FMCG-сектор. Что это, зачем и как функционирует в экономике?

Привет, мы команда Community из кейс-клуба РЭУ им. Г.В.Плеханова. Рассказываем, что это за аббревиатура, как данный сектор живёт на рынке, а также раскрываем все "за" и "против"

FMCG (с англ. fast-moving consumer goods) – товары повседневного спроса.

Это напитки, шоколад, гигиенические принадлежности и другие товары, которые необходимы покупателям на постоянной основе и отличаются относительно невысокой ценой. Во времена Советского Союза группа товаров FMCG имела иное имя – ширпотреб (товары широкого потребления).

К отличительным чертам таких товаров относятся:

  • Быстрая оборачиваемость – товары быстро разбираются с полок и заменяются новыми. Большой товарооборот приносит высокую прибыль.
  • Короткий жизненный цикл, из-за чего потребителям приходится ходить за покупками чуть ли не ежедневно.
  • Спонтанность покупок. Люди настолько привыкли покупать эти товары, что даже не задумываются, складывая их в корзину.
  • Невысокая цена. Она снижает критичность восприятия и сокращает время принятия решения до нескольких секунд. Покупатель приходит в магазин и за полчаса-час набирает в корзину 5-10-15 товарных позиций, не обращаясь за консультациями к продавцам.

Товары такого типа делятся на следующие категории:

  • Повседневные товары. В эту группу входят быстропортящиеся продукты питания.
  • Товары, покупаемые с запасом. Они характеризуются долгим сроком хранения.
  • Товары, необходимые для приема гостей. Это декоративные бумажные салфетки, коктейльные трубочки, одноразовая посуда.
  • Сезонная продукция. Например, прохладительные напитки, спрос на которые резко поднимается с наступлением теплого времени года. Или тетрадки и ручки, в большом объёме продаваемые перед 1 сентября.
FMCG-сектор. Что это, зачем и как функционирует в экономике?

Структура рынка

Рынок FMCG – конкурентная среда, которую можно поделить на четыре уровня.

На первом уровне находятся непосредственно компании-производители. Те, кто придумывает и воплощает в жизнь новые идеи в области производства товаров широкого спроса. Они же отвечают за разработку общей рекламной стратегии для фирменного продукта, поэтому наценка здесь максимальная среди всех уровней. С компаниями FMCG знаком каждый человек, ведь люди пользуются их продукцией ежедневно.

Второй уровень рынка составляют оптовые покупатели, которые закупают крупные партии продукции у производителей. В качестве оптовика выступает обычная оптовая компания-склад или дистрибьютер. Последний, отличается тем, что развивает клиентскую базу, разрабатывает и организует маркетинговые мероприятия, сотрудничает с производителем в рамках продвижения продукта. Стандартная наценка для оптовой компании 15-20%.

Третий уровень занимают розничные магазины. Сетевые или единичные они непосредственно взаимодействуют с конечным потребителем. Сетевые торговые точки имеют одно название, единое оформление торговых залов, похожую ассортиментную матрицу и общую ценовую политику с наценками 5-100%. Для единичных же магазинов закупочные цены относительно высоки, из-за небольших объемов поставок, что не дает магазинам установить наценку выше 30%. К третьему уровню в структуре рынка FMCG относятся также предприятия HoReCa: отели, рестораны, кейтеринговые агентства. Наценка на товары достигает 500%.

Четвёртый уровень – конечный покупатель. В сегменте FMCG продаж им является физическое лицо, приобретающее продукцию для собственного потребления. Именно на него ориентируются при разработке стратегий продвижения, создании новых товаров, улучшении их качества.

Хотя относительная прибыль от продажи таких товаров обычно низка, они продаются в больших количествах, поэтому общий доход может быть высоким. Для этого рынка характерны: высокий уровень конкуренции, сезонность продаж для отдельных категорий продуктов, а также постоянное появление новых марок и видов товаров. Обычными предпосылками к успеху на этом рынке являются:

  • необходимость ежедневного потребления;
  • повадка покупать привычный товар быстро, не задумываясь;
  • формирование определенной модели потребления;
  • высокий уровень спроса и высокая конкуренция;
  • лёгкая заменяемость;
  • доступность цены;
  • широкий ассортимент.

Все это в комплексе способствует динамичному развитию рынка и активной конкурентной борьбе. Для успеха компаниям необходимо тщательно продумывать маркетинг, регулярно проводить рекламные кампании и организовать грамотный мерчандайзинг.

