояснения. Я решил собрать вместе типовые вопросы и ответы.

Трекинг — это российская методология работы с компаниями, которую сформулировали во ФРИИ (фонд развития интернет-инициатив) в 2014–2015 годах. Задача ФРИИ была помочь молодым компаниям быстрее дойти до значимых рыночных результатов, до той стадии, где они становятся интересны инвесторам и начинают зарабатывать существенно бОльшие деньги.

Соответственно, возникла необходимость и в людях, которые применяют трекинг. Так в 2016 году появилась школа трекеров. Автор методологии - Евгений Калинин, мой наставник. А сейчас я сам работаю в роли наставника с новыми студентами школы трекеров.

Что такое трекинг?

Как показала практика, методология трекинга отлично подходит не только для стартапов, но и для уже работающих бизнесов, которые хотят измениться таким образом, чтобы существенно увеличить результаты.

Если коротко, то трекинг — это методология внедрения в компании изменений, нацеленных на рост.

Сейчас трекинг применяется во всех российских бизнес-акселераторах и даже в крупных корпорациях. Но в корпорациях чаще идет работа с отдельными продуктовыми командами, чем с компанией в целом.

С точки зрения методик, трекинг представляет из себя синтез теории ограничений Голдратта, методологий Lean Startup, Solution Sales, HADI-циклов и еще ряда инструментов.

Почему тут разные инструменты?

Потому что каждый бизнес индивидуален, простое копирование работающих методов конкурентов не работает, не существует единого сценария работы с компаниями и актуальность задач постоянно меняется и для этого используется широкий набор инструментов.

Как конкретно проходит работа?

Это еженедельные встречи с владельцем бизнеса и/или его топ-менеджерами. Встреча занимает от 1 часа до 2-х, в ходе встречи с помощью вопросов проводится оценка текущей ситуации, формулируются цели, ограничения (то что мешает достижению целей), гипотезы как эти ограничения убрать и конкретные действия, которые можно предпринять для проверки гипотез. По результатам встреч формируется недельный спринт. В течение недели в переписке происходит обмен документами, короткие обсуждения и через неделю цикл повторяется, но уже с новыми результатами.

Интересно, что отсутствие результата за неделю — это тоже очень полезный результат. Это помогает увидеть те ограничения, про которые предприниматель сам не любит рассказывать - или отсутствие компетенций, или страхи, или неуверенность. И когда получается это все преодолеть, то темпы кратно увеличиваются.

В чем полезность?

Полезность в существенном сокращении времени на достижении целей и работе в комфортной поддерживающей среде. Вспомните, сколько разных гипотез вы пробовали за последнее время, сколько совершали действий, которые не приносили доход? Значительную их часть можно было бы и не делать, если увидеть бизнес со стороны. И при этом, наверняка, есть такие действия, которые вам принесут результат, но вы пока не поняли какие именно.

Ключевая особенность трекинга — это возможность продуктивно работать в условиях неопределенности. Тогда, когда вы не знаете точно, что происходит с клиентами, с рынком, с конкурентами. В этой среде трекинг гораздо эффективнее самого качественного годового или квартального планирования.

Кому трекинг не нужен?

Тому, кто искренне считает, что у него все отлично и он не нуждается в какой-либо поддержке. Такое бывает. Очень часто для таких предпринимателей действительно полезнее привлечь консультанта-эксперта по отдельному узкому вопросу.

Кому трекинг точно нужен?

Тому, кто действительно хочет что-то изменить, но пока не получается это сделать или темп изменений слишком низкий.

Стадия бизнеса тут не важна. Когда есть только идея, то с трекингом получается быстрее дойти до первых продаж.

Когда продажи уже идут, то скорость роста совершенно точно можно увеличить.

С чего начать?

Начало всей работы — это диагностическая сессия, на которой разбираем текущую ситуацию, цели и существующий план достижения. Результат диагностической сессии — это уточнение или описание новой стратегии, выявление ограничений и угроз, которые мешают или могут помешать достижению целей.

А вдруг ничего не получится?

Да, может ничего не получиться. Так и будет в том случае, если в компании не будут происходить изменения. Изменения действий, компетенций, качества работы. Иногда изменения настолько сильные, что меняется сфера деятельности компании. Иногда бывает, что по результатам работы 1–2 месяцев собственник принимает решение о закрытии бизнеса. И это тоже ценно, потому что освобождаются ресурсы на другие бизнесы, которые более продуктивны. Ну и просто перестают генерироваться убытки.

Если вам интересно попробовать в своем бизнесе, то welcome, можем это обсудить. Напишите мне в телеграме (@ilyasaykov) «хочу попробовать», и мы договоримся о встрече.

1
Начать дискуссию