Крупнейшие компании в России

В 2019 году Forbes опубликовал список крупнейших пищевых компаний в России. Из представителей FMCG сектора в топ-50 попали 9 компаний:

FMCG-сектор. Что это, зачем и как функционирует в экономике?

Что касается рейтинга международных брендов на территории РФ, то он значительно отличается от мирового с уклоном в сторону табачной продукции.

Чем же так примечателен FMCG-сектор для трудоустройства?

FMCG в России является одной из самых многообещающих областей для построения успешной карьеры. Вот всего лишь несколько преимуществ работы в FMCG компаниях:

  • Разнообразие отделов: коммерческие (продажи, маркетинг); вспомогательные (логистика, финансы, ИТ, закупки); производственные;
  • Привлекательный уровень компенсации: зарплаты в индустрии довольно высокие в сравнении со многими другими (хотя они сильно зависят от конкретной компании и позиции, так как отсутствуют единые рыночные стандарты);

  • Устойчивость в кризис: FMCG сектор, как никакой другой, умеет противостоять финансовым кризисам. обычно у компаний в портфеле присутствуют бренды нескольких ценовых сегментов с разной степенью эластичности. Люди могут перестать скупать акции, недвижимость и автомобили, но никогда не перестанут покупать потребительские товары. Зачастую это позволяет частично компенсировать общий спад в экономике.
  • Work-life balance: конечно, это зависит от компании и функции, но в основном в FMCG корпоративная культура предполагает поддержание адекватного баланса между работой и личной жизнью;
  • Наличие локального производства: у многих компаний в России есть собственные заводы, что позволяет получить уникальный опыт в инженерии, закупках, логистике и иных сферах, который нельзя получить в компаниях с производством за рубежом (или без производства вообще);
  • Возможность получения международного опыта: часто для международных FMCG компаний Россия является одним из ключевых рынков и все действия российских офисов всегда под наблюдением (в хорошем смысле). Если сотрудник проявляет себя и демонстрирует крутые результаты, которыми можно поделиться с топ-менеджментом, есть вероятность, что его могут пригласить работать за границу (при наличии его собственного желания, естественно).

Но у всего есть недостатки...

  • Не такой агрессивный карьерный рост как в финансах и консалтинге: из-за более гибкой корпоративной культуры, а также конкурентоспособного уровня зарплат, сотрудники часто не меняют место работы в течение многих лет. Это ограничивает появление новых позиций, а, соответственно, и стремительный карьерный рост. В некоторых других индустриях (например, финансовые и консалтинговые услуги) «текучка» гораздо выше, и те, кто готов постоянно вкладывать много времени и сил в работу, могут ожидать более быстрого роста.
  • Сильная конкуренция (как внутренняя, так и внешняя): как писали ранее, FMCG является очень привлекательной индустрией для специалистов с разным бэкграундом. Плюс, в FMCG довольно низкая текучесть кадров, что создает большой конкурс как на прохождение в компанию извне, так и на карьерный рост внутри.
  • Существенный разброс в уровне компенсации: в некоторых индустриях присутствует общепринятая иерархия, к которой привязан уровень зарплат. В FMCG нет четких стандартов, что приводит к существенным различиям в уровне компенсации. Например, согласно исследованию компании Hays (один из мировых лидеров в области услуг по рекрутингу), уровень зарплат на позиции Junior brand manager в FMCG в России начинается от 80 и может доходить до 150 тысяч рублей.

Было интересно? Ещё больше полезностей ищи тут:

55
4 комментария

Неожиданная глупость под аббревиатурой РЭУ…
Тема не раскрыта, ни с точки зрения маркетинга, ни с точки зрения кандидата.
Отстой.

1
Ответить

Илья, нам жаль, что статья не пришлась Вам по душе. Наш контент больше направлен на школьников, студентов и начинающих специалистов, которые только начинают знакомство с различными сферами и профессиями, поэтому наша цель – донести основы простым и понятным языком, но мы непременно будем стараться вывести наши статьи на более продвинутый уровень.
Спасибо за отзыв!

1
Ответить

У нас FMCG делилось, кроме приведённых категорий, ещё как минимум на:

Товары для личной гигиены и ухода за телом.
Товары для домашнего ухода и уборки.
Товары для детей и младенцев.
Товары для животных.
Товары для спорта и отдыха.

А недавно пришли в дискуссии с админом тг-канала о хлебном бизнесе (@ohlebe_ru), что даже хлеб - тоже товар FMCG, хотя множество людей думают что FMCG ближе к бытовой химии...

1
Ответить